Развитие творческих способностей Детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Калинина Александра Александровна

Развитие творческих способностей

Детей  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

                      Калинина Александра Александровна

Воспитатель

МБДОУ Детский сад №31 Алёнушка

Красноярский край город Лесосибирск

Развитие творческих способностей

Детей  дошкольного возраста

Если задаться вопросом, какие качества человеческой личности наиболее значимы для профессиональной деятельности, мы среди прочих, скорее всего, точно назовем «креативность или «творческое мышление». Это тот элемент характеристики человека, который является показателем его способности наиболее успешно решать поставленные задачи. Причем, не только в трудовой, но и практически во всех сферах деятельности человека почти на всех возрастных этапах: игра (которая так важна для дошкольников), учебная деятельность, общение, творчество. К тому же, творческая самореализация является важным условием развития личности

Развитие творческого мышления одна из важнейших задач в современном мире. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”. История и даже обыденный опыт дает нам множество примеров того, что всякий человек мыслит по-своему. У каждой личности свои мыслительные привычки, обычные умственные ходы, к которым она, размышляя, прибегает. И это не только касается отдельных

людей, но и народы, государства, целые эпохи. И в каждом кругу людей, в каждой эпохе находятся примеры людей, которые мыслят иначе, чем остальные, умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Создание чего-то инновационного, нестандартного, ценного происходит в различных видах творческой деятельности, этому помогают художественно – творческие способности. Возможность воплощать идею, определяющую внутренний мир самого ребёнка и его эстетическое отношение к миру отражает основную цель развития художественно – творческих способностей.

Творчество предполагает наличие способностей и задатков. Под задатками следует понимать необходимые условия для развития способностей. Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются основой успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности, определяются, как способности.

         Игра как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.

Игры на развитие творческого мышления, которые использую я в своей работе:

Кто больше?

Найдите как можно больше предметов, которые одновременно являются: - легкими, мягкими и черными

-тяжелыми, твердыми и белыми

- сладкими, легкими, маленьких размеров и т.д.

Найдите общие признаки

Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:

- Винни-Пух и Баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т.д.)

- Колобок и Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету и т.д.)

- Репка и Мальчик-с-пальчик (репка тоже вначале была маленькая, репка растет в земле, а мальчик-с-пальчик по земле бегает, значит их объединяет земля и т.д.)

Анализируем характер

Задача - проанализировать характер героя того или иного произведения. Сначала назвать черты характера героя, затем выбрать основную, главную черту.

Поиск причин событий

Детям предлагается определить причины возникновения некоторых сказочных ситуаций, например:

- Ослику Иа было смешно, потому что

- Весь день Бармалей бегал по лесу , потому что

- Золушка не смогла поехать на бал, потому что

и т.д.

Ярмарка волшебных предметов

Взрослый - покупатель

Ребенок - продавец

Продавцы продают чудесные вещи, расхваливая их покупателям:

- Что вы продаете?

- Чудесные часы.

- А чем они чудесны?

- Они помогут очутиться Вам в прошлом или будущем. Хотите, чтобы быстрее было завтра? Переведите стрелки часов впереди все.

Через три или четыре кона взрослый и ребенок меняются ролями.

Заветное желание.

Взрослый называет сказочного героя. Дети придумывают, какое может быть заветное желание у этого сказочного героя. Потом наоборот, взрослый называет желание, а ребенок угадывает, какому сказочному герою оно может принадлежать.

Дюймовочкины предметы.

Дети должны придумать как Дюймовочке могут послужить скорлупа от ореха, спичка, спичечный коробок, лист бумаги, ниточка, стеклышко, булавка и т.п. Варианты ответов: скорлупка - лодочка, кроватка; коробок для спичек - шкаф; ниточка - скакалка и т.п.

Палочка-узнавалочка.

Ребенок берет в руки карандаш. Он будет его палочкой-узновалочкой. Ребенок закрывает глаза, взрослый кладет перед ним какой-нибудь предмет, например стакан или лист бумаги, а ребенок с помощью палочки-узнавалочки должен определить, что это за предмет.

Чем пахнет сказка?

Ребенок задумывает сказку. Взрослый спрашивает: "Чем пахнет твоя сказка?" и, исходя из ответа ребенка, отгадывает задуманную сказку. Подсказка: сказка "Колобок" может пахнуть хлебом, "Краская шапочка" - пирожками , земляникой; "Двенадцать месяцев" - подснежниками и т.д.

Игры взяты из книги А.Ю. Капской, Т.Л. Мирончик "Планета Чудес: развивающая сказкотерапия для детей"

Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо. Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки.

Не ругайте ребёнка, если он испачкался или испортил что-то. Застелите рабочее пространство ребёнка газетами или полиэтиленом, наденьте малышу фартук. По окончанию работы или игры — сделайте уборку вместе с ребёнком: трудовое воспитание – тоже важный момент!

Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры. Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору.

Выступление на заседании МО музыкальных руководителей на тему: "Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством приобращения к русскому народу фольклору"....

Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность....

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

«Развитие творческих способностей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб...