Технология проблемного обучения в ДОУ
презентация к уроку (подготовительная группа)

Прокопенко Эра Михайловна

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными.

Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ni-minuti-bez-knigi_1.pptx695.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОУ Выполнила: Воспитатель МБДОУ №3 «Ромашка» г.Реутов Прокопенко Э.М.

Слайд 2

Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как: 4 Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 1 2 3 5 Способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; Способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Слайд 3

В этой связи усилия педагога дошкольного учреждения должны быть направлены на: Р азвитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности; Н ахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки; С пособности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

Слайд 4

В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, рассматривается технология проблемного обучения , которая являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

Слайд 5

«Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» Д.Дьюи О возникновении методики проблемного обучения: В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Слайд 6

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса ). Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 7

Структурной единицей проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Слайд 8

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 9

Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность обучающихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся; 3. Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки: Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Слайд 10

Проблемное обучение включает несколько этапов : 1) Осознание общей проблемной ситуации; 2) Анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка); 4) Проверка правильности решения проблемы.

Слайд 11

Формы организации проблемного обучения: 1. Проблемный вопрос. Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. 2. Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос. 3. Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Слайд 12

Требования к проблемным ситуациям: Решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка; Проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию; Формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений; Проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении; В процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней; Проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения; В основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Слайд 13

Методы проблемного обучения: Объяснительно - иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод - полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Слайд 14

Рекомендации по стилю общения с детьми: Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Слайд 15

Уголки открытий:

Слайд 16

Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе».

Слайд 17

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации , формулируют противоречия , находят разные варианты решения . У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения

В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...