ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КАЗАЧОК»
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа ДООП "Казачок" является модифицированной, разработана на основе парциальной программы нравственно - патриотического воспитания детей на основе традиций  казачества «Казачата на Амуре», В. С. Шевченко, Н. А. Обухова. Строится на основе дифференцированного подхода при отборе материала, интегрированной формы ведения занятий с включением различных видов деятельности – игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной  и др.Программа направлена на воспитание детей на идеалах народности, духовности, обращения к истокам жизни казаков. Она знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой амурских казаков, охватывает фольклорный, исторический материал, помогает формировать личность, способную к успешной социализации, самореализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДООП "КАЗАЧОК"398.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 пгт Серышево

676355, пгт Серышево, Амурская область, ул. Фрунзе 2 А,

телефон 21-3-92

e-mail – ms.sad5s@mail.ru

https://madou7.nubex.ru/detsad

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Казачок»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст детей 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Курусь Наталья Александровна, музыкальный руководитель

пгт Серышево, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Комплекс основных характеристик образования.

Пояснительная записка                                                                          стр.3

Цели и задачи программы                                                                      стр.5

Планируемые результаты                                                                      стр.6

Учебный план                                                                                          стр.6

Содержание учебного плана                                                                  стр.9

II. Комплекс организационно - педагогических условий.

Календарный учебный график                                                               стр.11

Условия реализации программы                                                            стр.11

Формы аттестации                                                                                   стр.12

Оценочные материалы                                                                            стр.13 Методические материалы                                                                       стр.13

Список литературы                                                                                  стр.13

Приложения                                                                                              стр.15


Пояснительная записка

        Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Идея президента В. В. Путина о возрождении казачества направлена на развитие нравственности и патриотизма подрастающего поколения.

        Направленность -  художественная.

        Уровень – ознакомительный.

        Актуальность. Программа имеет практическую значимость. Дети смогут применить полученные знания и практический опыт в дальнейшем.

Изучение национальных традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитания уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками духовных ценностей.

        Новизна. Программа является модифицированной, разработана на основе парциальной программы нравственно - патриотического воспитания детей на основе традиций  казачества «Казачата на Амуре», В. С. Шевченко, Н. А. Обухова. Строится на основе дифференцированного подхода при отборе материала, интегрированной формы ведения занятий с включением различных видов деятельности – игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной  и др.

        Программа направлена на воспитание детей на идеалах народности, духовности, обращения к истокам жизни казаков. Она знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой амурских казаков, охватывает фольклорный, исторический материал, помогает формировать личность, способную к успешной социализации, самореализации ребенка.

Нормативно - правовые документы.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533);
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  6. Устав МАДОУ Детский сад № 7 пгт Серышево;
  7. Положение «О дополнительном образовании  МАДОУ Детский сад № 7 пгт Серышево».

        Адресат. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6 - 7 лет. В этом возрасте формируются нравственные качества личности дошкольника.

Условия набора. По программе могут обучаться дети без предъявления требований к уровню подготовки.

Принцип комплектования групп: мобильность (быстрое реагирование на потребности социума), персонификация образовательного процесса,  личностная ориентация. Наполняемость группы 15 человек.

        Форма обучения: очная.

        Форма организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

        Методы обучения: словесные, наглядные, практические, методы мотивации поведения и деятельности – одобрение, похвала, игровые эмоциональные ситуации, что вызывает положительное отношение к обучению у детей, и тем самым способствует формированию внутренней позиции дошкольника.

Срок реализации программы – 1 год.  Общее количество недель – 36, количество  часов – 36.

Режим занятий: 1 раз в неделю по  1 академическому часу (30 минут).

        Цель программы: способствовать воспитанию чувства патриотизма на основе элементарных представлений  о казачьей традиционной культуре, исторически сложившихся традиций  и обычаев амурского казачества.

Задачи:

- ввести ребенка в мир национальной культуры;

- заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- способствовать развитию танцевальных и песенных навыков, по средствам овладения и освоения элементов казачьего танца, казачьей песни.

- создать условия по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка, через включение его в культуру и историю амурского казачества.

Планируемые результаты:

- у детей сформированы знания об истории переселения казаков на Амурскую землю, об особенностях быта и жизни казаков, об истории и содержании казачьих песен, плясок,  о старинных казачьих играх, об элементах одежды казака и казачки,  об особенностях празднования традиционных праздников;

- дети обладают установкой положительного отношения  к миру, проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, уважают  историю Приамурья, осознают свою этнокультурную принадлежность, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;

- у детей развиты танцевальные, песенные навыки, по средствам овладения и освоения элементов казачьего танца, казачьей песни.

- созданы условия по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка, через включение его в культуру и историю амурского казачества.

Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

 «Казаки на Амуре»

11

3,3

7,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.1.

«Жизнь и быт Амурских казаков»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.2.

«Традиции и обычаи казаков»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.3.

«Заповеди казачества»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.4.

«Воспитание казачат»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.5.

«Потомственные казаки Амурской области»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.6.

«Одежда казака и казачки» - казачья кукла

1

03,

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.7.

«Казачья кухня»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.8.

«Обрядовые праздники»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.9.

«Ремесла амурских казаков»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.10.

«Символы Амурского казачества»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

1.11

«Удалые казаки»

(фланкировка)

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

2.

Казачий фольклор

8

2,4

5,6

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

2.1

«Народное творчество»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

2.2.

«Жанры потешного фольклора»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

2.3.

«Все вам шутки да прибаутки»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

2.4.

«Народные музыкальные инструменты»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

2.5.

