Наблюдение за живой и не живой природой
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Наблюдать это значит: созерцать, рассматривать и экспериментировать.

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._konsultatsiya_dlya_molodyh_vospitatele1.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых воспитателей

Тема «Организация наблюдения за живой и не живой природой»

        Одним из видов экологического воспитания является наблюдение.

Наблюдать это значит: созерцать, рассматривать и экспериментировать.

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды.

        Сегодня пойдет речь о наблюдении за живой и не живой природой в детском саду. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы.

        В процессе наблюдения развиваются: психические процессы, умственные способности.

        В работе с дошкольниками используются наблюдения разного вида, которые выделяются по разным критериям:

        Кратковременное наблюдение – наблюдение за объектом, явлением природы в данный момент времени. (Эпизодическое, не запланированное за снежинкой на ладони, за инеем, за поведением птиц у кормушки, в морозный день послушать скрип снега, полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду, за таянием сосулек, за весенней грозой)

        Длительное наблюдение – наблюдения, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за за снегом; за пробуждением и ростом растений, за почками на деревьях, за изменением окраски листьев, за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

        Коллективное наблюдение – наблюдение с участием всех детей группы (фронтальная организация).

        Подгрупповое наблюдение - наблюдение, организуемое с подгруппой детей, как правило, носит повторный характер.

        Индивидуальные наблюдения – наблюдения, организуемые, как правило, по инициативе самих детей.

        Распознающее наблюдение – наблюдение, направленное на выявление специфических особенностей объекта (явления) природы, как правило, единоразово более длительны, чем кратковременные.

        Первичное наблюдение – наблюдение, организуемое с целью ознакомления и познания объекта природы, формирования общего представления о нем.

        Повторное наблюдение - наблюдение, организуемое с целью уточнения, расширения представлений об объекте природы.

        Сравнительные наблюдения - наблюдения, направленные на сравнение объектов природы, выявление их сходства и отличия (ворона, воробей, голубь).

        Итоговое наблюдение - наблюдение, организуемое с целью обобщения и систематизации знаний и представлений об объекте природы.

        Циклическое наблюдение - цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка детского сада (из нескольких кратковременных). Требования: компактное проведение циклов наблюдений (без больших перерывов во времени) Должны принимать участие все дети. В неделю проводится 1-2 наблюдения из цикла.

        Наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

        1. Начало наблюдения. Задача данного этапа – заинтересовать детей тем или иным объектом. Сконцентрировать внимание с помощью различных приемов (например, загадки, потешки, стихотворения короткого об объекте/явлении.

        2. Основная часть. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом. Задача педагога - реализовать задуманное содержание, обеспечить возможность самостоятельного получения детьми сенсорной информации с помощью разнообразных приемов: вопросы с паузами (2-3 секунды), похвала, обследовательские действия, сравнение и др. Недопустимы длительные пояснения, рассказы, отвлечение детей посторонним содержанием; обязательная двигательная активность детей;

2 часть должна быть единой и направлена на выявление свойств, качеств, признаков объектов (явления), особенностей поведения и образа жизни живого существа, его состояния, установление взаимосвязей и др.

        3. Заключительная. Задача педагога – подвести итог, обобщить полученные знания (представления). Она должна быть эмоционально-насыщенной (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен и др.).

        Для организации и проведения наблюдений важным является 3 аспекта:

        1 – наличие природных объектов;

        2 – определение содержания наблюдения;

        3 – поиск соответствующей организации наблюдения, оптимальных форм, методов и приемов включения в него детей.

        Педагог должен тщательно подготовиться к наблюдению:

        1 – определяет место наблюдения в системе предстоящей эколого-педагогической работы с детьми и время (длительность) наблюдения;

        2 – определяет цель и задачи, которые наиболее полно будут раскрыты с помощью этого вида деятельности, вид и содержание наблюдения, оптимальное количество детей;

        3 – определяет объект или объекты и явление для наблюдения (растение, животное, объект или явление неживой природы);

        4 – продумывает, отбирает, готовит необходимый инвентарь и оборудование (корм, лупа и др.), освещение объекта;

        5 –продумывает организацию детей, возможность включения их в деятельность, методы и приемы руководства деятельностью;

        6 – пополняет собственные знания по содержанию наблюдения (при необходимости).

        Объект или явление, за которым организуется наблюдение, должен быть: интересен и доступен для восприятия дошкольниками, безопасным для здоровья, активным, динамичным (учитывать биологические особенности живых существ, возможность их передвижения).

