Паспорт мини-музея «Мир транспорта»
материал

Фоминова Екатерина Владимировна

Мини-музей «Мир Транспорта»

Возраст детей

для детей 4-7 лет

Цель

Расширение знаний детей о разных видах транспорта и приобщение к музейной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_muzey.docx258.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Паспорт мини-музея

Название

Мини-музей «Мир Транспорта»

Возраст детей

для детей 4-7 лет

Цель

Расширение знаний детей о разных видах транспорта и приобщение к музейной культуре.

Задачи

1. Создать условия для ознакомления детей с различными видами транспорта.

2. Формировать представления о музее.

3. Знакомить с историей транспорта.

4. Учить определять и различать виды транспорта, их основные функции.

5. Продолжать формировать представления о профессии «водитель».
6. Формировать знания у дошкольников о значении транспорта в жизни человека.
7. Совершенствовать знания о значении светофора на дороге и правилах дорожного движения.

8. Формировать у дошкольников навыки поведения в транспорте и на дороге.

9. Развивать творческую и познавательную активность детей.

10. Пополнять развивающую среду группы.

11. Развивать речь дошкольников, обогащать словарный запас.
12. Привлечь родителей к созданию мини-музея, сбору экспонатов.

Дата открытия

2022 год

Авторы создания

Фоминова Е.В.

Положение о мини-музее «Мир Транспорта»

  1. Общие положения
  1. Мини-музей «Мир Транспорта» представлен для изучения и публичного представления музейных предметов, экспонатов воспитанникам детского сада.
  2. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и находятся в свободном доступе у детей. Коллекции мини – музея располагаются в холле детского сада. Это легковые машины, спецтехника, воздушный транспорт и т. д. Большинство экспонатов были собраны детьми с родителями. Так же в музее представлена детская литература, подбор картинок о транспорте, дидактические игры, настольно – печатные игры для осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни и т. д.
  3. Музей является тематически систематизированным собранием экспонатов. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

  1. Цели и задачи
  1. Расширение знаний детей о разных видах транспорта и приобщение к музейной культуре.
  2. Задачи мини-музея:
  1. Создать условия для ознакомления детей с различными видами транспорта.
  2. Формировать представления о музее.
  3. Знакомить с историей транспорта.
  4. Учить определять и различать виды транспорта, их основные функции.
  5. Продолжать формировать представления о профессии «водитель».
  6. Формировать знания у дошкольников о значении транспорта в жизни человека.
  7. Совершенствовать знания о значении светофора на дороге и правилах дорожного движения.
  8. Формировать у дошкольников навыки поведения в транспорте и на дороге.
  9. Развивать творческую и познавательную активность детей.
  10. Пополнять развивающую среду.
  11. Развивать речь дошкольников, обогащать словарный запас.
    Привлечь родителей к созданию мини-музея, сбору экспонатов.

  1. Содержание и формы работы
  1. Работа с фондом мини-музея – включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции.
  2. Основные формы и методы деятельности:
  • Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками по сбору музейных экспонатов и предметов;
  • Просветительская (образовательная) деятельность мини-музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.)
  • Информационно-аналитическая деятельность мини-музея включает – оформление стендов, витрин, выставок различной тематики;
  • Общественно-полезная деятельность мини-музея: это пополнение музейных экспонатов, создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
  1. Педагогические технологии, используемые в работе мини-музея
  • Технология проектного обучения;
  • Технология учебно-исследовательского обучения;
  • Технология личностно-ориентированного обучения;
  • Методика коллективной творческой деятельности.

  1. Руководство работой мини-музея
  1. Работа мини-музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем совет. Педагогическое руководство работой мини-музея осуществляется старшим воспитателем.
  2. Совет музея разрабатывает перспективные и календарные планы работы, ведёт отчёт о пополнении фонда музея, организует экскурсии.

  1. Учет и обеспечение сохранности фондов
  1. Весь собранный материал составляет фонд мини-музея и учитывается в инвентарной книге.

  1. Ожидаемые результаты

6.1.Мини - музей обеспечивает комплексное решение вопросов воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды

6.2. Мини-музей позволяет применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, планировать, проектировать, продуктивно действовать и принимать решения.