«Казачьи частушки»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

2.6.

«Казачьи колыбельные»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

2.7.

«Держите меня семеро – казачьи народные игры»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

2.8

 «В гостях у Потешницы»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Игровые задания.

3.

«При народе – в хороводе»

17

5.1

11,9

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа..

3.1

«В хороводе были мы»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.2.

«Хороводные казачьи игры»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.3.

«Хороводные казачьи песни»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.4.

«Улыбнись, поклонись и на пляску становись»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.5.

«Ой, при лужку»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.6.

«Ой, при лужку» -продолжение.

1

0,3

0,7

Самостоятельная работа. Педагогическое наблюдение.

3.7.

«Раздайся народ казак в пляс идет»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.8.

«Ой, что то мы засиделись братцы»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.9.

«Казачьи народные песни»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.10.

«Я на печке молотила»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.11.

«Я на печке молотила» - продолжение.

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.12.

«В гости к Коробейникам»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Творческая встреча.

3.13.

«Как у наших у ворот, казачка в пляс идет»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.14.

«Выходи плясать народ»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.15.

«Запевай народ, казак идет!»

1

0,3

0,7

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

3.16.

«Казачьи посиделки»

1

0,3

0,7

Итоговое выступление.

3.17.

Итоговая диагностика

1

0,3

0,7

Диагностика.

Итог

Итого

36

10,8

25,2

Содержание учебного плана.

        1. Казаки на Амуре.

        Теория. Создание эмоционального благополучия. Знакомство с основными целями и задачами на учебный год. Знакомство с историей Амурского казачества, жизнью и бытом Амурских казаков, потомственным наследием, заповедями казачества.

        Практика. Прослушивание песен Амурского казачества, разучивание слов и мелодии, работа над выразительным исполнением песенного материала. Заучивание заповедей казачества. Показ видеоматериала.

        Контроль. Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

                

        2. Казачий фольклор.

        Теория. Знакомство с историей возникновения народного творчества, знакомство с потешками, прибаутками, пестушками, скороговорками, колыбельными, хороводами, песнями и плясками, народными играми.

        Практика. Развитие простейших певческих навыков, упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон. Развитие связной речи, артикуляции. Развитие музыкальных способностей и отзывчивости. Разучивание считалок, потешек, пестушек, прибауток, колыбельных, хороводных игр. Разучивание обрядовых народных казачьих игр.

        Контроль. Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

        3. При народе в хороводе.

        Теория. Знакомство с хороводом, с элементами казачьей пляски, с ее особенностями. Знакомство с простейшими плясовыми движениями: поскоки, мах шашкой, кружение, бег, повороты. Развитие ритмопластики, выразительного исполнения движений. Знакомство с песенным казачьим фольклором, особенностью песнопения. Формировать потребность в самореализации,  саморазвитию.

        Практика. Разучивание  слов и мелодии песен, Работа над вокалом в народной певческой манере. Исполнение песенного материала с элементами игры на народных музыкальных инструментах,  певческое воспитание, закрепление навыков певческой установки. Разучивание элементарных плясовых движений, постановка казачьей пляски « Ой, при лужку», «Я на печке молотила», «Ой, что – то мы засиделись братцы» и др.

        Контроль. Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

II. Комплекс организационно - педагогических условий

Календарный учебный график (Приложение 1)

Год обучения

1 год обучения

Начало учебного года

05.09.2022

Окончание учебного года

30.05.2023

Количество учебных недель

36 недель

Количество часов в год

36 часов

Продолжительность занятия (академический час)

30 минут

Периодичность занятий

1 раз в неделю по 1 часу

Объем и срок освоения программы

36 часов за 1 год обучения

Режим занятий

в соответствии с расписанием

Комплексно - тематическое планирование (Приложение 2)

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Программа реализуется в музыкальном зале, оборудованном специализированной учебной мебелью. Для реализации программы необходимы и имеются в наличии:

- аудио - видеотека;

- музыкальный центр;

- электропианино;

- мультимедийное оборудование;

- казачья деревня;

- казачьи костюмы;

- тематические баннеры;

- тематические разработки для проведений занятий по разделу «Казаки на Амуре»;

- казачьи шашки;

- казачья утварь;

- музыкальные инструменты.

        Кадровое обеспечение: музыкальный руководитель.

        Информационно – методическое обеспечение:

        Видеоматериалы:

- все про казаков;

- как казак счастье искал;

- про Степана – кузнеца (казачья сказка).

        Педагогические технологии: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,  игровые, информационно – коммуникативные.

        Алгоритм проведения занятий.

        - Организационный этап:  Создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

        - Мотивационный этап: выяснение исходного уровня знаний у детей по данной теме; сообщение темы занятия.

        - Практический этап: подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.

        - Рефлексивный этап: обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

        Форма аттестации.

Формой подведения результатов реализации программы «Казачата» является входная  диагностика (сентябрь) и итоговая диагностика (май).

Для отслеживания результатов освоения программы, используются следующие формы контроля:

- входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса;

- текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия, для выявления уровня усвоения материала, в форме опроса, осмотра и наблюдений;

- итоговый контроль – это оценка качества обучающихся по завершению обучения. Формой контроля является - педагогическое наблюдение, беседа, опрос.

Оценочные материалы.

При проведении форм аттестации используются различные диагностические методики (Приложение 3).

Методические материалы (Приложение 3).

Список литературы

Для педагогов:

1. Абеленцев, В. Н. Амурские губернаторы. 1856 – 1917: Сборник документов и материалов/ В. Н. Абеленцев. – Благовещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2006

2. Абеленцев, В. Н. Амурские казаки (1-2 том). Приамурье. Из века в век. Материалы, документы, свидетельства, воспоминания./Серия «Приамурье. Из века в век» - 288с.

