Трудности педагога при взаимодействии с родителями.
статья

Мамонова Любовь Викторовна

Трудности педагога при взаимодействии с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_pedagoga_pri_vzaimodeystvii_s_roditelyami.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Мамонова Л. В., воспитатель

                                                                               ГБДОУ детский сад № 113 Невского района

                                                                                                                          Санкт-Петербурга

Трудности педагога при взаимодействии с родителями.

 В соответствии с новыми требованиями роль родителей реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системе дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственности родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч.I п.1.6.п.п.9)        

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из направлений этого вопроса - поиск путей сотрудничества, взаимодействия, в равной степени необходимых как педагогам, так и родителям. Родителям - для того чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше творчества, эрудиции, гибкости, индивидуального подхода к каждой семье и к каждому ребенку. 

Большинство современных родителей - люди грамотные, читающие научно - популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И тем не менее трудностей в воспитании не убавляется! Шагая в ногу со временем, стараясь не отстать от ритма жизни родители не замечают, как появляются «белые пятна» в воспитании детей. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!».

При взаимоотношении между педагогами и родителями встречаются ряд трудностей:

  1. У современных родителей немало социальных и психологических проблем, которые отвлекают их от процессов воспитания и развития ребенка, взаимодействия с педагогами
  2. Родители перекладывают ответственность за развитие и образование детей на педагогов, выполняя «вспомогательную роль»: одеть,  накормить, побеседовать о поведении, проступках
  3. Наличие пассивной роли или даже отчужденной позиции во взаимодействии родителей и педагогов
  4. Незнание форм сотрудничества, приводит к тому, что родители, с одной стороны, стремятся к взаимодействию, с другой стороны, не решаются проявить инициативу

5. Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, когда женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, подрастающий ребенок – больше, чем, родители.

6. Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного патриархального или детоценристского – к либеральному или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному,

7. Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы;

 8. Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.

Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями - пример собственного отношения воспитателя к чему-либо (удивление и восхищение чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление пробудить в них познавательный интерес и живую радость). От того как педагог донесет до родителей информацию, сколько чувств вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребенка.

Для того чтобы достигнуть успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними самое главное- это искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.

Очень часто родители не включаются в совместную проектную деятельность, так как им не понятна задача взаимодействия, они не видят необходимости включения их в совместную деятельность, нет времени, не интересны формы взаимодействия, не получают удовлетворения от взаимодействия.

Одна из задач педагога обеспечить условия для продуктивного взаимодействия с родителями:

- Готовность педагогов к взаимодействию с родителями.

- Настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей.

- Осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников.

- Определение значимых для педагогов и родителей задач, содержания, форм сотрудничества, на основе которых будет осуществляться взаимодействие педагогов и семьи.

Так же в рамках проектной деятельности можно использовать формы взаимодействия с родителями:

-Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающих совместные выступления детей и родителей

-Организация и проведение конкурсов

-Проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения семей

-Привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах через сбор информации, подбор вместе с ребенком наглядного материала для оформления книжки-малышки, выставки, коллажа, альбома и т.д.

Традиционные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Оформление родительских уголков
  • Конференции
  • Издание журнала
  • Вечера досуга
  • Родительские клубы

Формы работы, построенные на диалоге с родителями:

- дискуссии

-  круглые столы

Для того чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронова, С.И. Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей, вовлечь родителей в жизнь ребенка и заинтересовать их принимать в ней активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

«Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников»

В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка родители не понимают его нужд, сосредоточены на том, как должно быть, то у ребенка воз...

Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников

“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного...

Памятки для педагогов по взаимодействию с родителями

Памятка для педагогов "Общение с родителями", Памятка для педагогов по работе с родителями,"Как воспитателю организовать беседу с родителями","10 правил эффективного слушания"....

"Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями"

В презентации рассматриваются основные направления работы во взаимодействии с родителями, а также формы работы по каждому направлению. Представлен примерный кодекс общения во взаимодействии с родителя...

Консультация для педагогов по взаимодействию с родителями

В данной статье даны этапы создания партнерских взаимоотношений родителей и педагога....