Интегрированное занятие по изучению народных промыслов тема: «Волшебный лён»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зенкина Елена Николаевна

Интегрированное занятие по изучению народных промыслов  тема: «Волшебный лён» для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Волшебный лён»23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по изучению народных промыслов  тема: «Волшебный лён»

для детей подготовительной группы

Цель: формировать у детей представление о народном -художественном промысле России -ткачестве.

Задачи:

- Познакомить с ткачеством как видом декоративно- прикладного искусства и плетением как универсальной техникой конструирования.

- Учить изготавливать оригинальные бытовые изделия способом плетения из ниток (ковриков, салфеток, закладок).

- Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, передавая характер песни.

- Расширять и активизировать словарный запас детей новыми словами (прялка, полотно, плетение, ремизка, челнок, бердо, уток, лён, мялка, нить, прясть, ткать, ткачество и др.).

- Поддерживать у детей интерес к традициям России и музыкальной культуре русского народа, уважение к людям и их труду.

Подготовительная работа: 

Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в мастерскую музей детской школы искусств. Знакомство и разучивание р.н.п. «Прялица», «Дуня - тонкопряха», «Лён, ты мой, ленок», «В низенькой светелке», р.н. игр «Ткачиха», «Челночок» и др. Плетение ковриков из бумаги.

Материалы и оборудование: сундучок, плетёные изделия, льняная салфетка, льняная косоворотка и сарафан, ткацкий станок, станки для плетения, льняная пряжа, нитки, пластиковые иглы, иллюстрации, образец работы.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель.  Добро пожаловать гости дорогие в светелку! (кланяется детям. Дети делают поклон, садятся). Как вы думаете, ребятки, какая комната называется светелкой? (светлая). Что в такой комнате делали в старину? (пряли, шили, вышивали). Верно, занимались рукоделием. Какие предметы нужны для рукоделия? (пяльцы, нитки, спицы). У меня есть волшебный «Бабушкин сундучок», он таит немало секретов, открыв его можно узнать много интересного.  Что хранится в сундучке, как вы думаете? (Ответы). Что нам думать да гадать? Давайте откроим и посмотрим. (Сундучок не открывается). Я, кажется, догадалась. Сундучок не простой, а с секретом.

Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде.

1 Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2 Дело мастера боится.

3 Труд кормит, а лень портит.

4 Умелые руки не знают скуки.

Как вы понимаете эту пословицу? Молодцы! Сундучок, ребята, открывается! А в нем (показ): прялки, спицы, веретено. В старину занимались рукоделием, многие и в наши дни вяжут. Я знаю, что вы тоже любите вышивать, продолжаете народные традиции.

Воспитатель. Ребята, какие же вы нарядные сегодня, посмотрите дуг на друга! Что же делает нас нарядными? (ОДЕЖДА). Все мы носим одежду и не представляем без нее жизнь.  Для чего она нужна? Из чего шьется одежда? (Ответы). Правильно. все верно, одежду шьют из тканей на фабриках, в ателье, а затем ее продают в магазинах. В старые времена не было фабрик по производству тканей, да и по пошиву одежды тоже не было.  А в старину чаще всего шили одежду из льняной ткани. Лен выращивали в Древнем Египте, Индии, но больше всего он был распространен в Древней Руси, в России. Ребята, что вы знаете про лён? Давайте вспомним! Как его обрабатывали в старину, как получали ткань?

Дети. Сеяли его весной, разбрасывая в землю маленькие, блестящие семена и приговаривали в надежде на хороший урожай:

1 Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Большой урожай в наш край.

А еще приговаривали.

2 Ты удайся, мой беленький ленок (ВСЕ)

 Музыкальный руководитель. Удачный сев завершается праздником, на котором водили хороводы, играли и пели песни про лен, которых на Руси было сложено очень много. Вставайте в хоровод, вспомним одну из таких песен.

Дети исполняют песню «Посеяли девки лен»

Воспитатель.

