Инновационный проект инклюзивного образования во второй младшей группе в рамках лексической темы «Домашние животные»
проект

Людмила Сергеевна Горцева

Инновационный проект

инклюзивного образования

во второй младшей группе в рамках лексической темы

«Домашние животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_domashnie_zhivotnynye.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта:

В соответствии с законом РФ «Об образовании» общеобразовательные учреждения должны  внедрять в практику инструменты, направленные на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития. «Основное внимание важно уделять интеграции детей с раннего возраста, которая способствует достижению ребёнком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающих сверстников» (письмо Минобразования России от 16.01.2002, В.А. Болотов).

        С введением инклюзивной формы образования в России общество стало активно  формировать новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных дошкольных учреждениях для того, чтобы  условия максимально соответствовали оптимальным и давали  возможность социализировать детей в будущем. У ребят, которые посещают детский сад совместно с типично развивающимися сверстниками, меньше отмечаются проблемы социально-коммуникативного  развития  и когнитивных процессов в том числе.

        Реализация инклюзивного образования в дошкольных организациях дает возможность детям с особыми образовательными потребностями получить навыки коммуникации, выработать поведенческие навыки, наладить взаимодействие со сверстниками и педагогами.

Педагогическая целесообразность проекта:

экологическое образование младших дошкольников является одним из приоритетных образовательных и воспитательных задач для педагогов, поскольку экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу в будущей жизни.  Очень важно учить их заботиться о природе и беречь её. 

Реализовать замысел становления экологического сознания у детей с тяжелыми нарушениями речи можно при условии проектирования  инновационных образовательных условий  на основе изучения лексических тем в рамках реализации рабочих программ учителя-логопеда, воспитателя.

        Данный проект  помогает объединить детей, типично развивающихся  с детьми с ТНР и решить педагогические, коррекционно-развивающие задачи экологического воспитания и обучения.

Значимость проекта для педагога:

        развитие профессиональных инновационных навыков; оснащение материально-технических условий, пополнение и изготовление новых методических пособий и технических устройств (дополнительная коммуникация, система визуальной поддержки);  мотивация к педагогической  деятельности;  самообразование педагога.

Цель проекта:

        создание психолого-педагогических, материально-технических, кадровых условий для воспитания и развития обучающихся с ОВЗ (ТНР) экологическому поведению на примере лексической темы «Домашние животные».

Задачи проекта:

- обучить  специалистов новым педагогическим стратегиям;
- приобрести  и изготовить карточки для ответов и короткого расписания; высокотехнологических устройств (планшета со специальным программным содержанием) с содержанием соответствующим лексической теме;

 - воспитать и сформировать навыки поведения и коммуникации у типичных детей с детьми с ОВЗ.

Целевая аудитория:

учитель-логопед, воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители (законные представители) воспитанников.

Принципы и подходы к формированию содержания проекта

Общие принципы:

  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • сотрудничество МБДОУ с семьей;
  • позитивная социализация ребенка.

Принципы инклюзивного образования:

  • принцип развивающего образования;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • использование в образовательном процессе  форм, методов, технологий  адекватных возрасту  и уровню актуального развития детей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Планируемые результаты:

  • создание специальной адаптивной среды для образования детей с ОВЗ (ТНР);
  • повышение качества инклюзивного образования через доступность;
  •  активное  участие и включение всех субъектов процесса (детей с ОВЗ, родителей).

Возможность практического использования:

        данный проект может быть реализован в младших группах дошкольного образования общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.

Содержательный раздел

Общие положения

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие  образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Поэтому при разработке проекта, реализуемого командой специалистов необходимо учитывать:

- понятие психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- социальные и психологические особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

- особенности образовательных условий для эффективной работы в условиях инклюзии.

Реализация проекта  осуществляется в соответствии с несколькими этапами:

диагностический -  этап выявления актуального уровня психического развития ребенка, потребностей и ресурсов  родителей детей.

подготовительный,  направлен на:

  • повышение профессиональной компетенции специалистов/педагогов в области  инклюзивного образования, инновационных стратегий и технологий;
  • обогащение предметно-развивающей среды, подбор и изучение методической литературы по теме проекта, подбора  наглядно-дидактических пособий, приобретение и изготовление карточек  для ответов и короткого расписания; высокотехнологических устройств (планшета со специальным программным содержанием) с содержанием соответствующим лексической теме;
  • практический(реализация проекта), проведение с детьми НОД и других мероприятий по теме проекта;
  • заключительный.  Результат проекта:

-созданы карточки для ответов, внесены изменения в техническое устройство (планшет со специальной программой) по лексической теме «Домашние животные»;

- создан макет «Домашние животные на ферме»;

- оформлен стенд «Наши любимцы»;

-изготовленлэпбук «Домашние животные»;

-создана картотека пальчиковых игр по теме проекта;

-оформлены книжки-малышки о домашних животных и домашних питомцах;

-изготовлены шапочки-маски для игр-драматизаций и подвижных игр;

-сделана презентация о проекте.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями:

взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий  образовательный процесс  является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

В связи с этим целью психологического сопровождения родителей является  привлечение их к работе над проектом: изготовление книжек-малышек о домашних животных и питомцах, шапочек для инсценировок и подвижных игр, лэпбука «Домашние животные», макета «Ферма», подбор фотографий для стенда «Наши любимцы» и презентации.