6.3. Мини-музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности.

https://museum-kizlyar.dag.muzkult.ru/media/2021/10/29/1306107953/pravila.jpg

https://fs1.ppt4web.ru/images/30608/166468/640/img5.jpg

ЖУРНАЛ ПОСОБИЙ

мини-музея «Мир Транспорта»

№ п.п.

Дата поступления

Название пособия

И.Ю. Бордачева. Наглядно-дидактическое пособие «Дорожные знаки»

И.Ю. Бордачева. Наглядно-дидактическое пособие «Безопасность на дороге»

Уголок безопасности дорожного движения

Предписывающие и запрещающие дорожные знаки

Схема безопасных маршрутов движения детей от дома до дошкольного учреждения «Детский сад № 78 «Исток»

        

ИНВЕНТАРНАЯ КНИГА

Мини – музей  «Мир Транспорта»

п/п

Наименование экспоната

Инвентарный номер

Количество

Когда и от кого получили

Примечание

Гоночная трасса «Racing Track»

1

Подъемный кран

2

Спец. транспорт «Пожарная машина»

2

Грузовик «Самосвал»

1

Корабль «Трансатлантик»

1

Грузовик «Камаз»

1

Светофор

2

Дорожные знаки

1

Макет города

1

Трактор

3

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Мини-музея «Мир Транспорта»

№ п.п.

Дата поступления/

изготовления/

автор

Название игры

2015

Игра-бродилка «Радиатор-спрингс»

18.02.2022

«Четвертый лишний»

18.02.2022

«Летит, плывет, едет»

18.02.2022

«Назови часть целого».

18.02.2022

«Автомобиль из геометрических фигур»

18.02.2022

«Узнай по описанию»

18.02.2022

«Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

18.02.2022

«Сравни и опиши»

18.02.2022

«Что лишнее?»

18.02.2022

«Проведи дорожки»

20.02.2022

«Угадай транспорт»

20.02.2022

Лото «Играй да смекай!»

20.02.2022

«Подумай – отгадай»

20.02.2022

«Собери знак»

20.02.2022

«Красный - зеленый»

20.02.2022

«Светофор»

20.02.2022

«Стрелка, стрелка, покружись…»

20.02.2022

«Автомультики»

20.02.2022

«Вопросы и ответы»

20.02.2022

«Машины»

20.02.2022

«Да, нет»

10.03.2022

«Отремонтируй светофор»

10.03.2022

«Ты – большой, я - маленький»

10.03.2022

«Это я, это я, это все мои друзья!»

10.03.2022

«Наша улица»

10.03.2022

«Поставь дорожный знак»

10.03.2022

«Пешеходы и водители»

10.03.2022

«Наш друг постовой»

10.03.2022

«Найди безопасный путь»

15.03.2022

«Где моё место?»

15.03.2022

«Путаница»

15.03.2022

«Дорожный экзамен»

15.03.2022

«Повороты»

15.03.2022

«Выполни поручение»

15.03.2022

«Как проехать?»

15.03.2022

«Угадай знак»

15.03.2022

«Передай жезл»

15.03.2022

«Теремок»

15.03.2022

«Автошкола»

15.03.2022

«На островке»

15.03.2022

«Игра в слова»

15.03.2022

«Игра в мяч»

Перспективный план работы мини-музея

«Мир Транспорта»

месяц

Тема и цель экскурсии

Январь

«История возникновения транспорта. Виды транспорта»

Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Февраль

«Пассажирский транспорт»

Цель: Формировать представления о пассажирском транспорте города, учить правильно называть виды транспорта.

Март

«Грузовой транспорт и его значение»

Цель: Продолжать давать представления о грузовом транспорте и о грузах, которые он перевозит, активизировать речь в играх.

Апрель

«Специальный транспорт»

Цель: Дать представление о понятии «спецтранспорт». Формировать логическое мышление с помощью загадок. Закрепить знания детей о важности транспорта специального назначения.

Май

«Воздушный транспорт»

Цель: Формировать представления о воздушном транспорте и его видах,  его значении.

Июнь

«Водный транспорт»

Цель: Дать представление о понятии «Водный транспорт». Знакомство с его видами.