     Взойдет лен, вытянется, зацветет голубым цветом. А

 Когда отцветет, что появляется вместо цветов? (Плод- коробочка или головка). Подсохнет лен, побуреют головки и что начинают делать со льном? (Вытаскивают или теребят). Вытеребленный лен вяжут в (Снопы). Затем лен начинали обмолачивать. Для чего? (Чтобы осыпались головки). Наверное, можно его теперь прясть? Что же ими делали с волокном? (Чесали). Чем? Покажите гребень. Сначала гребни были деревянные, позже – железные.

     Вот теперь получилось волокно, которое можно прясть. (Показ волокна). Какими словами можно назвать его (гладкое, мягкое, легкое, пушистое). Покажите прялку, веретено. Для чего оно? Волокно скатывали, сворачивали в валик. Как он назывался? (куделя), прикрепляли его к прялке. Покажите, куда прикрепляли куделю? Начинали рукодельницы прясть волокно, превращая его в прочные нитки. Как ласково называли прялку? Почему?

А теперь попросим девочек сюда

Дам им в руки 3 веретина.

Музыкальный руководитель.

Пусть красавицы порадуют народ,

 А работе их гармошка подпоет.

 - Вечер за прялкой требовал напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.

Исполняется песня «Прялица».

А давайте вспомним какие русские народные песни пели во время работы осенними и зимними вечерами? («Прялица», «Лён, ты мой, ленок», «Дуня – тонкопряха»).

Воспитатель. На чем же ткали льняное полотно? (На станке). Как его называли? (Кросно). Еще раз покажу его вам.  Когда я была маленькая, бабушка учила меня ткать на таком станке. Его устанавливали в большой комнате ближе к окну, чтобы было светлее. (Показ ткацкого станка). И вот ткань соткана. Теперь можно и одежду шить, и белье, и вышивать узоры. (Показать полотенца, платья). Плетение – это одно из древних ремесел. На Руси такое ремесло пользовалось большим успехом.

Музыкальный руководитель. Ребята, предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ткачиха»

Две шеренги, стоят напротив друг к другу лицом, плотно переплетясь руками.  2 «челнока» будут бегать по середине по правой стороне коридора  навстречу друг другу. Все начинают петь речитатив по команде:

Я весёлая ткачиха,

Ткать умею лихо, лихо.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги сближаются и расходятся ровными стенками, ткут, «челночки» в это время должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку» (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

Воспитатель. Настала пора стать настоящими ткачами и изготовить своё полотно из ниток.

Знакомство с технологией плетения.

1.Готовим основу: натягиваем основные нити на рамки и вставляем ремизку.

2. Подбираем разноцветные пряжу и нитки по фактуре и цвету. Наматываем нить на большой челнок.

3. Свободный конец нити привяжите к крайней нити основы в углу рамы. Установите ремизку на ребре и, в образовавшийся зазор нити основы, проденьте челнок; поверните ремизку на другое ребро и проденьте челнок в обратном направлении. Повторите это движения несколько раз, получается небольшой кусочек ткани. Уплотняем ткань при помощи деревянного гребня (берда).  

Перед тем как приступить к работе разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их).

Воспитатель: Ну вот, пальчики готовы работать. Предлагаю вам выбрать материалы по своему желанию.

Самостоятельная деятельность.  Включение во время работы русских народных песен, знакомых детям.

Выставка готовых работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изучению искусства в ДОУ "Ой, зима, ой, зима, игры да забавы"

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания вызывает сильный эмоциональный отклик. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития. По о...

Интегрированное занятие на тему: “Прогулка по волшебному лесу”

Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи....

Итоговое интегрированное занятие в 1 младшей группе "Волшебное путешествие" образовательная область ПОЗНАНИЕ

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.Цели: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, б...

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе "Волшебное путешествие"

интегрированное занятие во 2 младшей группе: эмоциональному воспитанию + рисование....

Конспект интегрированного занятия по изучению правил дорожного движения в подготовительной к школе группе «Незнайка в гостях у ребят!»

Конспект интегрированного занятия по изучению правил дорожного движения в подготовительной к школе группе«Незнайка в гостях у ребят!»...