3. Абазинское воеводство (сборник документов) / Библиотека дальневосточного казачества. Авторы: В. В. Крюков, В. И. Трухин. – Хабаровск, 2016

4. Вакуленко О. Б., Казакова Е. Н. Реализация казачьего компонента в начальной школе. Справочно – методические материалы. – Благовещенск, 2018

5. Губарева Г.В. Казачий словарь – справочник. Т.1- 4. –М.,2012

6. Гордеев А.А. История казачества. – М.,2006

7. Данилов С. И. История заселения Приамурья /С. И. Данилов//Амурский краевед. Вып.22. – Благовещенск: Изд. Амурского краеведческого музея, 2005

8. Заветы отцов (традиции, обычаи): сост. В.В. Крюков. – Хабаровск, 2014

9. История  Амурской области/ под ред. А. В. Баранова,  И. Е. Федоровой. – Благовещенск:  Изд. БГПУ, 2005

10. Очерки «традиционной культуры казачеств России». Под. Общ. Ред. Н. И. Бондаря. – М., - Краснодар, 2005. 1-2 т. – 632с.

Для воспитанников:

1. https://www.miloliza.com/kazachi-skazki

2. https://gart15.npi-tu.ru/assets/files/kaz_gart/Kazach%27i_skazki.pdf

3. http://kazakiamur.ru

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Амурские_казаки

5.  https://t.me/s/aokoamur

Для родителей:

1. Абеленцев В. Н. Амурское казачество. XIX – XX вв.: Сборник статей и публикаций. – Благовещенск: Амурский областной краеведческий музей, 2005

2. Артемьев А.Р. Албазинский острог – старейший памятник истории освоения русскими землепроходцами Приамурья в XVII в.//Записи амурского краеведческого музея. Выпуск №7. – Благовещенск, 2006

3. Бахрушин. С. В. Казаки на Амуре, 2006

4. Гордеев А.А. История казачества/ А.А. Гордеев. – М.: Вече, 2011

5. история Амурской области. Учебное пособие. Благовещенск/ под ред. И.Е. Федоровой, 2008

6. Энциклопедия казачества/ сост. Г.В. Губарев, ред–изд. И. А. Скрылов – М.: Вече, 2007г.

Интернет источники:

1. http://www.kubsu.ru

2 http://www.slavakubani.ru

3. http://www.ruskazak.ru

4. http://kvkz.ru

Приложение 1

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

Детский сад №7 пгт Серышево

_______И.А. Швырева

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

7

15.15 -15.45

групповая

1

«Жизнь и быт Амурских казаков»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

2

Сентябрь

14

15.15 -15.45

групповая

1

«Традиции и обычаи казаков»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

3

Сентябрь

21

15.15 -15.45

групповая

1

«Заповеди казачества»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

4

Сентябрь

28

15.15 -15.45

групповая

1

«Воспитание казачат»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

5

Октябрь

5

15.15 -15.45

групповая

1

«Потомственные казаки Амурской области»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

6

Октябрь

12

15.15 -15.45

групповая

1

«Одежда казака и казачки» - казачья кукла

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

7

Октябрь

19

15.15 -15.45

групповая

1

«Казачья кухня»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

8

Октябрь

26

15.15 -15.45

групповая

1

«Обрядовые праздники»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

9

Ноябрь

8

15.15 -15.45

групповая

1

«Ремесла амурских казаков»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

10

Ноябрь

15

15.15 -15.45

групповая

1

«Символы Амурского казачества»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

11

Ноябрь

22

5.15 -15.45

групповая

1

«Удалые казаки»

(фланкировка)

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

12

Ноябрь

29

15.15 -15.45

групповая

1

«Народное творчество»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

13

Декабрь

7

15.15 -15.45

групповая

1

«Жанры потешного фольклора»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

14

Декабрь

14

15.15 -15.45

групповая

1

«Все вам шутки да прибаутки»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос.

15

Декабрь

20

15.15 -15.45

групповая

1

«Народные музыкальные инструменты»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

16

Декабрь

27

15.15 -15.45

групповая

1

«Казачьи частушки»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

17

Январь

10

15.15 -15.45

групповая

1

«Казачьи колыбельные»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

18

Январь

17

15.15 -15.45

групповая

1

«Держите меня семеро – казачьи народные игры»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа

19

Январь

24

15.15 -15.45

групповая

1

«В гостях у Потешницы»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

20

Январь

31

15.15 -15.45

групповая

1

«В хороводе были мы»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

21

Февраль

1

15.15 -15.45

групповая

1

«Хороводные казачьи игры»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

22

Февраль

8

15.15 -15.45

групповая

1

«Хороводные казачьи песни»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

23

Февраль

15

15.15 -15.45

групповая

1

«Улыбнись, поклонись и на пляску становись»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

24

Февраль

22

15.15 -15.45

групповая

1

«Ой, при лужку»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

25

Март

1

15.15 -15.45

групповая

1

«Ой, при лужку» -продолжение.

Муз.зал

Самостоятельная работа. Педагогическое наблюдение.

26

Март

8

15.15 -15.45

групповая

1

«Раздайся народ казак в пляс идет»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

27

Март

15

15.15 -15.45

групповая

1

«Ой, что то мы засиделись братцы»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

28

Март

22

15.15 -15.45

групповая

1

«Казачьи народные песни»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

29

Март

29

15.15 -15.45

групповая

1

«Я на печке молотила»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

30

Апрель

5

15.15 -15.45

групповая

1

«Я на печке молотила» - продолжение.

