«Интеграция трудовой деятельности и ознакомление с трудом взрослых в образовательных областях по программе»
консультация

«Интеграция трудовой деятельности и ознакомление с трудом взрослых в образовательных областях по программе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gmo_trudovaya_deyatelnost.docx201.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Радуга» городского округа город Агидель

Республики Башкортостан

ГМО

«Интеграция трудовой деятельности и ознакомление с трудом взрослых в образовательных областях по программе»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\1UK3QBBV\YHJM7746[1].JPG

                               

Подготовил:  Галиева А.В.

Агидель, 2022 г.

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А.Сухомлинский

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

В труде дошкольника ярко прослеживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Принимая на себя роль взрослого, ребёнок проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Условия организации труда детей.

  • Создание мотивации трудовой деятельности.
  • Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
  • Подбор оборудования для труда.
  • Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
  • Демонстрация заинтересованности педагога.
  • Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
  • Поощрения в процессе и по результатам труда.
  • Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

Различают четыре основных вида детского труда:

*самообслуживание

*хозяйственно - бытовой труд

* труд в природе

* ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться,  как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд  необходим дошкольникам в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами  и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка: в помещении, на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Труд в природе - предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в центре природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности и воспитания бережного отношения ко всему живому и  любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей. Формирует интерес к работе, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу, как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям труда. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Дает воспитателю возможность знакомить детей с: цветом, формой, твердостью.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

*поручение

*дежурство

*коллективная трудовая деятельность.

Поручение - это задания, которые воспитатель дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении данного поручения.

Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В процессе выполнения поручений дети младшей группы приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства в центре природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Коллективный труд – является наиболее сложной формой организации труда детей. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. И именно совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обратиться  друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе образовательной деятельности по трудовому воспитанию следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

*формирование безопасного поведения во всех подвижных и дидактических играх (безопасность)

*создание на физкультурных занятиях ситуаций, где надо помочь воспитателю или физ. инструктру разложить или собрать спортивный инвентарь (физическая  культура)

*развитие нравственных качеств, поощрение проявления помощи, как взрослым, так и своим товарищам. Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников (социализация)

*активизация мышления детей (через самостоятельный выбор инвентаря, которым будет работать ребёнок, специальные задания на ориентировку в пространстве, поручения закрепляющие знания об окружающем, построение  снежных горок, работа с песком, просмотр мультфильмов и чтение книг о труде людей (познание).

*проговаривание плана работы, названия инструментов, поощрение речевой активности детей в процессе работы, обсуждение о добром деле, которое  сделали. (коммуникация)

*чтение художественной литературы о труде, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, театрализация русских народных сказок (чтение художественной литературы)

*привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида сделанных работ,  использование иллюстраций и репродукций художников на тему труда (художественное творчество).

*дружное пение песен придаёт трудовым поручениям более задорный характер, игры соревновательного характера - всё это сопровождается музыкальным сопровождением (музыка)

*воспитание у детей привычку трудиться,  воспитание  у них здорового образа жизни (здоровье). 

В нашей группе ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим с детьми наблюдения, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

В планах организовать встречу с людьми интересных и редких профессий.

Именно сейчас ведётся работа по наблюдению за работой дворника. Наблюдение хотим продолжить по сезонам. Чтобы отметить характер труда дворника, уточнить названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обратить внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей!

Также хотим организовать экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатятся  новыми впечатлениями, но и получат прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Чтобы дети поняли, что труд - это проявление заботы людей друг о друге.

Литература

1. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. – М 2004.

2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. 1991.

3. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в        детском саду. – М. ,. 2006.

4. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.

5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей средней группы в области «Социально-коммуникативное развитие» по ознакомлению с трудом взрослых: « Труд дворника весной».

Конспект организованной образовательной деятельностидетей средней группыв области «Социально-коммуникативное развитие»по ознакомлению с трудом взрослых: « Труд дворника весной»....

Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Камчатским краем по образовательным областям

Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого ребенка. На этих занятиях создаются условия, при которых тво...