ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАНИИ.
учебно-методический материал

Боровинских Анна Ивановна

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАНИИ.

А. И. Боровинских,

Воспитатель

МАДОУ «ДС № 68 г. Челябинска»

 

В современном мире персональные компьютеры и сопутствующее оборудование являются неотъемлемой частью нашей жизни, компьютерная грамотность теперь доступна каждому и не зависит от уровня образования, проектирование информационной среды является насущным вопросом системы образования, на деятельность которой информационные процессы оказывают большое влияние.

Под воздействие информационных потоков попадают содержание образование и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, задачи финансово-хозяйственной деятельности. Также информационные процессы задают ориентиры и определяют точки роста всей образовательной системы. Это следует из того, что образование с одной стороны представляет педагогические организованную взаимную деятельность всех участников этой деятельности, а с другой – является информационным процессом, который связан поиском и производством, хранением и обменом, преобразованием и потреблением информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_sreda_v_obrazovanii.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАНИИ.

А. И. Боровинских,

Воспитатель

МАДОУ «ДС № 68 г. Челябинска»

В современном мире персональные компьютеры и сопутствующее оборудование являются неотъемлемой частью нашей жизни, компьютерная грамотность теперь доступна каждому и не зависит от уровня образования, проектирование информационной среды является насущным вопросом системы образования, на деятельность которой информационные процессы оказывают большое влияние.

Под воздействие информационных потоков попадают содержание образование и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, задачи финансово-хозяйственной деятельности. Также информационные процессы задают ориентиры и определяют точки роста всей образовательной системы. Это следует из того, что образование с одной стороны представляет педагогические организованную взаимную деятельность всех участников этой деятельности, а с другой – является информационным процессом, который связан поиском и производством, хранением и обменом, преобразованием и потреблением информации.

Как и любые процессы нашей жизнедеятельности информационные протекает в определенной среде, в качестве которой принято рассматривать информационную. Информационная среда обусловлена рядом особенностей:

программно-аппаратной организацией информационной среды;

учебно-методическим наполнением ее информационных ресурсов;

организацией деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Также выделяют признаки и свойства, необходимые для характеристики информационной среды образовательной организации.

Информационная среда является условием и средством сложных взаимодействий типа "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

Информационная среда формируется как самоорганизующаяся система в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательной организации. Такое развитие зависит от уровня самой организации и имеющегося и планируемого технического оснащения. Информационная среда должна быть единой и обладать целостной структурой, такие свойства обусловлены единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. Информатизацию основных видов деятельности (образовательной, управленческой, отвечающей за коммуникации) обеспечивают инвариантные компоненты, которые также включены в информационную среду.

Информационная среда в образовательной организации обеспечивает наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, разграничение прав доступа к данным, использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах, возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.

Построение единой информационной среды (ЕИС), которая рассматривается в качестве педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса, является приоритетной задачей, решаемой в рамках развития процессов информатизации образовательным учреждением.

Что же включает в себя единая информационная среда? В ЕИС входят материально-технические, информационные и кадровые ресурсы. Она обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. Также предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности образовательной организации, носит открытый характер (расписание, образовательные программы, учебные планы и т. п.).

Организация информационной образовательной среды с использованием современных компьютерных и информационных технологий составляют систему, которая становится не просто набором информации в электронном виде, пусть даже и структурированной по примеру электронных библиотек. Теперь информационная среда представляет собой систему связи профессиональной и проектной деятельности в этой среде и систему доступа к различным хранилищам самой разнообразной информации.

Список литературы:

  1. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
  2. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании. учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013 — 227 с.
  3. http://academy.odoportal.ru/ Педагогика в современных информационно-образовательных средах/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование информационно - коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды"

Творческая работа по внедрению информационно - коммуникативных технологий в условиях детского сада....

Открытая информационная среда

Презентация детского сада № 38  "Домовенок".  Разработанный мною проект "Открытая информациоонная среда в ДОУ" был выставлен на выставке достижений "Образование для каждого"...

Проект «Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды »

"Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать" Сеймур ПайпертПроект разработан в Излучинском МБДОУ ДСКВ...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Современная информационно-образовательная среда: дошкольное образование.

В презенатции представлен обзор информационно-образовательной среды конкретной дошкольной образовательной организации...