Игровые технологии в практике работы воспитателя
статья

Игровые технологии в практике работы воспитателя

 

 

Любая образовательная система сегодня вынуждена также интенсивно меняться, как и мир вокруг. Запросы внешнего мира заключаются в создании условий для более быстрого развития детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в стремительно меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования современных образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью новых образовательных тенденций. Игровые технологии – это совокупность педагогических приемов и  организация процесса обучения в форме различных обучающих игр.  Умелое их применение педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в том числе и педагогами-организаторами, делает занятие интересным для сегодняшних воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

По мнению советского педагога и писателя Сухомлинского В.А., и стоит заметить -  что данное утверждение совершенно не потеряло актуальности: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Единственное о чем стоит помнить, игра тоже должна видоизменяться и отвечать запросам современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в практике работы воспитателя

Любая образовательная система сегодня вынуждена также интенсивно меняться, как и мир вокруг. Запросы внешнего мира заключаются в создании условий для более быстрого развития детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в стремительно меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования современных образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью новых образовательных тенденций. Игровые технологии – это совокупность педагогических приемов и  организация процесса обучения в форме различных обучающих игр.  Умелое их применение педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в том числе и педагогами-организаторами, делает занятие интересным для сегодняшних воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

По мнению советского педагога и писателя Сухомлинского В.А., и стоит заметить -  что данное утверждение совершенно не потеряло актуальности: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Единственное о чем стоит помнить, игра тоже должна видоизменяться и отвечать запросам современного мира.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры должно быть не только развлекательным, но, и даже в большей степени, интересным и занимательным.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

- делает ребёнка более активным;

- повышает познавательный интерес;

- развивает память, мышление и внимание;

- способствует развитию творческих способностей,  а также выработке речевых умений и навыков. Это то что касается общего педагогического подхода.

Перед педагогами-организаторами стоит не менее интересная задача, внедрения игровых технологий в процесс театрализации и хореографии. При этом педагогам-организаторам стоит помнить, что значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения, деятельностью для реализации творчества и методом терапии.

Организовать творческую деятельность без игры, сложное задание, и тут важно не «свалиться» в баловство, повторюсь, творчество – это такой же познавательный процесс, как и остальные занятия в ДОО. Задача педагога-организатора заключается в создании условий для трансформации процесса обучения в увлекательное для ребенка занятие, при котором достигалась бы первоначально обозначенная педагогическая цель. Педагог должен уметь грамотно организовать и направлять совместную деятельность таким образом, чтобы  при выполнении четко поставленной задачи, не лишать детей творческой инициативы, умело направлять ее в нужное русло;  не оставляя  без внимания,  как организационный план, так и вопросы, касающиеся каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе. Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности.

Затем осторожно перестраивать существующие интересы обучающихся на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.

Такая технология в организации творческой деятельности называется творческими играми. Одной из разновидностей таких игр являются театрализованные игры. К ним относятся: игры с элементами театрализации и хореографии, театрализованный рассказ, викторина-развлечение, спектакль-игра.

Театрализованные игры включают в себя:

1. Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);

2. Непосредственные действия детей по ролям;

3. Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений);

4. Музыкальную - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий, созданных самими детьми.

Игровые технологии используются и в хореографии. Занятия хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Вот как раз элементы игровых технологий и способствуют снижению отрицательных факторов в процессе обучения на занятиях по  хореографии.  При выборе игровых форм на занятиях по хореографии следует учитывать возраста и физическое развитие детей. Разновидность таких игр принято относить к музыкальным играм.

Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать на занятиях  в зависимости от ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....

Игровые технологии в практике работы педагога в ДОУ

Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального оп...

Игровые технологии в практике работы инструктора ЛФК

Соединим, кажется, несовместимое - это игру и ЛФК.  Лечебная физкультура для детей - это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя: традиции и инновации.

Игровые технологии в практике работы воспитателя: традиции и инновации.Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества техн...

Семинар – практикум «Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»

Семинар – практикум«Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»  Цель: сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление не...

Буклет «Игровые технологии в практике работы с детьми ДОУ»

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...

Статья «Игровые технологии в практике работы воспитателя в детском саду».

Статья "Игровые технологии в практике работы воспитателя в детском саду".  Игра – одно из самых древних занятий людей. Люди всегда играли и играют с удовольствием. В игре происходит ос...