        Наблюдения должны организованы так, чтобы дети получили максимум познавательной информации. .Продолжительность не должна превышать 3-10 минут в зависимости от возраста детей. Четко поставленные педагогом цели и задачи.

        Наблюдение за объектами природы обеспечивает познание природы через разные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.). Дает возможность показать природу в естественных условиях, в ее многообразии. Позволяет выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы, вследствие чего формируются конкретные, обобщенные представления.

        В процессе наблюдения формируются элементы миропонимания природы,

развивается наблюдательность, речь, формируется бережное и заботливое отношение к природе.

        Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы, на огороде, на цветнике, в мини поле.          Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе – «птичья столовая» и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная «копилка» - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

        Для наблюдений за живой и неживой природой в нашем детском саду создана экологическая тропа. Экскурсии по экологической тропе формируют у малышей навыки поведения в природе, воспитывают любовь и бережное отношение к природе родного края, дети изучают закономерности природных явлений, а так же жизнь животных и насекомых. Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько площадок, это: «Огород», «Пруд», «Цветочная клумба», «Мини поле», «Метеоплощадка», «Хвойная полянка», «Рябина», «Береза», «Огород» (см. приложение) представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом. Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки могут посадить их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис). Для формирования представлений о разнообразии растений, дети средних групп, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов. Старшие дети выращивают овощн. На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) выращивается: мята перечная,         

        барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды; термометр - для изменения температуры воздуха; анемометр - прибор для изменения скорости ветра.

        На метеоплощадке должны находится барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды, термометр - для изменения температуры воздуха, анемометр - прибор для изменения скорости ветра. Также находятся: флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра, дождеметр - служит ля измерения количества осадков.

        На участке поля высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.

        На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Камни становятся прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.

         В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.

        В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

        Зимний сад был создан с целью проведения занятий с детьми по решению задач интеллектуального развития воспитанников, а именно общения с природой родного края. В нем собраны разнообразные комнатные растения: цветущие (герань, фиалка, абутилон, и др.), с крупными листьями (фикус, лилия, сансевьера, бегония и др.), вьющиеся (комнатный виноград, площ, хлорофитум, традесканция и др.).

        зона воды и песка, метеоцентр (компасы, барометры, песочные часы, флюгер, вертушки, султанчики и другое оборудование).

        Содержанием наблюдений могут также выступать такие объекты и явления живой и неживой природы: почва, камни, снег, снежинки (снегопад), ветер, лёд, дождь, лужи, ручьи (таяние снега), небо (облака), зимние узоры на окнах, листопад, листья, деревья, (ветки/почки), насекомые, птицы, звери, рост и развитие живых существ и т.п.

        Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших группах, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения стоит организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог; объем формируемых представлений ограничен.

                С 3-х лет в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия, например, предложить котенку разные виды корма: мясо, рыбу, конфеты, овощи – и спросить у детей, понаблюдав, что больше любит котенок.

        Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики. Наблюдения за растениями и животными в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, так и индивидуально. Наблюдение может быть связано с изобразительной деятельностью («потом нарисуем»), игрой.

        Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются) описание. В средней группе детского сада усложняется содержание наблюдения: дети рассматривают не только животных, но и чаще, чем в младших группах, растения (до 2-х объектов одновременно). Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала (объекты предлагаются для индивидуального рассматривания). Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой.         Кроме вопросов, направленных на уточнение представлений детей («Какой формы туловище?»), используются вопросы поискового характера («Почему воробей ловко прыгает с ветки на ветку?»). Формируется умение рассказывать о результатах наблюдения (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова).

        В старшей группе детского сада дети наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с обитателями разных климатических зон. Широко используются вопросы поискового характера («Почему клюв у вороны больше?) Детям предоставляется больше самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана, подведении итога.         Шире используются трудовые действия, вопросы-задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах

        Для фиксации результатов наблюдений используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов.

        Наблюдая за природой, ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

        Показывая маленькому человеку прекрасный мир природы,  тем самым помогаем ребенку наладить взаимоотношения с ним.

Литература

        1. Экологическое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. 4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972

        2. Интернет-ресурсы по экологии.

        3. Т.Н. Зенина. Наблюдения дошкольников за животными и растениями.

        4. Т.Н. Зенина. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Картотека наблюдений на прогулке за предметами и объектами живой и не живой природы

Картотека наблюдений на прогулке за предметами и обеъктами живой и не живой природы...