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

31

Апрель

12

15.15 -15.45

групповая

1

«В гости к Коробейникам»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Творческая встреча

32

Апрель

19

15.15 -15.45

групповая

1

«Как у наших у ворот, казачка в пляс идет»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

33

Апрель

26

15.15 -15.45

групповая

1

«Выходи плясать народ»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

34

Май

3

15.15 -15.45

групповая

1

«Запевай народ, казак идет!»

Муз.зал

Педагогическое наблюдение. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа.

35

Май

10

15.15 -15.45

групповая

1

«Казачьи посиделки»

Муз.зал

Итоговое выступление.

36

Май

17

15.15 -15.45

групповая

1

Итоговая диагностика

Муз.зал

Диагностика.

36

Приложение 2

Комплексно - тематический план работы с детьми

Тема

Задачи

Содержание

Количество часов

1. «Казаки на Амуре»

Занятие 1.

«Жизнь и быт Амурских казаков»

Приобщение дошкольников к культуре казаков, способствовать расширению у дошкольников представлений о быте казаков в прошлом.

Игра «Давайте знакомиться»

Рассматривание казачьего куреня, инвентаря, утвари.

Просмотр видео презентации «Жизнь и быт Амурских казаков».

1

Занятие 2.

«Традиции и обычаи казаков»

Формировать представления о традициях  и об укладе казачьей семьи. Развивать познавательную деятельность, прививать любовь к малой Родине и чувство сопричастности к традиционной казачьей культуре.

Знакомство с казачьими праздниками. Игра «Кроссворд», «Посмотри и раскрась».

 Слушание казачьих обрядовых песен, колядок.

Понятийные слова: Предок, Семья, Кутья.

1

Занятие 3.

«Заповеди казачества»

Формирование первоначального представления о казачьем войске, его структуре и руководству, привитие любви к малой родине и чувства сопричастности к родной истории  и казачьим традициям. Ознакомление с казачьими заповедями и чинами. Значение казачьих чинов.

Просмотр презентации «казачьи награды». Беседа по казачьим заповедям, изучение 3 заповедей.

Казачьи игра: « Иголка, нитка, узелок».

Понятийный словарь: Звание, Чин, Казак. Заповедь.

1

Занятие 4.

«Воспитание казачат»

Познакомить детей с традициями семейного воспитания маленьких казаков. Воспитывать в детях уважение к казачьим традициям.

Беседа о родном крае, рассматривание иллюстраций. Хороводные казачьи игры.

Понятийный словарь: Женская половина, Приданое, Вышивка, Мережка. Лоскутное шитье.

1

Занятие 5.

«Потомственные казаки Амурской области»

Формирование представлений о первопроходцах, потомственных казаках. Познакомить детей с казаками земли Амурской.

Презентация «Герои – землепроходцы». Понятийный словарь: Казаки – первопроходцы, Струги, Сплав. Беседа о потомственных казаках: В. Поярков, Е. П. Хабаров, О. Степанов, Пашков и Бекетов, Н. Черниговский. Игра: «Ловишка в кругу», «Горелки».

1

Занятие 6.

«Одежда казака и казачки» - казачья кукла

Формировать знания об одежде казаков, отразить их детали. Особенности, колорит, символику, цвет в рисунках.

Понятийный словарь: Лампас, Баска, Оборка, Гимнастерка, Кубанка. Загадывание загадок о казаках. Д/и: «Что за роспись?» Беседа: «Откуда к нам пришла одежда», «Во что одевались казаки».

Мастер – класс по закрутке кукол.

1

Занятие 7.

«Казачья кухня»

Формирование представления об обустройстве казачьего подворья, казачьей кухни.

Экскурсия в казачий двор.

Понятийный словарь: Солянка, Сливанчик, Шультун, Орогдашки.

1

Занятие 8.

«Обрядовые праздники»

Познакомить детей с обрядовыми праздниками, играми. Формировать представление о праздниках, традициях. Обогащать словарный запас. Воспитывать чувства патриотизма.

Рассматривание репродукции картин Кустодиева «Масленица», Сурикова «Взятие снежного городка» Игра: «Малечена – колечена». Разучивание закличек. Разучивание хоровода. Разучивание песни «Блины».

1

Занятие 9.

«Ремесла амурских казаков»

Формирование представления о прикладном творчестве.

Презентация: Ремесла амурских казаков».

Понятийный словарь: Мастер, Подмастерье, Макитрочки, Корчага. Игра: «Кузнец». Обсуждение пословиц и поговорок о труде.

1

Занятие 10.

«Символы Амурского казачества»

Формирование первоначального представления о казачьем войске, его структуре и руководству, привитие любви к малой Родине и чувства сопричастности к родной истории  и казачьим традициям. Знакомство с символами Амурского казачества.

Просмотр презентации «Символы власти казаков». Разучивание стихов о казаках Николая Дика, Е. Сафроновой. Разучивание пословиц. Игра: « В шапку», «Грыбаки».

Понятийный словарь: Символ, Булава, Бунчук, Насека, Печать, Регалии, Вензель.

1

Занятие 11.

«Удалые казаки»

(фланкировка)

Изучение оружия казаков. Развитие познавательной деятельности, привитие любви к малой Родине и чувства сопричастности к родной истории  и казачьим традициям.

Познакомить с простейшими навыками владения казачьей шашкой.

Презентация: «Оружие казаков». Понятийный словарь: Пика, Шашка. Фланкировка. Упряжь.

