Описание к презентации "Технологии проблемного обучения"
презентация

Усова Елена Дмитриевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современная образовательная технология ДОУ «Технология проблемного обучения» Выполнила воспитатель Усова Е.Д.

Слайд 2

История возникновения технологии: В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века.

Слайд 3

ДЖОН ДЬЮИ - АМЕРИКАНСК ИЙ ПСИХОЛОГ, ФИЛОСОФ И ПЕДАГОГ (1859-1952). Один из четырёх педагогов, определивших по решению ЮНЕСКО 1988 года, способ педагогического мышления xx века. «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» ( Д.Дьюи ) В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер , А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов , В. Оконь .

Слайд 4

Цель : Повышение профессиональной компетенции педагогов Задачи: Познакомить одной из форм организации педагогического процесса показать конкретные примеры заданий на различных этапах

Слайд 5

Целевые ориентиры: любознательность; установление причинно-следственных связей; открытие нового через проявление стремления к получению знаний; установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 6

Творческий цикл совместной деятельности: постановка проблемы ; поиск решения; реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»

Слайд 7

Уровни проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение . 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

Слайд 8

Функции технологии проблемного обучения: 1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; 2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; 3) воспитание навыков творческого усвоения знаний; 4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы; 5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Слайд 9

Основные методы реализации технологии Метод монологического изложения Метод эвристических заданий Метод исследовательских заданий Метод рассуждающего изложения Метод диалогического изложения Метод программированных заданий.

Слайд 10

Суть проблемного обучения: проблемная ситуация, самостоятельный поиск знаний и способов действий, разрешение проблем, противоречия.

Слайд 11

Приёмы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками Акцентирование внимани я детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом . Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. Создание противоречия, проблемной ситуации. Организация противоречия в практической деятельности детей.

Слайд 12

Примеры подачи вопросов и задач проблемного обучения: Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. - «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ В ПРИРОДЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ЯЩЕРИЦ И ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА И ЖЕЛТОВАТО-КОРИЧНЕВОГО?» ?

Слайд 13

Примеры подачи вопросов и задач проблемного обучения: В проблемной задаче дети должны найти решение на поставленный вопрос (как в любой задаче, есть условие и вопрос). Проблемная задача : «Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?» ?

Слайд 14

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ. 1. «Оденем куклу на прогулку» (согласно времени года) 2. «Готовим салат» (выбери продукты согласно рецепту) 3. Как и чем можно нарисовать, если нет кисточек и карандашей. 4.Подготовь материал к определенному занятию (индивидуальное задание для ребенка)

Слайд 15

ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС ( КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Животные в лесу тоже могут заболеть, как Вы думаете, как животные сами себя лечат? Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Слайд 16

Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?» Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?

Слайд 17

Преимущества технологии проблемного обучения: приобретение необходимой системы знаний, умений и навыков; достижение высокого уровня умственного развития у детей; формирование у детей способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развитие интереса к учебному труду; прочные результаты обучения.

Слайд 18

Недостатки : большие затраты времени на достижение запланированных результатов; слабая управляемость познавательной деятельностью детей .



Предварительный просмотр:

Использование проблемной технологии в ДОУ

1 слайд Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Данная технология достаточно изучена, и ее актуальность бесспорна. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

2слайд Основная задача детского сада - наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность.

Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

3слайд   Из истории проблемного обучения

Появление такого  инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение  связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор   разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Особое внимание уделяется ручному труду, — развивающему активность ребенка. В процессе обучения надо исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта, социального инстинкта. В процессе делания возникают познавательные потребности, развиваются интересы, обучение становится увлекательным и полезным. Ребенок оказывается в позиции исследователя на основе сопряжения творчества и труда. Трудовой процесс приближается к процессу поиска — осмыслению задачи или проблемы, построению гипотезы, выбору путей ее решения, достижению желаемого результата. Педагог организовал экспериментальную школу, в которой   основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего  интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной  активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные  идеи в то время не прижились и были подвержены критики.

4 слайд

Суть  проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам

возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом

имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети

учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно

организовывать процесс познания.

5слайд  Структура проблемного обучения

Как организовать деятельность детей, чтобы развить психические процессы? - (Ощущение, восприятие, память воображение, мышление, развитие речи).