Задачи:

- через разнообразные формы дифференцированной работы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс;

  • внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями, активизировать их участие в использовании карточек-ответов, коротких расписаний, дополнительной коммуникации;
  • создать интерактивную развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую единые подходы к развитию ребенка с ТНР в семье;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах о закономерностях развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

Организационный раздел

Психолого-педагогические условия

Проект, направленный на обучение и развитие  детей с тяжелыми нарушениями речи (дети с отсутствием экспрессивной речи, с трудностями понимания этапов занятия, нежелательным поведением, отсутствием познавательной мотивации и т.п.),   требует создания особенных психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ОВЗ (ТНР) – составление и подбор индивидуального  образовательного маршрута, который  продвигает ребенка в развитии дефицитов и дает дополнительные ресурсы  при освоении образовательной программы ДО.

Взаимодействие всех участников образовательных отношений осуществляется с применением современных  образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие  технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;

комплекс специальных методов:

  •  метод визуальных ответов (карточек- картинок);
  •  метод визуальной поддержки – короткого расписания «СНАЧАЛА-ПОТОМ»;
  •  метод   PECS, коммуникативной книги;
  •  метод совместно-распределенной деятельности;
  •  метод действий по подражанию;
  •  метод развития психомоторных способностей;
  •  поисковые методы.

Организация развивающей

предметно-пространственной среды:

развивающая предметно-пространственная среда ДО (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (Перечень нормативных и нормативно-методических документов).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Пространства внутренних помещений  наполнены мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами с учетом  возможностей, уровня активности и интересов детей, поддерживая формирование их индивидуальной траектории развития.

Материально-техническое обеспечение:

Образовательная область

Содержание развивающей предметно-пространственной среды группы

Социально-коммуникативное развитие

- картинки ответов;  фотографии; карточки-символы, отражающие лексическую тему,  карточки РЕСS, , коммуникативные  доски; расписание «СНАЧАЛА-ПОТОМ»;

- наличие атрибутов, игрушек, предметов;

- заместителей для сюжетно-ролевых игр;

- наглядная информация для родителей

Познаватель-

ное развитие

-иллюстрационный материал по лексическим темам;

-муляжи домашних животных;

- фланелеграф с набором дидактического материала;

-дидактические игры и пособия по ознакомлению  с окружающим миром  и развитию речи;

- игры по развитию ручной и мелкой моторики;

- дидактические игры с использованием природных материалов для развития тактильного  восприятия и мелкой моторики

Речевое развитие

- наличие книжек-малышек;

- масок-шапочекдомашних животных для игр-драматизаций;

- наборов бумажных би-ба-бо по теме;

- лепбук, макет фермы;

- картотека речевых игр;

-разные виды театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.), атрибуты для театрализованных игр (маски, шапочки)

Художественно-эстетическое развитие

- материалы  для ИЗО;

- репродукции, открытки и альбомы для рассматривания;

-конструкторы и строительный материал, игрушки для обыгрывания;

- природный и бросовый материал;

-музыкальные инструменты, игрушки, технические средства

Физическое развитие

- атрибуты для подвижных,  спортивных игр  по теме

Методическое обеспечение реализации проекта:

  1. Марлен Коэн, Питер Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом.
  2. С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью.
  3. Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнаженные сердца». Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра.
  4. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: метод.разработка – Изд. 7-е. –М.:Теревинф, 2013.
  5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – М., 2012.
  6. НищеваН.В.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Доработанная в соответствии с ФГОС ДО, - СПБ.: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2015.
  7. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. под редакцией Л.В. Лопатиной. – СПб., ЦДК, 2009.
  8. Нищева Н. В.Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
  9. Нищева Н.В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  10. Нищева Н. В.Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  11. Нищева Н. В.Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  12. Нищева Н. В.Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  13. Нищева Н. В.Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  14. Нищева Н.В.Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  15. Кириллова Ю. А.Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 4 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  16. Кириллова Ю. А.Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей от 3 до 4 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  17. Дубровская Н. В.Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  18. Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2.– СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012.
  19. Нищева Н. В.Мир природы. Животные- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  20. Нищева Н. В. Живая природа. В мире животных - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
  21. Нищева Н. В.Родителям о речи ребенка - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  22. Нищева Н.В.Если ребенок плохо говорит... - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  23. Нищева Н. В.Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Младшая группа. Часть I - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  24. Нищева Н. В.Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Младшая группа. Часть II - СПб, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
  25. Нищева Н. В.Картотека предметных картинок. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  26. Лопатина Л. В.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  27. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду 2-я младшая группа- Москва «Скрипторий 2003», 2010.
  28. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1983.
  29. Гаркуша Ю.Ф. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте- Москва «АЙРИС дидактика», 2005.
  30. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона - Москва «СФЕРА», 2005.
  31. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991.
  32. Нищева Н. В. Организация коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада- СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004.
  33. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 3 г. Ярцева Смоленской области.
  34. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 3 г. Ярцева Смоленской области.
  35. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда.
  36. Рабочая программавоспитателя младшей группы  общеразвивающей направленности.
  37. Программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 г.Ярцева Смоленской области
  38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  39. СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные»

Формирование представлений о домашних животных, их значения в жизни человека....

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Рекомендации для родителей второй младшей группы в рамках тематической недели "Дикие животные"

Рекомендации родителям для закрепления материала по теме "Дикие животные"....

Краткосрочный проект Во второй младшей группе №1 «Зайчата» «Моё любимое домашнее животное»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. ТербуныТербунского муниципального района Липецкой области Утвержд...