Июль

Беседа «Как нам транспорт помогает»

Цель: Показать роль транспорта в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности транспорта, закреплять разное использование предлогов.

Август

«Знакомство со светофором»

Цель: Знакомить детей с работой светофора, совершенствовать правила дорожного движения, употреблять в речи слова: дорога, перекрёсток, светофор.

Сентябрь

«Железнодорожный транспорт»

Цель: Дать представление о понятии «Железнодорожный транспорт». Расширять знания детей и показать роль транспорта в жизни человека.

Октябрь

«Подземный транспорт»

Цель: Формировать представления о поземном транспорте.

Ноябрь

«Беспилотный транспорт»

Цель: Знакомить детей с беспилотным транспортом.

Декабрь

Выставка рисунков по теме «Транспорт»

Цель: Закрепление навыков работы в изодеятельности.

Конспект экскурсии в мини-музей

«История возникновения транспорта. Виды транспорта»

Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Задачи:

  • Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
  • Закрепить знания о видах транспорта, кто ими управляет.
  • Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
  • Формировать умение делить слова на слоги и определять их количество.
  • Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, смекалку и речевую активность, фонетический слух.
  • Упражнять в умении давать развернутые ответы на вопросы.
  • Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: мультимедийное оборудование, слайды о транспорте, таблицы с транспортом, картинки с изображением различных видов транспорта.

Дидактические игры: «Угадай по описанию»; «На чём я путешествую»; «На воде, в воздухе, на земле».

Ход экскурсии

Логопед: Здравствуйте, ребята! Ребята, кто из вас был в музее? В каком музее вы были? (Ответы детей). Сегодня отправимся в увлекательное путешествие в мини-музей. Ответив на вопрос, вы узнаете, в какой музей мы с вами отправимся. На чём могут передвигаться люди на различные расстояния?

Дети: на машине, на поезде и т. д.

Логопед: Как это можно назвать, одним словом?

Дети: Транспорт.

Логопед: Правильно, это транспорт. Мы сегодня с вами совершим экскурсию в мини - музей «Мир Транспорта». А на помощь нам пришел мультяшный герой. Давайте вспомним как его зовут?

Дети: Молния Маквин.

Логопед: Он принес билеты, при помощи которых можно попасть в наш музей. Но прежде, чем начать путешествие, нам необходимо вспомнить правила поведения в музее. (Ответы детей)

Логопед: Маквин очень любознательный и хочет знать, что мы знаем о транспорте? Расскажем? Я хочу рассказать вам, ребята, историю возникновения различных видов транспорта.

Сейчас уже никого не удивляют машины и автобусы на дорогах, поезда, проезжающие по рельсам, самолеты в небе, вы знаете, что в космосе летают ракеты.

Сначала человек передвигался самостоятельно, пешком и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли домашние животные. Лошади, ослы, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и привозить небольшие грузы. (Показ слайда).

Логопед: Потом человек изобрел лодку, стал строить корабли из дерева, получил возможность плавать по рекам, морям. (Показ слайда)

Логопед: Как называется этот вид транспорта?

Дети: Водный

Логопед: Потом человек изобрел воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека, груз и перенести на большое расстояние. Но управлять воздушным шаром было очень трудно. Он летел только туда, куда нес ветер.

(Показ слайда)

Как называется транспорт, который летает по воздуху?

Дети: Воздушный.

Логопед: Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда нес его ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрел двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

(Показ слайда).

Логопед: Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге?

Дети: Железнодорожный.

Логопед: Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

(Показ слайда).

Логопед: Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле?

Дети: Наземный.

Физкультминутка «Транспорт»

Идёт на взлёт, идёт на взлёт,

Винты вращая вертолёт (круги рукой над головой).

Идут туда (правой рукой показать влево)

Идут сюда (левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда (параллельное вращение рук по кругу)

И пароходы, корабли (соединить кисти рук треугольником)

Уходят в море от земли (движение рук вперёд от себя).

Логопед: Ребята, наш герой очень любит путешествовать. Вы должны догадаться, на чём он любит путешествовать! Послушайте загадки.

1. Была телега у меня, да только не было коня.