Навыки владения казачьей шашкой. Игра: «Конь»

1

2. Казачий фольклор

Занятие 12.

«Народное творчество»

Познакомить детей с историй возникновения народного творчества, о видах народного искусства. Развивать интерес к народному творчеству посредством прослушивания фольклорного произведения.

Слушание произведений казачьего фольклора. Знакомство с казачьими Хороводными песнями, хороводами, играми, сказками. Хоровод: «Березка», Игры: «Селезень и утка», «Ленточка», «Золотые ворота».

1

Занятие 13.

«Жанры потешного фольклора»

Познакомить детей с жанрами потешного фольклора.

Разучивание потешек, закличек, прибауток. Понятийный словарь: Потешный фольклор, Фольклорные жанры, Бачить, Качка, Гылка, Шукать.

Сценка: «Хитрая беседа»

Игра: «Переведи пословицу»

1

Занятие 14.

«Все вам шутки да прибаутки»

Продолжить знакомить детей с прибаутками, их назначением в жизни детей.

Просмотр мультипликационного фильма: «Шутки – прибаутки».

Разучивание слов и мелодии прибауток: «Сверчок»,  «Ворон», «Заинька», «Петушок», «Коза» и др.

Игра: «Сидит Дрема».

1

Занятие 15.

«Народные музыкальные инструменты»

Познакомить детей с музыкальными инструментами казаков.

Презентация: «Традиционные музыкальные инструменты казаков».

Понятийный словарь: Бандура, Бубен, Шертер,  Уран, Гармонь, Рожок, свирель, Гусли, Рубель.

Игра на музыкальных инструментах под аккомпанемент.

1

Занятие 16.

«Казачьи частушки»

Приобщение детей к казачьей культуре, народному творчеству. Формировать у детей знания об истории и возникновения частушки, видами частушек.

Слушание казачьих частушек. Разучивание частушек и исполнение.

Игра: «Скоморох»

Д/и: «Определи частушку», «Доскажи словечко».

1

Занятие 17.

«Казачьи колыбельные»

Продолжить знакомить детей с жанром народного творчества – колыбельной песней. Формировать интерес и любовь к песенному, народному творчеству.

Слушание казачьих колыбельных.

Просмотр видео: «Колыбельные разных лет». Разучивание колыбельной песни. Разучивание хоровода: «Колыбельная»

1

Занятие 18.

«Держите меня семеро – казачьи народные игры»

Продолжить знакомство с казачьими народными играми, прививая любовь к малой Родине и чувство сопричастности к традиционной казачьей культуре.

Казачьи игры: «Казаки», «Папаха», «Сокол и лебедушка», «Салки», «Кривой петух», «Подушечка», «Плетень», «Селезень и утка», «Конь», «Подсолнухи».

1

Занятие 19.

 «В гостях у Потешницы»

Закрепить знания детей о казачьем фольклоре.

Фольклорное развлечение:  «В гостях у Потешницы»

Пение казачьих частушек, хороводных песен, хороводных игр. Рассказывание пословиц, поговорок, пестушек, прибауток. Игра на ложках.

1

3. «При народе – в хороводе»

Занятие 20.

«В хороводе были мы»

Продолжить знакомить детей с хороводом, как разновидностью народного танца. Способствовать формированию правильной осанки. Развивать образное мышление, пластическую выразительность, ритмические способности.

Продолжить разучивание характерных движений хоровода – шаг, ритмический рисунок, орнаментальность (круг, змейка, капуста, стенка на стенку и др.).

1

Занятие 21.

«Хороводные казачьи игры»

Продолжить формирование у детей целостного отношения к национальной казачьей культуре, традициям и играм.

Казачьи хороводные игры: «Ручеек», «Иголка, нитка, узелок», «Завивайся плетень», «Утка и селезень», «Золотые ворота», «Сон казака».

1

Занятие 22.

«Хороводные казачьи песни»

Расширять круг представлений о казачьем фольклоре, совершенствовать коллективную форму исполнения. Учиться подачи фольклорного звука. Изучение понятий интонация, а капелла, аккомпанемент, запевала.

Беседа о казачьем песенном фольклоре, об особенностях казачьего песнопения. Слушание казачьи песен. Разучивание песни»: « Катерина».

1

Занятие 23.

«Улыбнись, поклонись и на пляску становись»

Знакомство с элементами казачьей пляски, с ее особенностями. Расширять круг представлений о казачьей пляске. Развивать навыки совместной деятельности.

Презентация: «Казачья пляска»

Разучивание элементарных плясовых движений: «Галоп», «Шаг», «Присядка».

1

Занятие 24.

«Ой, при лужку»

Постановка казачьей пляски: «Ой, при лужку».

Продолжить знакомство с элементами казачьей пляски.

Разучивание элементов казачьей пляски: « Ой, при лужку», поскоки, мах шашкой, кружение, присядка, шаг.

1

Занятие 25.

«Ой, при лужку» - продолжение

Закрепление элементов казачьей пляски: «Ой, при лужку». Укрепление дыхательной функции при движении.

Отработка элементов казачьей пляски: «Ой, при лужку»: поскоки, мах шашкой, кружение, присядка, шаг.

1

Занятие 26.

«Раздайся народ казак в пляс идет»

Знакомство с элементами казачьей пляски с шашками. Продолжить расширять круг представлений о казачьей пляске.

Просмотр презентации «Пляска с шашками»

Разучивание отдельных элементов пляски: поскоки, мах шашкой, кружение, перестроение.

1

Занятие 27.

