Самообразование
учебно-методический материал

Мельникова Валентина Юрьевна

Тема. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Актуальность темы

Когда начинать воспитывать патриотические чувства у ребёнка? В каком возрасте формирование патриотизма наиболее приемлемо? Когда ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем лучше.

Дошкольник – формирующаяся  личность. Нам, педагогам, необходимо помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств. В детском саду нравственно-патриотическое воспитание происходит во время бесед, чтения художественной литературы. Дети знакомятся с обычаями, традициями родной страны во время песенно-танцевального творчества. С помощью изобразительной деятельности ребёнка можно познакомить с народными промыслами России, узорами национальной одежды. Возможности изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети могут нарисовать Московский кремль, достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий страны: первый полёт в космос, День победы.

Обычные занятия изобразительно-художественной деятельности могут не дать глубоких знаний о Родине, с помощью интегрированных занятий можно достичь более высоких результатов в данном направлении.

Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Цель  работы: расширять и углублять знания  по патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи работы:                                  

-создание благоприятной среды для патриотического воспитания детей посредством изобразительной деятельности;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому

-закреплять знания детей о символах государства(герб, флаг ,гимн)

-расширять представления  о государственных и народных праздниках

-воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье,дому ,детскому саду,улице.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование в доу36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Тема. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Актуальность темы

Когда начинать воспитывать патриотические чувства у ребёнка? В каком возрасте формирование патриотизма наиболее приемлемо? Когда ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем лучше.

Дошкольник – формирующаяся  личность. Нам, педагогам, необходимо помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств. В детском саду нравственно-патриотическое воспитание происходит во время бесед, чтения художественной литературы. Дети знакомятся с обычаями, традициями родной страны во время песенно-танцевального творчества. С помощью изобразительной деятельности ребёнка можно познакомить с народными промыслами России, узорами национальной одежды. Возможности изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети могут нарисовать Московский кремль, достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий страны: первый полёт в космос, День победы.

Обычные занятия изобразительно-художественной деятельности могут не дать глубоких знаний о Родине, с помощью интегрированных занятий можно достичь более высоких результатов в данном направлении.

Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Цель  работы: расширять и углублять знания  по патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи работы:        

-создание благоприятной среды для патриотического воспитания детей посредством изобразительной деятельности;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому

-закреплять знания детей о символах государства(герб, флаг ,гимн)

-расширять представления  о государственных и народных праздниках

-воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье,дому ,детскому саду,улице.

План работы: 2021-2022 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа

Информационно-подготовительный этап

1.

1 Зацепина М.Б. "Дни

воинской славы.

Патриотическое

воспитание

дошкольников".

2 Козлова С.А. "Теория и

методика ознакомления

дошкольников с

социальной

действительностью".

3 Сухомлинский В. А.

"Как воспитать настоящего

человека".

Сентябрь-май

Изучение методической литературы

Практический этап

1

Беседы, образовательная деятельность, приуроченные ко Дню города.

сентябрь

Выставка детского творчества «Город, в котором я живу»

2

Беседа по теме «Улица, на которой я живу»

Октябрь

3

Ознакомление с

символикой России,

Саратовского края..

Ноябрь

Выставка работ

детского

творчества.

4

Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры на окнах» (рисование в технике кляксография)

Декабрь

Выставка работ детского творчества

5

Ознакомление с обычаями

и традициями русского

народа.

Знакомство с национальными костюмами»

Январь

Январь

Развлечение

«Игры наших

бабушек».

Украшение силуэтов одежды национальным орнаментом «Мы живем в России»

6

Непосредственно

образовательная

деятельность «Главные

праздники России».

Подготовка

праздника «День

защитника Отечества».

Февраль

Спортивный

праздник,

посвящённый

Дню защитника

Отечества.

7

Беседы «Моя мама –

лучшая на свете».

Знакомство с бытом русского народа «Путешествие в прошлое страны».

Март

Март

Выставка

детских работ

«Мамин

портрет».

Презентация «Путешествие в прошлое страны».

8

Беседы на тему «Космос».

Апрель

Выставка работ

детского

творчества

«Космос глазами

детей».

9

Беседы, образовательная деятельность, приуроченные ко Дню Победы.

Май

Выставка детского творчества «Никто не забыт, ничто не забыто».

Работа с родителями

1

Чтение художественной

литературы детям о

природе России, родного края, о войне,о других

исторических событиях.

Сентябрь-май

Информация для

родительского

уголка

2

Консультация

«Воспитание маленького

гражданина».

Сентябрь-ноябрь

Информация для

родительского

уголка

3

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех»

март

Выставка

рисунков

4

Консультация

«Воспитание

патриотических чувств у

дошкольника».

Апрель-май

Информация для

уголка родителя.

Итоговый этап

Самореализация

1

Планирование образовательной совместной и самостоятельной деятельности детей в соответствии с

темой самообразования.

Сентябрь-май

Разнообразная тематика занятий изобразительной деятельностью, посредством патриотического воспитания дошкольников.

Список литературы

1.Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с

детьми 5–7 лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией М. А.

Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

2. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.

3.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.

4.Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.

5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.

6.Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.

7.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

8. http://prodetskiysad.blogspot.com/2020/11/blog-post.html

9. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-formirovanie-patrioticheskih-chuvstv-posredstvom-izobrazitelnoi-dejatelnosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...