Эссе "Моя педагогическая философия"
статья

Вонда Олеся Александровна

Размышления педагога о воспитании детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе О. А. Вонды на тему: «Моя педагогическая философия»

«В каждом человеке  солнце. Только дайте ему светить».

Cократ

«Тысячи малышей… на краю скалы, над пропастью… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть… Они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи» (Д. Селенджер, 1951 г.).   Я работаю воспитателем группы «Особый ребенок», и это то, чего мне всегда по-настоящему хотелось.

С раннего детства меня окружали люди, нуждающиеся в моей помощи и поддержке: мама, воспитывающая нас без отца; младшая сестра; бабушка с неизлечимым заболеванием. Чуть позже в наш класс поступил мальчик с тяжелым заиканием, затем у меня появилась подруга, семья которой приехала из Казахстана не имея ни одежды, ни крова. Так, детские и школьные годы воспитали во мне сострадание к людям; искреннее желание помочь в трудную минуту, с одной стороны, и принятие их такими, какие они есть, с другой стороны.

Мое стремление помогать испытывающим лишения и любовь к родному, русскому языку гармонично сочетаются в дефектологии (понимание этого пришло ко мне только сейчас, при обдумывании содержания эссе). Поэтому семь лет назад, приняв решение связать свою профессиональную деятельность с дошкольным образованием, я не раздумывая ни минуты согласилась на должность воспитателя группы «Особый ребенок», когда узнала, что дети с различными тяжелыми нарушениями уже два месяца не посещают детский сад, так как нет педагога.

Мне очень близки слова, произнесенные Л. И. Швецовой, государственным и политическим деятелем: «Люди с ограниченными возможностями – это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. У каждого ребенка свои особенности, свои возможности, свой темп развития, двух одинаковых детей нет и не может быть. Развитие возможностей с учетом индивидуальных особенностей – это цель, которая стоит передо мной при воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В. А. Сухомлинский считал, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». По мнению Л. С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка препятствует развитию его общения с окружающими, установлению широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором личностного развития. Дошкольники, с которыми я работаю, имеют тяжелые физические и психические нарушения развития разной степени. Это чрезвычайно неоднородная по своему составу группа детей: у одних страдает интеллект и сенсорная сфера; другие имеют нарушения опорно-двигательной системы, общей и мелкой моторики; у третьих отмечается отсутствие саморегуляции поведения и деятельности. При этом все дети с особенностями развития испытывают большие сложности в общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

Именно поэтому основное направление моей деятельности – социализация дошкольников, имеющих особые образовательные потребности. Воспитывая особых детей, я с уверенностью могу сказать, что не человека нужно адаптировать к окружающему пространству, к обществу; а само пространство, социальное окружение необходимо «выстроить» с учетом возможностей и потребностей дошкольников так, чтобы окружающая среда способствовала их позитивной социализации, развивала имеющиеся возможности и учитывала особые образовательные потребности.

Выбор подхода для работы с особыми дошкольниками – сложная задача, которую я решила, остановившись на сочетании поведенческого и гуманно-личностного подходов. Многие скажут, что такое единство невозможно, ведь поведенческий подход предполагает четко структурированные деятельность и пространство, а при гуманном подходе педагог – любящий и заботливый друг. Ш. А. Амонашвили сказал: «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Так хочется видеть особых детей счастливыми! На мой взгляд, именно такое сочетание, казалось бы, взаимоисключающих идей способствует организации развивающего пространства, необходимого для позитивной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Зонирование помещения; визуальная поддержка в виде фотографий, картинок, схем, индивидуального расписания; наличие уголка уединения; снижение действия слуховых и зрительных раздражителей; постоянный отклик педагога на физическое и психическое состояние ребенка, учет его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей; а также любовь, уважение и принятие личности каждого ребенка – все это создает пространство, в котором особый дошкольник растет и развивается согласно имеющимся у него возможностям.

Создавая комфортные условия для развития детей в стенах детского сада, я всегда помню о том, что первый воспитатель – это родитель. К семьям, воспитывающим особых детей, я испытываю огромное уважение. Свой долг перед ними вижу в том, чтобы показать родителям, что все дети разные, но равные; что каждому из нас посланы испытания по силам; что можно и нужно радоваться любому новому шагу; что достижения у особых детей есть, только сравнивать нужно ребенка с ним же самим «вчера», а не с другими.

Многие идеи и мысли Я. А. Коменского близки мне, например, слова великого педагога о том, что можно считать «несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию». В любое время, в любом месте я стремлюсь узнать что-то новое; обменяться опытом с коллегами. Считаю за честь то, что мне посчастливилось встретиться  с такими педагогами, как А. Ш Амонашвили, П. Ш. Амонашвили, М. А. Баранюк, А. С. Соловейчик, А. И. Бороздин, Р. О. Агавелян, И. С. Баскина. Идеи деятелей образования, их взгляды во многом определили мою мировоззренческую и профессионально-личностную позицию. Своими наставниками в области развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями я считаю педагогов-дефектологов: С. О. Варро, Л. В. Ковригину, Н. А. Одинокову, А. Н. Трубицыну.

Встречи с педагогами-наставниками, участие в методических мероприятиях, повышение квалификации  неотъемлемая часть моей профессиональной деятельности, которая способствует расширению моего кругозора, подтверждению того, что я на правильном пути. Непрерывное, всестороннее самообразование позволяет мне строить дальнейшие планы по развитию особых детей, создавать перспективы работы с родителями и верить в то, что каждый из моих воспитанников завтра станет умнее, сильнее, и самое главное счастливее, чем сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...