Программа саморазвития по теме: «Формирование количественных представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений» (2020-2022гг)
материал (средняя группа)

Снежкина Юлия Александровна

Актуальность

 

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу создания условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений.

 

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
3.Использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста.
4.Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Методы и средства:

  • Продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка)

  • Игровые образовательные ситуации.

  • Работа с предметными и сюжетными картинками.

  • Дидактические игры.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики.

  • Работа с родителями.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Активизация познавательного интереса дошкольников;

2.     Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

3.     Формирование элементарных математических представлений.

 

Этапы работы:

1.     Изучение литературы по теме.

2.     Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию (уголок познавательного развития по ФЭМП) (в течение года)

3.   Пополнение РППС в группе играми по ФЭМП.

4.     Работа с детьми.

5.     Работа с родителями.

 

Этапы работы по самообразованию:

1 этап - теоретический

Изучение научной, методической литературы, анализ и обобщение теоретических знаний.

2 этап - практический

Внедрение в практику полученных теоретических знаний, апробация программы.

3 этап - заключительный

Обобщение опыта работы по теме самообразования, диагностика и анализ результатов работы.

Этапы изучения темы:

Программа рассчитана на реализацию в течение 2020-2022 учебных годов, предполагает работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

1 этап

 

Сентябрь-октябрь

1.Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы.

2.Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов

3.Составление плана работы по самообразованию.

4.Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

5. Исследовать воспитательный потенциал семьи.

6. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне.

1.Наличие плана работы по самообразованию.

2.Подбор методического оснащения:

Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

Ерофеева Т.И.,  Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

3.Разработка анкет и консультаций для работы с родителями. Консультация «Роль математических дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

4. Заполнение документации мониторинга за детьми и выявление уровня обученности детей по математике в форме игровых упражнений.

5.Вовлечение семей к участию в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала (в течение года).

2 этап

 

Ноябрь-апрель

 

1.Подготовка информации для родителей на тему: «Математика в жизни ребенка»

2. Формирование картотек по словесным дидактическим играм, загадкам, физкультминуткам, пальчиковой гимнастики по ФЭМП.

3. Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

4. Составление конспектов ОД для воспитанников и индивидуальных занятий.

5. Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности (лепка, рисование).

1. Разработка консультации для родителей на тему: «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

2. Составление картотек.

3.Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала.

4. Работа над модернизацией РППС в группе «Занимательная математика».

5. Семинар-практикум для педагогов «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

6. Ознакомление родителей с занимательными и развивающими играми по математике на родительском собрании.

7. Изготовление буклета: «Математические игры с ребёнком».

8. Викторина «Занимательная математика».

9. Деловая игра для педагогов «Проблемные вопросы по организации дидактических игр по математике».

10. Изготовление памятки для родителей по обучению дошкольника математики.

11.Конспект образовательной деятельности «Волшебная страна-Математика»

12. Оформление выставки: «математические игры и упражнения для дошкольника».

13. Развлечение «Весёлая математика»

14. День открытых дверей. Открытый показ образовательной ситуации.

15. Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Космонавты».

3 этап

Май

1. Обобщить педагогический опыт.

2. Проведение контрольного диагностического исследования (используя метод наблюдения, выявить результаты проделанной работы).

3.Обобщить опыт родителей по данной теме.

1. Представление коллегам своего опыта работы на педагогическом совете в виде сообщения -презентации «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

2. Распространение опыта в сети ИНТЕРНЕТ-- заполнение сайта

3. Участие в конкурсах.

Литература:

И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических 

представлений в старшей группе детского сада.»  Мозаика-Синтез, 2012г

Л.С. Метлина «Математика в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада / Л.С.

М.: Книга по Требованию, 2013 – 254 с.

Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.112 с.

Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.

Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.

Глушакова О.А., Дедова С.И. — Весёлые счётные палочки. Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет — 2011

Фальковска Э. Дидактическая игра. Палочки. — Фирма Granna, 2006. — 23с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год.

Перспективный план работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год....

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной группах на 2018-2021 учебный год.

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений» в средней, старшей, подготовительной г...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...

Педагогический совет на тему "Формирование математических представлений в подготовительной группе, посредством дидактических игр"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкол...