Исследования внимания, памяти и мышления детей дошкольного возраста
статья

Паршина Елизавета Александровна

В статье описаны исследования внимания, памяти и мышления с наглядным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovaniya_vnimaniya_pamyati_i_myshleniya.docx847.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 31, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5 - 6-летнем возрасте выполняют это задание.

Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.

Изображение выглядит как текст, слот-машина  Автоматически созданное описание

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Цели исследования. Исследовать понимание инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти.

Процедура проведения. На таблице предъявлены шесть слов для запоминания и такое же количество нарисованных предметов. Каждый из предметов должен быть вырезан и наклеен на картон до начала обследования.

Перед ребенком кладут (стопкой) шесть карточек лицевой стороной вниз. Карточки положены в той же последовательности, что и произносимые экспериментатором слова. Обследующий произносит первое слово, потом предлагает ребенку взять первую карточку и использовать ее для запоминания названного слова. Ребенок берет карточку и рассказывает об используемом им способе запоминания слова при помощи карточки, затем откладывает эту карточку в сторону (лицевой стороной вниз). После этого ему называют другое слово. Ребенок берет следующую карточку и т. д.

В дальнейшем ребенку дается задание последовательно брать карточки и воспроизводить соответствующее слово.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием овладевают операциями осмысленного запоминания и выполняют это задание уже к 6 - 7 годам.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи при воспроизведении слов.

Умственно отсталые дети этого возраста не выполняют задания, не понимают смысла предложенного задания, при припоминании они, как правило, называют изображенные на картинках объекты.

ПОСУДА, ВРЕМЯ, ЗЕМЛЯ(ОГОРОД), ДЕРЕВО, ЛЕС, ПРИЧЕСКА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Цели исследования. Выявить запас и точность представлений; характер сравнения; способность к обобщению; наблюдательность; устойчивость внимания; целенаправленность деятельности; проявление и стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются картинки?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 7 - 8 лет легко выполняют это задание, при этом производят сравнение картинок по основным признакам и не отклоняются от поставленной цели.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в наводящих вопросах.

Умственно отсталые дети этого возраста понимают ситуацию и способны определить изображенное на картинках время года, но при самостоятельном сравнении картинок не учитывают характерные для каждого времени года особенности, в результате чего производят сравнение по несопоставимым признакам. Их деятельность сводится к перечислению того, что они видят на картинках. Эти дети нуждаются в стимуляции, самостоятельный вывод сделать не могут.

Цели исследования. Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного признака.

Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание уже в возрасте 4 - 4,5 лет.

Дети с задержкой психического развития - к 5 годам (если с ними проводились занятия), а в 6 - 7 лет могут объяснить свое решение.

Умственно отсталые дети справляются таким заданием в более позднем возрасте. Исключение по форме дается им с большим трудом даже в возрасте 7 - 8 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие памяти и мышления детей дошкольного возраста посредством мнемотехники"

Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами  поведения, приобретением умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти...

Консультация для родителей. «Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет»

Консультация для родителей.«Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет»...

нейрозарядка для стимуляции внимания,памяти и мышления детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Особенности работы по развитию когнитивных процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста»

Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы детей. Нав...

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...

Буклет "Картотека игр для развития памяти, внимания и мышления детей дошкольного возраста"

Картотека игр для развития памяти, внимания и мышления детей дошкольного возраста...

Буклет "Картотека игр для развития памяти, внимания и мышления детей дошкольного возраста"

Серия "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...