«Ой, что - то мы засиделись братцы»

Продолжить развитие у детей навыков танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером пляски.

Отработка элементов казачьей пляски с шашками.

1

Занятие 28.

«Казачьи народные песни»

Продолжить знакомство детей с казачьими народными песнями. Формирование представлений о разножанровости народных казачьих песен: лирические, игровые, плясовые, шуточные).

Прослушивание казачьих песен.

Разучивание песен: «Катерина», «Казачата», «Ехали казаки».

1

Занятие 29.

«Я на печке молотила»

Расширять круг представлений о казачьих плясках. Постановка парной казачьей пляски

«Я на печке молотила».

Разучивание элемента парной пляски: «Присядка вдвоем с поворотом за руку».

1

Занятие 30.

«Я на печке молотила» - продолжение.

Совершенствование танцевальных движений пляски. Формирование умения двигаться в парах по кругу.

Отработка ритмических, плясовых движений парной пляски: «Я на печке молотила»

1

Занятие 31.

«В гости к Коробейникам»

Приобщение детей к песенному наследию казаков и сохранение певческих традиций.

Прослушивание казачьих песен в исполнении ансамбля: «Коробейники».

1

Занятие 32.

«Как у наших у ворот, казачка в пляс идет»

Закрепление танцевальных движений плясок: «Ой, при лужку», «Я на печке молотила».

Работа над выразительным исполнением движений в плясках: «Ой, при лужку», «Я на печке молотила». Закрепление пройдённого материала.

1

Занятие 33.

«Выходи  плясать народ»

Закрепление танцевальных движений пляски:  «Ой, что – то мы засиделись братцы».

Работа над техникой танцевальных комбинаций в пляске: «Ой, что – то мы засиделись братцы». Закрепление пройдённого материала.

1

Занятие 34.

«Запевай народ, казак идет!»

Закрепление навыков исполнения песен в казачьей манере.

Закрепление пройдённого материала. Пение песен:

«Слава вам, братья, герои Амурцы!»

«Катерина», «Ехали казаки», «Казачата», « У казачек косы русые».

1

Занятие 35.

«Казачьи посиделки»

Способствовать формированию личности, посредством приобщения к казачьей культуре.  Расширять и углублять знания детей о жизни наших предков. Прививать любовь к малой Родине и чувство сопричастности к традиционной культуре казачества.

Фольклорное развлечение:

«Казачьи посиделки»

Обобщение пройденного материала.

1

Занятие 36.

Итоговая диагностика

Итоговый контроль.

1

Приложение 3

Сводная таблица результатов диагностики

Фамилия, имя ребенка

Уровень сформированности знаний детей об истории, казачьей культуре, традициях

Уровень сформированности знаний детей о казачьем фольклоре

Уровень сформированности танцевальных и певческих навыков

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1.

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Сентябрь

Высокий ур. ______детей_______%

Средний ур. ___детей____%

Низкий  ур. ___детей____%

Май

Высокий ур. ______детей_______%

Средний ур.___детей____%

Низкий  ур. ___детей____%

высокий уровень_____  средней уровень_____   низкий уровень______

Таблица критерий диагностики

Высокий

Средний

Низкий

1.

Уровень сформированности знаний детей об истории, казачьей культуре, традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопросы музыкального руководителя об истории казачества, ее традициях и культуре. Знает заповеди казачества. Рассказывает об элементах одежды казака и казачки, ремеслах амурских казаков.

Ребёнок с помощью взрослого отвечает на вопросы музыкального руководителя об истории казачества, ее традициях и культуре. Называет 2-3 заповеди казачества. С опорой на взрослого рассказывает об элементах одежды казака и казачки, ремеслах амурских казаков.

Ребёнок затрудняется отвечать на вопросы музыкального руководителя об истории казачества, ее традициях и культуре. Затрудняется в ответе о заповедях казачества, об элементах одежды казака и казачки, ремеслах амурских казаков.

2.

Уровень сформированности знаний детей о казачьем фольклоре

У ребёнка отмечается яркое эмоционально - оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку,

применяя художественно - образное описание.  Ребёнок отлично знает несколько народных игр(5-6),

называет их без помощи взрослого. Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания народных инструментов. Называет пословицы, поговорки, потешки, пестушки. Знает жанры народного фольклора.

У ребёнка имеется эмоционально -  оценочное отношение к музыкальному фольклору, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. Ребёнок знает несколько народных игр(3-4),

называет их без помощи взрослого. Ребёнок с помощью музыкального руководителя различает тембровые свойства

музыкального звучания народных

инструментов.  С опорой на взрослого называет пословицы, поговорки, потешки, пестушки,  жанры народного фольклора.

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к

музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого,  после оказания ему моторной помощи (показ

действий к игре или название игры, 1-2 игры). Затрудняется назвать жанры народного фольклора.  С большой сложностью вспоминает пословицы, поговорки, пестушки. Плохо различает тембровые свойства музыкального звучания народных инструментов.

3.

Уровень сформированности танцевальных и певческих навыков

Ребенок активно проявляет певческие навыки, вокально – слуховую координацию. Исполняя песни эмоционально, передавая народный колорит, правильно берет дыхание. Поет сольно  и в ансамбле, с музыкальным сопровождением и без него, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

Передает через движения характер музыкального произведения, ее эмоционально – образное содержание. Легко и непринуждённо исполняет, элементарные движения казачьей пляски (присядка, тройной шаг, разножка в стороны, поскоки и др.). Владеет элементами фланкировки.

