Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в старшей группе тема: «Осень»
план-конспект занятия (старшая группа)

Амбросимова Наталья Владимировна

Цель:

развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей, расширять знания о живой и неживой природе в осенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:
                                Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

Конспект интегрированного

 НОД по познавательному развитию в старшей группе

  тема: «Осень»

                                                                         

                                                                            Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

                                                                                         Амбросимова Наталья Владимировна

                                                                                                   дата  проведения ____________      

                                                                                                   место проведения____________

Ессентуки, 2022 г.

Цель:

развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей, расширять знания о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи:

• Уточнить и закрепить знания о сезонных изменениях в неживой природе;

• о перелетных и зимующих птицах;

• о жизни диких животных с наступлением осени.

• Учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

• Воспитывать доброжелательное отношение к людям, желание помогать, приходить на помощь.

• Формировать умение сотрудничать со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

-рассматривание альбомов «Русская народная игрушка»,

-чтение пословиц и поговорок о труде, сказки «Василиса Премудрая», рассказа Л.Воронковой «Новая кукла»

-рассматривание иллюстраций о русской народной кукле,

Словарная работа:

Черешок, кромка, хлорофилл, жилки.

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, презентация, мяч, украшенный аппликацией из листьев; лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, деревянные брусочки, листья комнатных растений для опыта; букет из осенних листьев, для аппликации (клей, кисти, салфетки, сухие раскрошенные листья, ствол дерева, бумага формат А5).

Ход НОД:

       Дети заходят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: А теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель: Правильно, осень. А после какого времени года наступает осень? (Ответы детей)

А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой месяц осени идет сейчас? (Дети: октябрь)

А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

У меня есть осенний мяч. Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

Дидактическая игра «Подбери слова»

- Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают

- Дождь осенью (что делает) – дождь осенью идет.

- Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают.

- Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

- Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

- Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют

шубки.

- Цветы осенью (что делают) – Цветы осенью увяли, пожелтели, засохли.

Слайд Осень.  Ребята, у меня беда большая, проснулась сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось?

Воспитатель:

Поможем Осени навести порядок в лесу? (Дети: да)

Слайд. Птицы зимующие и перелетные

Воспитатель: Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. Ребята, а осенью все птицы остаются зимовать? (Дети: нет, улетают в теплые края)

А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Дети: перелетные).

А птицы, которые остаются зимовать? (Дети: зимующие)

А кто из вас знает, почему перелетные птицы улетают?

(Дети: потому что осенью становится холодно, насекомые исчезают и птицам нечего есть).

Давайте разберемся, каким птицам улетать, каким оставаться зимовать.

Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (Каждый ребенок называет свою птицу и говорит, какая она – зимующая или перелетная)

 слайд 1 (Дикие животные)

А как животные готовятся к зиме? (Дети: меняют свою шубку, некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку).

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый букет из листьев подарила нам Осень.

 Эти листики Осень собрала в своем лесу, они почему-то упали с дерева.

Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Дети: листопад).

А теперь давайте сами превратимся в осенние листочки. Закройте глаза, и скажите раз, два повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся).

Откройте глаза, вот вы и стали листочками.

Физминутка «Листопад»

Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут руками)

Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали по кругу)

Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад!

Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут руками)

Перестал дуть ветерок -

Собрались мы все в кружок (приседают)

Ветер снова вдруг подул и листочки с веток сдул. (побежали по кругу)

Все листочки полетели и на землю тихо сели. (приседают)

А теперь, листочки, опять закройте глаза, и скажите раз, два повернись, покружись и в детей превратись.

Воспитатель: Хотите узнать, почему листики желтеют и опадают? Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (Дети: интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором. Как он называется? (Дети: лупа).

Опыт №1

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Высказывания детей)

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: Почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт №2

Воспитатель:

Для нашего эксперимента понадобится зеленый листочек и белая ткань.

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Давайте все скажем, как называется это вещество (хоровое и индивидуальное повторение). Вырабатывается хлорофилл только на солнце.

А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (Дети: нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, но с наступлением осени, ночи становятся длиннее, растения получают меньше света, а значит, хлорофилла становится все меньше и меньше.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Воспитатель: Давайте Осени подарим картинки, которые сделаем при помощи сухих раскрошенных листьев.

Продуктивная деятельность:

Дети наклеивают ствол дерева, затем намазывают клеем около ствола и на клей посыпают сухие раскрошенные листья.

Воспитатель: Осень благодарит Вас за то, что Вы навели порядок у нее в лесу и за красивые картины.

Итог НОД:

Воспитатель:

Ребята, как вы помогли сегодня Осени?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось?

 За то, что Вы так хорошо отвечали, Осень приготовила Вам подарки (груши).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Осень".

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:• уточн...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Весна. Первые весенние цветы"

Задачи:- образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы)....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Лесная гостья»

интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-творческое развитие"...

Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в старшей группе тема: «Осень»

Цель:развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей, расширять знания о живой и неживой природе в осенний период.Задачи:• Уточнить и закрепить знания о сезонных изменениях...