«Ознакомление воспитателей с игровыми приёмами и методами ТРИЗ»
консультация

Злобина Ольга Николаевна

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Ознакомление воспитателей с игровыми приёмами и методами ТРИЗ»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Одним из методов технологии ТРИЗ является мозговой штурм.

Мозговой штурм –это построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей

решения проблемы.

Это метод, позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующий ассоциативные способности человека.

Достоинства метода мозгового штурма.

Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию методаметодику проведения сеансов и виды мышления.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Снять у детей страх перед критикой и страх ошибиться, не бояться высказывать свои мысли.

Воспитать культуру разговора - слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу. –

Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Помочь детям высказывать позитивную критику.

Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

- Позволяет оценить общую активность детей.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма.

1. Это прежде всего Синектика – объединение разнородных элементов. Синектика предусматривает применение четырех приемов:

- Прямая аналогия –«Подумайте как решается задача, похожая на данную».

-Личная симпатия или эмпатия Попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждайте с его точки зрения».

- Символическая аналогия - «Дайте в двух словах образное определение сути задачи.

-Прием фантазирования –

«Представьте, как бы вы эту задачу решили, если бы были сказочными героями»

2. Метод фокального объекта (МФО)-

признаки несколько случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания) объект, в результате получается необычное сочетание.

3. Морфологический анализ (МА)-

выявление всех возможных вариантов решения данной проблемы, которые могут быть упущены при простом переборе вариантов.

4. Системный анализ- (системное мышление, или многоэкранное мышление –автор Г. С. Альтшуллер) Творческое мышление могоэкранно, оно не замыкается на рассматриваемых объектах, то есть человек мыслит о явлении, событии в определенной системе, при этом он осуществляет анализ не только системы, но и подсистемы, надсистемы а также представляет явление в настоящем прошедшем и будущем

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

В детском саду может быть использовано групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1. Разделить детей на две группы. 

Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением, используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д.

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Хорошо иметь под руками магнитофон. Если ответы детей слишком общи, то задаются вопросы:

-по функционированию данной системы;

- по обеспечению ее жизнедеятельности;

- вопросы над системные

- вопросы из прошлого

- вопросы из будущего

Детям должна быть дана установка : можно высказать любую мысль, так как критика исключается как со стороны сверстников, так и со стороны воспитателей.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. "

Методические рекомендации :

1. Необходимо учитывать возрастные особенности детей при подборе тем: для детей 3-4 лет они должны быть взяты из ближайшего бытового окружения (как уберечь продукты от мышей)

2. Для детей 4-5 лет проблемная ситуация с обостренным противоречием

(с собачкой надо гулять зимой, но нельзя, т. к. очень короткая шерсть).

3. Для детей 5-7 лет в темах предполагаются элементы фантазии. Проблемы формируются самими детьми. Обсуждение может быть разноплановым в зависимости от инициативы детей (Как сохранить кусочек зимы летом).

Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.

- Ведущий должен «хотеть» решить проблему, эмоционально показать детям желание думать над задачей

- Перед проведением занятий на основе мозгового штурма необходимо собрать информацию по теме обсуждения, разработать цепочку вопросов к детям, подобрать 1,2предмета или картинки, продумать варианты организации продуктивной деятельности.

Замечательно, если ведущий сам имеет набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы.

Готов к проявлению непредвиденных педагогических ситуаций и умеет решать их.

Необходимо поощрять свободное ассоциированние: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше. Высказывание идеи можно комбинировать как угодно.

- Мозговой штурм проводится с группой детей не менее 5 и не более 30 человек. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если дети не поняли, чего вы от них хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на детей такими словами как "давайте скорее", "думайте сами", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, дети учатся мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть дети чувствуют себя уверенно в общении и высказывают свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми дети хорошо владеют. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. Таким же образом задача может возникнуть в любом другом случае. Мы читали в с детьми книгу С. Михалкова «Упрямый козлёнок».там ситуация, в которой оказался козлёнок идеально подходила для мозгового штурма. И мы с детьми попробовали решить эту проблему. В средней группе было много высказываний, но в основном говорили одни и те же дети, на другой день я предложила проблему в старшей группе. Их ответы были разнообразнее так как опыта у них больше и детей, участвующих в обсуждении тоже было больше. Но если регулярно использовать этот приём то я думаю разговоряться все дети.

Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить, вырабатывает у них активную жизненную позицию, что очень актуально в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приёмов и методов в обучении детей грамоте в домашних условиях"

Консультация для родителейВнедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры в...

Использование игровых приёмов и методов при обучении детей с комплексными нарушениями (ЗПР) изодеятельности.

Данный материал является методическими рекомендациями по обучению детей, имеющих нарушения слуха, речи и комплексные нарушения (ЗПР)...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений (с использованием приёмов и методов ТРИЗ)»

Цель: Ознакомление педагогов дошкольных учреждений с игровыми приемами ТРИЗ, используемыми в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов ТРИЗ "Путешествие в страну сказок"

Данное занятие помогает воспитывать любовь к художественной литературе, развивать связную речь, грамматический строй речи....

Консультация для воспитателей «Ознакомление воспитателей с игровыми приёмами и методами ТРИЗ»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Конспект ООД по развитию речи средней группе с использованием игровых приёмов и методов технологии ТРИЗ и ИКТ «Путешествие по сказкам»

Цель данного меропириятия- Создание условий для социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством...