Многофункциональная игра ШАХМОЛОГИК
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Елена Александровна Худякова

Дидактическая игра Шахмологик, предназначенна для знакомства с игрой в шахматы, для детей с 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmologik_1_1.doc567 КБ

Предварительный просмотр:

\

Многофункциональная игра «Шахмологик»

Ключевые слова

Дидактическое пособие, интеллектуальное развитие, шахматные блоки, шахматы, Шахмологик.

Аннотация

Большинство родителей и педагогов прилагают огромные усилия и финансовые затраты, для интеллектуального развитие детей, отдавая детей в разнообразные секции и кружки, школы раннего развития, изготовление развивающих дидактических пособий.

Шахматы – интеллектуальный вид спорта, интересная, увлекательная, полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление. Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, а также прививает чувство ответственности за принятое решение. С помощью шахмат ребенок научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет безболезненно переносить любые жизненные испытания в будущем.

      Вопреки общепринятому мнению, в шахматы обучают детей в возрасте 6-7 лет, не раньше, так как дети для такой сложной игры должны быть усидчивыми и внимательными. Это конечно заблуждение.

Дидактическое пособие «Шахмологик» предназначено для введения обучения игры в шахматы с 5 лет, познавая все первоначальные азы интеллектуальной игры.

Результатом использования пособия: высокий уровень логического мышления, усидчивости, ориентировки на плоскости.

 

Представленное пособие «Шахмологик» является первым помощником в обучении, благодаря пособию дети познакомятся с крупной шахматной доской, ее окрасом и расположением клеток. Дети познакомятся с крупными шахматными фигурами и закрепляют их название, узнают, как передвигается та или иная фигура, т. к. каждый блок отвечает за ход конкретной фигуры.

Цель: познакомить детей с шахматной доской, фигурами, их названием, и ходом каждой фигуры, через шахматные блоки.

Задачи: подготовка детей к элементарным шахматным основам;

развитие логического мышления, сообразительности, внимания;

ориентировка на плоскости.

Преимущества: возможность использовать пособие в самостоятельной и совместной деятельности детей. Удобен в использовании, так как имеет отдельный столик, отдельный ларец под шахматные фигуры, переносной.

Методическая ценность: универсальное, развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей.

Пособие захватывает несколько образовательных областей:

Познавательное развитие:

- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, ориентироваться на плоскости;

- развивает изобретательность и логическое мышление;

- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность

- вырабатывается самостоятельность думать, принимать решение, бороться и не унывать при неудачах.

Физическое развитие:

- вырабатывается сила воли, выносливость, выдержка;

-  побуждает детей к спортивно-интеллектуальной игре - шахматы.

Коррекционное развитие: помогает гиперактивным детям стать спокойными, уравновешенными, учит сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Пособие представлено в виде столика и ларца с шахматными фигурами.

Столик с бортиками, на бортиках использована стандартная алгебрическая система обозначения: латинские буквы (А-Н) и цифры (1-8). Внутри столика располагаются фанерные блоки, разлинованные квадратами черного и белого цвета(тетрис), разной формы, с одной клетки до пяти клеток. При верном сложении складывается шахматная доска, для дальнейшей игры в шахматы. Каждый блок отвечает за ход конкретной фигуры.

                                                                   

                                                           ПЕШКА – ходит на одно или

                                                                      два поля вперед

                                       КОРОЛЬ – ходит на одно поле,

                                                               в любом направлении.

                                              ФЕРЗЬ- перемешается в любом направлении, на                              нужное количество полей                                                                                                                                                                      

                                   СЛОН – движется по диагонали,

                                      на нужное количество полей

        ЛАДЬЯ – двигается по прямой,

                                          по вертикали или горизонтали,

                                     на нужное количество полей

                                                 

                                                               Конь ходит буквой «Г» на два поля в                

                                                                  одном направлении, затем на одно

                                                                  в сторону.

Ларец имеет два уровня, на первом уровне располагаются крупные объмные шахматные фигуры темного цвета, на нижнем уровне светлые фигуры. Фигуры необходимы для закрепления названий, для выставления их на блоки, для закрепления хода каждой определенной фигуры, ну и конечно в дальнейшем игры в шахматы.  

Использовать пособие «Шахмологик» можно многообразно:

Вариативность:

«Шахматы»

Составить шахматную доску, расставить на поле фигуры, согласно правилам, сыграть в партию.

«Шахмо-тетрис по образцу»

Необходимо из фигурных блоков составить шахматную доску, соблюдая последовательность, черных и белых клеток, опираясь на образец

«Шахмо-тетрис»

Необходимо из фигурных блоков составить шахматную доску, соблюдая последовательность, черных и белых клеток, без опоры на образец.

«Зеркало»

Ребенку нужно выкладывать фигуры на игровом столе, повторяя за педагогом, показывающего координаты на доске.

«Проведи фигуру по дорожке»

Необходимо из фигурных блоков, с одного угла поля, по диагонали, в другой угол выстроить непрерывную дорожку.

«Найди фигуре свою дорожку»

Нужно собрать шахматную доску, каждую фигуру выставить на свой блок обозначающий его ход

«Составь буквы»

Ребенку необходимо составить любую букву из алфавита, опираясь на образец, дети постарше могут составлять буквы опираясь на свой опыт и творчество.

                       

        

                       

        

                       

        

Список литературы:

1. Нестерова, Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих / Д. В. Нестерова. — М. : РИПОЛ классик, 2007. — 256 с. : ил. — (Советы для дома).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Алгебраическая_нотация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная игра "Листопад"

Задачи, поставленные автором разработки.Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения – это одна из важнейших проблем на современном этапе. Дошкольн...

Многофункциональная игра «Сундучок»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4923385","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]  Сундучок имеет множество заданий: шнуровка, перемещ...

Многофункциональная игра "Дорожные знаки" для детей 4-7 лет

Многофункциональная игра – пособие для детей 4 – 7 лет«Дорожные знаки» Цель: Создание условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.Задачи: 1. Закрепить знания детей...

Многофункциональная игра "Развивай-ка"

Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию ориентировки в микропространстве.Развитие мелкой моторики рук ребенка с нарушением зрения, развитие тактильных ощущений, сенсорны...

Многофункциональная игра "Математическая гусеница"

Предложенная игра, может использоваться как для индивидуальной работы, так и как демонстрационный материал на занятии. Играя в эту игру ребёнок упражняется ориентироваться на листе бумаги, закрепляет ...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ "ДАВАЙ ПОИГРАЕМ"

Цель: познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной частью, её назначением, профессией спасателя-пожарного, со специальной техникой, используемой для тушения пожаров, специальной одеждой; за...

Многофункциональная игра Дидактическая игра «Машины сказки»

Многофункциональная игра  Дидактическая игра «Машины сказки»Актуальность:Ø Эта игра научит детей фантазировать, придумывать необычные истории, используя героев из разных сказок.Ø Эта ...