Ребенок менее активно проявляет певческие навыки, вокально – слуховую координацию. Исполняя песни эмоционально, передавая народный колорит, правильно берет дыхание. Поет в ансамбле, с музыкальным сопровождением и без него, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

Передает через движения характер музыкального произведения, ее эмоционально – образное содержание. Легко и непринуждённо исполняет, элементарные движения казачьей пляски (присядка, тройной шаг, разножка в стороны, поскоки и др.). Владеет элементами фланкировки.

Ребенок испытывает затруднения в проявлении певческих навыков, Не всегда верно берет дыхание.

Затрудняется в исполнении элементарных движений пляски. С помощью взрослого выполняет элементы фланкировки.

Педагогическая диагностика уровня знаний детей

В ходе индивидуальной беседы используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий

Вопросы

1.

Как называется страна, в которой мы живем?

2.

Какой город является столицей нашей Родины?

3.

Как называется область, в которой мы живем?

4.

Какой город является центром нашей области?

5.

Как называется поселок, в котором ты живешь?

6.

Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь, и на которой находится детский сад?

7.

Какие достопримечательности поселка ты знаешь?

8.

Какие интересные места ты посетил с родителями?

9.

Знаешь ли ты символику нашей области?

10.

Знаешь ли ты казачью символику?

11.

Расскажи о том, как жили казаки на амурской земле, чем занимались?

12.

Какие ты знаешь традиции и обычаи казаков?

13.

Что такое казачья станица, курень?

14.

Расскажи об элементах одежды казака и казачки?

15.

О каких потомственных казаках ты знаешь?

16.

Какие жанры народного фольклора ты знаешь?

17.

Какие пословицы, поговорки, потешки ты знаешь?

18.

Какие казачьи игры ты знаешь?

19.

Назови народные казачьи  музыкальные инструменты?

Дидактический материал

Дидактическая игра: «Музыкальные картинки»

Цель: Выявить особенности восприятия музыки детьми.

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать знакомые музыкальные произведения, передающие настроение представленных репродукций, узнать и соотнести их.

Дидактическая игра: «Звуки разные бывают»

Цель: Выявить уровень звуковысотного слуха.

Ход игры: Педагог играет на металлофоне (звуки в пределах квинты – терции). Дети должны  соотнести картинку, с тем или иным звуком.

Дидактическая игра: «Выполни задание»

Цель: Выявить уровень тембрового слуха.

Ход игры: Дети делятся на три группы, среди них выбирается дирижер. Каждая группа определяется,  каким оркестром она будет, симфоническим, духовым, или народным. Звучат музыкальные отрывки, играть начинает та группа, которая соответствует звучащему оркестру.

Дидактическая игра: «Определи по ритму»

Цель: Выявить уровень ритмического слуха.

Ход игры: играет ритмический рисунок песни, дети поднимают карточку с изображением сюжета песни, ритм которой прозвучал.

Дидактическая игра: «Наши композиторы»

Цель: Выявить уровень музыкальной памяти.

Ход игры: Педагог расставляет портреты амурских композиторов и предлагает прослушать отрывки из произведений. Дети называют музыкальное произведение и показывают портрет композитора.

Дидактическая игра: «Музыкальная книга»

Цель: Выявить качество певческих навыков.

Ход игры: Педагог предлагает детям прочесть музыкальную книгу, показываю иллюстрации к определенной песни, дети озвучивают данную страницу.

Дидактическая игра: «Наш оркестр»

Цель: Выявление качества исполнения на музыкальных инструментах.

Ход игры:  Педагог включает запись знакомых произведений. Дети начинают играть на музыкальных инструментах.

Дидактическая игра: «Отгадай танец»

Цель:  выявить уровень танцевальных навыков.

Ход игры: Звучит музыкальное произведение,  дети угадывают название танца и исполняют элементы пляски.

Казачьи игры

Задачи:

- Формирование знаний по истории и культуре казачества;

- обогащение словарного запаса;

- привитие бережного отношения к традициям казачества.

 «Шкракобушка»

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол»  - «Что вымолол?»  -  «Копеечку» -«Что купил?» — «Калачик»  - «С кем съел?»  - «С тобой» -«Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он»,  - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе. Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!» Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

«Чапля»

Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5×5 м. По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.

Остальные - «лягушки». Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя - бы одной рукой за голени ног. Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках. При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами.

  «Лень»

Один из играющих, изображающий лень, садится на землю.  Дети стоят поодаль от него врассыпную.

Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

Лень:  Не тепло.

Дети: Не одеть ли нам его,

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

(Изображают, как его одевают).

Дети: Что ты, лень, сидишь?

Лень: Пить, есть хочу.

Дети: Что же тебе надобно?

Лень: Яства боярские,

Питья государские.

Дети: Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина,

Тому рожь густа и колосиста,

Колосиста, ядрениста.

С зерна-то пирог,

С колоска весь мешок.

Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.

 «Баба Яга»

В центре зала стоит Баба Яга,  в руках у неё помело (веточка). Дети становятся по кругу и приговаривают:

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар – раздавила самовар,

Вышла на лужайку - испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий заведет в круг.

 «Сбей шапку»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

 «Плетень»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

 «Кривой петух»

Дети стоят по кругу. Один в центре.

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

- Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать.

 «Перетяжки»

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды. Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.

Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

«Ляпта»

Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.

 «Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

 «Тополек»

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока- «ветры».

В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий: На Кубани пришла весна,

Распушила тополя!

Тополиный пух кружится,

Но на землю не ложится.

Дуйте, ветры, с кручи

Сильные, могучие!

После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».

Выигрывают те, кто остается около тополя.

 «Казачья»

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» - командир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.

