План профессионального саморазвития "Развитие графомоторных навыков"
методическая разработка (старшая группа)

Полякова Ольга Васильевна

План профессионального саморазвития "Развитие графомоторных навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2018-2020 учебный год по теме:

«Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму»

(срок реализации 2 года)

                                                                                Выполнил воспитатель

                                                                              Полякова О.В.

Пыть-Ях, 2018

Источники творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
  1. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
  1. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
  1. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

Цель работы - создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи - повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);

 - развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.

 - совершенствовать знания в области специальной педагогики и психологии.

- консультировать родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.

- создание картотеки игр, как средства развития графомоторных навыков.

Перспективный план на 2018-2019 учебный год:

Работа с детьми

Работа с родителями

1 этап – информационно-аналитический

1

Декабрь-Январь

Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения»

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?»

2

Февраль

Выявить уровень развития графомоторных навыков; совершенствовать умение правильно держать столовые приборы и карандаш

- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Развитие ручной умелости дошкольников»

2 этап - практический

1

Март

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики; пополнить картотеку игр

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников». Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

2

Апрель

Познакомить детей с понятием «строка»

- Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради.

- Закрепить навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги

Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков  через элементы рисования»

3

Май  

Провести мониторинг развития графомоторных навыков и определить работу на следующий учебный год

Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период

Примерное содержание работы на следующий учебный год, направленной на развитие графомоторных навыков:

- Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш;

-Пальчиковая гимнастика, физминутки;

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- Пальчиковый театр;

- Лепка из пластилина, соленого теста, глины;

- Работа с конструктором Лего;

- Различные виды аппликаций;

- Рисование по трафаретам;

- Штриховка;

- Шнуровка;

- Игры с прищепками;

- Игры с мелкими предметами;

- Пазлы, мозаика;

- Работа с разными крупами(выкладывание последовательностей, картинок по показу, по образцу);

- Работа со счетными палочками;

- Игры с песком;

- Дорисовка;

- Лабиринты;

- Дидактические игры;

- Применение нетрадиционных способов рисования;

- Применение нетрадиционных способов аппликации;

-Ниткография, изонить.

Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год

Период работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков.

Упражнение «Дорисуй картинку. Птица»

Упражнение «Тянемся к солнышку»

Массаж «Мытье головы»

Психогимнастика «Сухой листик»

Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой»

Работа с конструктором «Лего»

Игра «Цветные ленточки»

- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

Октябрь

Поделка (открытка) ко дню пожилого человека)

Техника ниткопись.

Штриховка  «Осень»

Упражнение «Потягивание»

Массаж «Обезьяна расчесывается»

Психогимнастика «Кулачки»

Пальчиковая игра «Куда указывают стрелки?»

Рисование по трафаретам

Игра «Перебери крупу»

Консультация на родительском собрании для родителей «Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Ноябрь

Поделка к дню мамы.

Плетение из бумажных полосок «Сердечко»

Упражнение «Обведи по контуру»

Упражнение «Струночка»

Массаж «Ушки»

Психогимнастика «Штанга»

Пальчиковая игра «Вниз по реке»

Игра «Прищепки»

Рисование н песке

Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

Поделка  «Цепочка из цветной бумаги»

Штриховка «Новогодняя игрушка»

Упражнение «Звезда»

Массаж «Гибкая шея, здоровые плечи»

Психогимнастика «Любопытная Варвара»

Пальчиковая игра «Тир»

Работа с конструктором «Лего»

Игра со счетными палочками «Выложи по образцу»

Беседа «Игры для развития мелкой моторики дома»

Январь

Рождественские открытки. Рисование ватными палочками.

Упражнение «Дорисуй недостающий элемент»

Упражнение «Сбросим усталость»

Массаж «Глазки отдыхают»

Психогимнастика «Поза покоя»

Игра «Раскрась правильно»

Пальчиковый театр

Игра «Цветные ленточки»

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Февраль

Поделка к дню защитника отечества для пап и дедушек. Техника «Оригами»

Упражнение «Дорисуй пару»

Упражнение «Повтори ритм»

Массаж «Точки здоровья»

Психогимнастика «Олени»

Игра «Лабиринт»

Рисование по трафаретам

Игра «Перебери крупу»

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков  через элементы рисования»

Март

Поделка для мам и бабушек

«С женским днем» в технике оригами

Штриховка «Цветок»

Упражнение «Ладушки»

Массаж «Часики»

Психогимнастика «Кораблик»

Игра «Кто быстрее – кто ровнее»

Упражнение «Лабиринт»

Работа с конструктором «Лего»

Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»

Апрель

Коллективная аппликация к дню Земли. Модульное Оригами

Штриховка «Кораблик»

Упражнение «Здравствуйте, ушки!»

Массаж «Молоток 1»

Психогимнастика «Море»

Игра «Бери осторожно»

Игра «Мозаика»

Рисование на песке

Консультация «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

Май

Поделка к дню Победы

Цветы из салфеток

Упражнение «Дорисуй бабочку»

Упражнение «Кнопки мозга»

Массаж «Молоток 2»

Психогимнастика «Потянулись/сломались»

Игра «Парашютисты»

Рисование по трафаретам

Игра «Цветные ленточки»

Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период

Список литературы

1.Богданович М.–Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения)

2.Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму

3.Голубь В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.

4.Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР.

5.Зайцев Н.А. Пишу красиво. Пропись

6.Илюхина В.А.–Первые уроки письма при подготовке к школе

7.Крупенчук О.И.: Буквы и цифры: графические диктанты. 6-7 лет

8.Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам

9.Крупенчук О.И.: Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО

10.Крупенчук О.И.: Тренируем пальчики - развиваем речь. Подготовительная группа детского сада

11.Никитина А.В. Рисование веревочкой.

12.Новоторцева Н.: Обучение письму в детском саду

13.Османова Г.: Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр

14.Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами

15.Ткаченко Т.А.: Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи

16.Фурсова, Костенко: Игры-забавы для вашего малыша: Пальчиковые игры. Игры с предметами. Игры с красками

17.Чернова Е. И., Тимофеева Е.Ю.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики

18.Чистякова. О.В. Пиши красиво. Зеленая тетрадь младшего школьника для улучшения навыков письма.

19.Шарикова Е.: Пальчиковые игры

20.Шевелев К.: Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....

Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков

Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков...

Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Отчёт по плану самообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показател...

Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».

Программа профессионального саморазвития педагогаСроки реализация программы: 2022-2023 учебный год. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и ...

План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...