И вдруг она заржала, заржала и побежала.

Дети: Это машина.

2. Железная птица в небе кружится.

По сигналу пилота на землю садится.

Дети: Это самолёт.

3. Паровоз без колёс! Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошёл!

Дети: Это пароход.

Логопед: Ребята, кто из вас запомнил какой любимый вид транспорта у Молнии Маквин?

Дети: машина, - самолёт, - пароход.

Логопед: Ребята, а наш гость приготовил для вас игры на внимание и хочет посмотреть, как вы с ними справитесь. Он интересуются, а сможете ли вы поделить названия транспорта на слоги? И определить количество слогов в словах.

Игра «Подели на слоги».

Дети: Ма – ши - на, СА – мо - лёт, Па – ро - ход. (Дети делят слова на слоги и определяют количество слогов в них).

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием. А ещё он приготовил для вас другую игру. Она называется «Земля – воздух – вода».

Логопед: я буду называть виды транспорта, а вы будете показывать движения руками. При названии наземного транспорта – вы будете складывать руки прямо перед собой, изображая дорогу. При названии водного транспорта – показываем руками волны. При названии воздушного транспорта – показываем руками «крылья».

Логопед называет слова: корабль, самолёт, троллейбус, автобус, вертолёт, катер, такси, лодка, вертолёт, велосипед, дирижабль, ракета, трамвай, поезд, плот.

Логопед: Молодцы. Молния приготовил очередное задание для вас. Вам нужно прослушать слова и правильно составить предложение.

Автомобиль – дорога - ехать;

Самолёт – небо – летит;

Катер – река – плывёт.

Логопед: Следующее задание «Логические задачки».

1. Летели по небу вертолёт и велосипед. Кто из них быстрее долетит?

2. Грузовик едет в гараж. Что случится, если он сойдёт с рельсов?

3. Плывут по морю лодка и бульдозер, кто первым войдёт в порт?

Логопед: Молния приготовили для вас таблички с видами транспорта. (Работа за столами с раздаточными таблицами).

(Классификация транспорта). Обведите в круг наземный транспорт красным карандашом, воздушный транспорт – синим карандашом, водный транспорт – зелёным карандашом.

Логопед: Но, ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.

Я буду показывать картинки с транспортом, а вы назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом.

Автобус (водитель автобуса);

Велосипед (велосипедист);

Мотоцикл (мотоциклист);

Скорая помощь (водитель скорой помощи);

Поезд (машинист);

Самолёт (лётчик);

Трактор (тракторист);

Кран (крановщик).

Логопед: Ребята, что нового вы узнали? Понравилось ли вамэкскурсия? Я думаю, что нашему герою тоже понравилось у нас в гостях.

Молодцы, ребята. Отлично справились со всеми заданиями.

Конспект экскурсии в мини-музей

 «Пассажирский транспорт»

Цель: Формировать знания о пассажирском транспорте, его видах и назначении. Профессии на транспорте.

Задачи:

1. Расширять знания о работе шофера.

2. Активизировать у детей словарный запас.

3. Формировать знания о работе пассажирского транспорта.

4. Развивать коммуникативные навыки.

Материал: экспонаты и иллюстрации с изображением пассажирского транспорта.

                                              Ход экскурсии

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы снова отправляемся в наш мини-музей, чтобы продолжить знакомиться с транспортом. 

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Ребята, скажите, а на чем мы с вами едем в путешествие?  В детский сад? ( Ответы детей). Автобус, машина, трамвай, троллейбус, маршрутка – как называются одним словом? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами будем говорить о пассажирском транспорте.

Логопед: Давайте вспомним, что такое транспорт? Ответы детей.

Транспорт -  машины, которые перевозят людей и грузы.

Логопед: Что такое пассажирский транспорт?

Пассажирский транспорт — это транспорт, который перевозит много пассажиров.

Логопед: Какой это транспорт, вам помогут ответить на этот вопрос загадки.

  1. Объяснение нового материала с использованием загадок.

Отгадайте загадку:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль).

Логопед: Давайте найдем  среди экспонатов автомобиль (Дети ищут на картинках автомобиль)

Искры сыплются салютом

Над проспектом слышен звон.

