Имидж педагога дошкольного учреждения
методическая разработка

Алфеева Татьяна Ивановна

Разработка на тему : " Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из составляющих имиджа учреждения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_pedagoga.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад 91» города Ярославля

Разработка на тему:

«Имидж педагога дошкольного учреждения,

 как одна из основных составляющих имиджа учреждения»

Подготовила:

Алфеева Татьяна Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

2022 год

1.  Понятие имидж. Из чего складывается имидж ДОУ 

. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чём же их преимущество по сравнению с другими дошкольными учреждениями. А у родителей появилась возможность выбирать  то учреждение, которое удовлетворяет  все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.

Имидж – это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.  Цель его создания – выработка определенного отношения к тому или иному объекту.  

Под имиджем организации понимается сформировавшийся, действенный и эмоционально окрашенный образ, основанный как на реальных, так и на приписываемых свойствах данной организации.

Имидж образовательного учреждения - эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения.

Цель создания имиджа состоит не в обретении образовательным учреждением известности, а в обеспечении положительного отношения к нему. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность.  

      Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым – проявить себя профессионально. Внешний положительный корпоративный имидж, согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения  

2. Составляющие имиджа педагога.

Имидж – хрупкое явление: достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника учреждения, как репутация дошкольного образовательного учреждения в глазах родителей воспитанников резко падает. Имидж учреждения зависит от каждого работника, и включает то, как мы выглядим, говорим, одеваемся, действуем. Наши умения, осанку, позу и язык тела, аксессуары, окружение.  

Существует несколько классификаций имиджа:

Причем, в одном человеке может сочетаться имидж замечательного человека, но слабого профессионала. Многие слышали высказывания «Как человек, он замечательный, а как профессионал – ноль».

Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:

  • имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
  • вербальный имидж - это его манера говорить и писать;
  • кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика  и телодвижения);
  • габитарный имидж (включает костюм, прическу, аксессуары);
  • ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
  • фоновый имидж. Он может быть дистантно-опосредованным  (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ, по «сарафанному радио» и т.д.) и контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).  

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.

 «Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности».

Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние  и  внешние характеристики.

В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа:

  1. Внешний облик (манера одеваться);
  2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
  3. Деловой этикет.
  4. Этика общения.

Внешний обликВизуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие.

Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка.  

Основной стиль педагога в одежде – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание.   Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то из благородных металлов и натуральных камней. Обувь на невысоком каблуке с задниками.

Одежда педагога несёт большую психологическую нагрузку. Аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у детей, а разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на воспитанников.  

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Психологи рекомендуют из макияжа подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта. Аромат духов – лёгкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного  воздействия  на детей имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным.  

 Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой  этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым лаком. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Тактика общенияВербальное поведение. Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение  формирует имидж педагога. Поэтому владение  речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога.  

Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Кроме того для восприятия речи педагога важна эмоциональная окрашенность речи. Информация, передаваемая педагогом монотонным равнодушным голосом, будет действовать на воспитанников усыпляющее или вызывать скуку. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается фальшью и вызывает недоверие к говорящему. Важной частью вербального педагогического общения является положительная оценка ребенка, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся  к себе, веру в свои силы.  

Существуют правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.

      2. Педагог должен говорить внятно.

  1. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  2. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  3. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  4. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Здесь не надо забывать, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому нельзя забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.

Педагогический этикет. Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении. 

 Педагогическая этика. В создании имиджа педагога большую роль играет  педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.  

Каким бы специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из основных составляющих имиджа учреждения

В статье отражены основные направления по работе над созданием положительное имиджа образовательной организации....

Консультация "Имидж педагога дошкольного образования"

Для педагогов дошкольного образования....

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...

Презентация "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Презентация для проведения деловой игры " Имидж педагога дошкольной образовательной организации"...