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослым. Общение и совместная деятельность с взрослым развивают у ребенка ставить цель, действовать, подражая взрослому.  А со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, не соглашаться, спорить, оценивать. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями других детей принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается  в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения.

Воспитатель увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывая помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, раннее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, соглашаются или спорят.

 6 Слайд Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

-должны отвечать целям формирования знаний

- быть доступными для детей

- должны вызывать собственную познавательную активность

- задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточно для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

7 слайд Этапы организации проблемного обучения

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых – формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися знаниями дошкольника (ребёнок может ассоциативно сопоставить движение облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака, действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4 лет еще не может, так как не хватает знаний о природных и физических явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний, предлагая самые немыслимые варианты ответов. Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все, же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу. Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу.

Например, такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение того, что облака плывут из-за ветра.

8  слайд      Уровни проблемного обучения

Дошкольники не могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

1. уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты.

Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по

образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например,

объяснив детям, почему плывут облака, задается вопрос о том, как

«прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).

2. уровень – это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут  гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верному решение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно

ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные

версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов

воспитателя или наглядных материалов.

3. уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя

приходят к правильному решению задачи.

4. уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные

решения.

9 слайд Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения:

Проблемный вопрос

Проблемная задача

Проблемная ситуация

1) Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

10 слайд «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»  Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «почему?»«зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)  Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?

-Все ли геометрические фигуры имеют углы?

-Что надо сделать, чтобы из квадрата получилось два треугольника?

-Зачем нужны геометрические фигуры?

-Что надо сделать, чтобы узнать какая полоска шире?

-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на равные части?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

11 слайд  Проблемная задачаПроблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

12 слайд. Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

13 слайд 

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают«Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут»«Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Тема стороны света

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3 лекарственные травы

Животные в лесу тоже могут заболеть, как вы думаете, как животные сами себя лечат?

14слайд Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

15 слайд Например Проблемная ситуация по теме «дикие животные»

Воспитатель была вчера в цирке, смотрела, как медведи выполняют разные трюки, возникает вопрос – зачем медведю такие когти? Кто знает? Сколько мнений в группе (побуждение к осознанию противоречия) Где можно об этом узнать? (какие будут мнения?)

С помощью когтей медведи обеспечивают себе быт: роют берлоги, раскапывают норы сусликов, ворочают камни,  лазают по деревьям, ловят рыбу, с лёгкостью поднимаются по крутым склонам. Длина когтей достигает до 15 см.

Тема «Фрукты» 

Путешествуя по пустыне дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

16 слайд Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

     - Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

- Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

- Создание противоречия, проблемной ситуации.

- Организация противоречия в практической деятельности детей

17 слайд Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познаетребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

18 слайд Методы проблемного обучения:

• Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия;

• Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности;

• Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;;

• Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность;

• Исследовательский метод - полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3-5 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких методов:

1. Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети

самостоятельно приходят к верному решению вопроса.

2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и

серию картинок.

3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй

узор», «Опиши узоры: какие они?».

19 слайд Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1.приобретение необходимой системы знаний, умений и навыков;

2. . Развитие мыслительных способностей детей.

3.Формирование у детей способности к самостоятельноми добыванию знаний путем собственной творческой деятельности

4 Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

20 слайд Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Рекомендации по стилю общения с детьми. Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно»«необычно»«любопытно»«хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

Таким образомиспользование данной технологии актуально в настоящее время. Проблемное обучение является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

Список литературы:

1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты

для детей. — СПб.: Речь, 2006;

2. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии:

монография. — М.: Academia, 2007;

3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М. ,

1977;

4. Методические рекомендации по освоению активных методов

обучения. — М.: ЦМКПК, 1991;

5. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь /

УрГПУ. Екатеринбург, 1995;

6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и

интенсификации деятельности учащихся. — М., 1999;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"

Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....

Презентация "Технологии проблемного обучения"

Презентация об особенностях методики проблемного обучения дошкольников....

Презентация "Технология проблемного обучения в детском саду"

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...

Презентация "Технология проблемного обучения в ДОУ"

quot;Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки". М.И. Махмутов....

Презентация "Технология проблемного обучения в детском саду".

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную само...