Это едет по маршруту

Электрический вагон. (Трамвай)

После отгадывания дети ищут изображение трамвая.

Сравнение, чем трамвай отличается от автобуса и троллейбуса (В чем отличие и сходство)

Логопед: Попробуйте отгадать новую загадку:

В городах глубокой ночью

Спят автобус и трамвай.

Если транспорт нужен срочно-

Ты машину вызывай.

Та приедет: «Я свободна!»

Довезу куда угодно. (Такси).

Логопед: Скажите, ребята, что необходимо знать, чтобы вызвать такси на дом? Вы должны знать не только свой домашний адрес, но и адрес того места, куда вам необходимо попасть. Молодцы, запомнили!

IV. Физкультурная минутка – игра разминка «Пассажирский транспорт».

Логопед: Итак, с такси разобрались, а теперь новая загадка:

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов-

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов. (Троллейбус)

  1. Игра «Юные художники»

Педагог выбирает трех художников, завязывает им глаза повязкой и просит нарисовать на альбомном листе троллейбус. Художник, который выполнил

задание лучше всех получает раскраску «Маршрутный транспорт».

Логопед: Порисовали, поиграли, а новая загадка уже тут как тут. Отгадаем?

Пассажиров мы катаем.

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все по проспектам и шоссе. (Автобусы)

Логопед: В пассажирском транспорте себя нужно вести правильно. Давайте все вместе вспомним, правила поведения пассажиров.

- Не шуметь

- Не кричать

- Уступать место старшим

  1. Правила поведения пассажиров в пассажирском транспорте.

1. Оплати проезд, купи билет. Береги билет до конца поездки. Его могут потребовать контролеры.

2. В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя шуметь: громко разговаривать или слушать музыку. Шум отвлекает внимание шофера, а это очень опасно!

3. Всегда следует уступать место старшим или пассажирам с детьми.

4. Нельзя озорничать в салоне пассажирского транспорта: никогда не толкай руки, ноги, голову в открытое окно, можно травмироваться.

5. Помни, ты воспитанный ребенок: не сори!

6. Нельзя цепляться за пассажирский транспорт снаружи. Не рискуй своей жизнью и жизнью водителя.

7. Доехал до нужного места -  выходи и не забудь: троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай спереди.

Логопед: Мы назвали весь пассажирский транспорт, кроме одного, а какого, подскажет загадка. Правила поведения в нем такие же.

Отгадайте загадку:

Перед вами мчит машина, зря не пьет она бензина.

Всех доставит — попроси, как зовут ее? Маршрутное такси

  1. Закрепление

Логопед: Подумайте, ребята, и скажите, что объединяет весь пассажирский транспорт? Что у них общего? Ответы детей.

Логопед: Я сейчас попробую описать транспорт, а вы, ребята, попытаетесь его угадать.

Этот пассажирский транспорт работает на бензине. У него есть салон для пассажиров, двери, окна, кабина, колеса, руль, фары, сиденья. Эта машина передвигается по проезжей части дороги. Управляет транспортом шофер, а помогает ему в салоне кондуктор. АВТОБУС.

Желающие дети по очереди описывают пассажирский транспорт: трамвай, такси, троллейбус, а остальные ребята его отгадывают.

Подведение итогов.

Логопед: Вспомните ребята, на какой вопрос нам должны помочь ответить загадки? Загадки помогли назвать нам пассажирский транспорт. Перечислим его еще раз. (Ответы детей: автомобиль, трамвай, такси,  маршрутное такси, троллейбус, автобус).

Логопед: Какие правила мы должны помнить, пользуясь услугами пассажирского транспорта?

Логопед: Кто водит пассажирский транспорт? (Шофер и вагоновожатый).

Воспитатель:- Кто помогает шоферу и вагоновожатому в салоне? (Кондуктор).

Логопед: Какой транспорт работает на электричестве, а какой на бензине?

Логопед: Где останавливается пассажирский транспорт? (На остановках).

Логопед: Что такое остановка? (Остановка -  это место посадки пассажиров в пассажирский транспорт).

Логопед: Молодцы! Спасибо вам, ребята, за правильные ответы! Занятие закончено. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"

В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....