 

 «Хлибчик»

Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец)- становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

- Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.

 «Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь -  баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке.  На слова  «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться  местами в кругах.

«Капуста»

Рисуют круг – огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывает движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу.

Лозу тешу –

Плетень горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами, курица с цыплятами.

Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который  больше всех унесет с огорода капусты, объявляется п 

«Заря-заряница»

Один игрок ребенок или взрослый держит шест с прикрепленными на конце лентами.  Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

 «Конь до коня»  

Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь».

Ведущий:

Казак до казака,          

Конь до коня.                                                                                                      

Кто папаху уронит,                                                                                            

Тот и вон пойдет.  Ведущий бросает одному из играющих папаху.  Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры.  Побеждает последний и 

 «Иголка, нитка и узелок». 

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

 «Кувшинчик». 

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

 «Сон казака»

Из играющих выбирается «казак»который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

 «Золотые ворота»

Играющие, берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз – прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

 «Брыль»

(соломенная шляпа с широкими полями)

Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего: «солнце», — все руками закрывают глаза, одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: «тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел — выходит из игры.

 «Подсолнухи»

Игроки стоят в несколько рядов — это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!»«земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.

Считалка: Солнце: Солнце светит!

Все: Дождь идет!

Солнце: Семечко!

Все: Растет! Растет!

Солнце: К солнцу тянется росток!

Все: Тонкий, тонкий стебелек!

Солнце: Небосвод весь обегая,

Все: Солнце светит не мигая.

Солнце: Земледелец, не зевай,

Все: Перемены отгадай!

 «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птицы песни поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас зовет.

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Угаданная птица становится птицеловом.

пределы площадки, а также при осаливании, они меняются местами.

 «Горшки»

Играющие делятся на две команда. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один их играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

- Почем горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке

- А он не с трещиной?

- Попробуй

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «Покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чичары, чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!»

Со словом «Вон» и «Хозяин» и «Покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «Хозяин», а опоздавший – Водящий.

 «Игра в редьку» 
Цель игры: развивать память, точность движений.

Играющих детей 10-12, из них избирается матка и торговка, остальные детки садятся все в ряд, пред ними садится матка.

Торговка подходит к матке и говорит: 

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Нет еще редьки, только пашут детки»
В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле. 
Торговка: «Кума, кума, продай редьки».
Матка: «Только сеют детки», 
а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю. 
Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Нет еще редьки, только ростки пускает», 
а дети, растопыря пальцы рук, приставляют их к земле.
Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Нет еще редьки, только всходит», — 
приложа ладони обоих рук к земле, поднимают их кверху.
Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Выросла, купи!»
Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью «редьку» и т.д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки. Этим игра кончается.

 «Цепи- цепи»

Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек.

Все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».

Игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?» Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.

Игра «Цепи – цепи» продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.

«У Василки, у казаченька»

Дети идут хороводом, «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а остальные дети повторяют за ним движения «казак» выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казаченька

Жили в сарайчике

Семь сыновей –

все без бровей,

С такими ушами

С такими носами

С такой головой

С такой бородой

Ничего не ели

Ничего не пили

Целый день сидели

На него глядели.

 «С кубанкой»

Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Варианты игры «Сними кубанку», «Одень кубанку».

 «Казак и воробей»

Из детей с помощью считалки выбирается Казак и Воробей. Остальные дети образуют круг- плетень. На середину круга кладут орехи, яблоки, груши, сливы и т.д. – это «огород». В стороне от круга чертят кружок – это «гнездо» Воробья.

Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая):

Воробей маленький,

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает,

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое «гнездо».

Казак сторожит Воробья за кругом и может ловить его только там, на пути воробья к «гнезду». Если Воробью удается положить свою «добычу» из  «огорода» в «гнездо», он снова играет. Если Казак поймал Воробья, то Воробей меняется ролью с одним из участников игры.

В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей

принес больше всех орехов в «гнездо».

Анкета для родителей

1.  Как Вы думаете, нужно ли знакомить современных детей с историей, традициями Амурского казачества и  почему?___________________________

2.  Как вы думаете, какие слова выражают любовь к малой Родине?________

__________________________________________________________________

3. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи?

__________________________________________________________________

4.  Были ли в Вашей семье казаки?_________ Если да, напишите о них?

__________________________________________________________________

5.  Знаете ли Вы пословицы о казаках? _________________________________

Назовите их________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Знаете ли Вы, казачьи сказки? Если да, то назовите их__________________

__________________________________________________________________

7.  Знаете ли Вы, какие праздники отмечались казаками раньше, и почему?

__________________________________________________________________

8. Прививаете ли Вы любовь к малой Родине у своего ребенка? Если да, то каким образом?_____________________________________________________

__________________________________________________________________

12 Ваши пожелания, рекомендации педагогам?__________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

План работы с родителями

Мероприятия

Сроки выполнения

1.

Анкетирование.

Проведение родительского собрания: «Воспитание в семье юных казачат»

Сентябрь

2.

Мастер – класс: «Казачья кукла»

Октябрь

3.

Пополнение мини - музея «Казачий быт»

Ноябрь

4.

Круглый стол: «Крепкая семья – крепость человеческой культуры»

Декабрь

5.

Групповая консультация: «Воспитание любви к малой Родине, как условие формирования патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста»

Январь

6.

Мастер – класс: «Казачьи игры»

Февраль

7.

Групповая консультация: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

Март

8.

Мастер – класс: «Казачий хоровод»

Апрель

9.

 Фольклорное развлечение:

«Казачьи посиделки»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....