Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ»
статья

Непейвода Наталья Гермогеновна

Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио-, видео-средства, оргтехника, система INTERNET). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился новый термин – «информационная технология». Компьютерные (информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [1].Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях[2]. При этом данные технологии становятся популярными не только в профессиональном (ССУЗы, ВУЗы), общем образовании (школы), но и активно внедряются в дошкольные образовательные учреждения, то есть охватывают все ступени образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 100» г.Сыктывкар

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ»

Непейвода Н.Г.,

Музыкальный руководитель

МАДОУ № 100

Развитие общества сегодня диктует необходимость использования новых информационных технологий во всех сферах жизни. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования, поэтому информационная культура современного педагога должна стать частью его общей педагогической культуры.

Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио-, видео-средства, оргтехника, система INTERNET). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился новый термин – «информационная технология». Компьютерные (информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [1].Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях[2]. При этом данные технологии становятся популярными не только в профессиональном (ССУЗы, ВУЗы), общем образовании (школы), но и активно внедряются в дошкольные образовательные учреждения, то есть охватывают все ступени образования.

        В своей работе мы придерживаемся классификации доктора педагогических наук В.Ф.Ефимова, которыйраспределяет все ИКТ на три группы:

  • мультимедийные презентации – средство развития познавательной активности обучающихся и воспитанников;
  • информационно-обучающие программы – возможность моделирования и наглядной демонстрации содержания изучаемого материала при учете индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • тестирующие программы – способ дифференцированной диагностики и контроля обученности детей.

Учитывая специфику работы дошкольного образовательного учреждения, тестирующие программы используются в основном в работе психолога и заместителей директора. Рассматривая возможности использования ИКТ в дошкольном учреждении, остановимся на некоторых их формах. Так, к примеру, можно выделить две основные формы:

1) оформление, классификация и накапливание учебной документации в электронном формате. В перечень материалов, используемых на электронных носителях, входят: календарно-тематические планы по всем разделам реализуемой программы; методические копилки («Работа с родителями», «Воспитательная работа», «Методические материалы по развитию речи (математике и др.) дошкольников», «Педагогический лекторий для родителей», «Сценарии и развлечения для дошкольников», «Копилка презентаций по разделам»;

2) использование ИКТ как средства для эффективного освоения дошкольниками изучаемого материала, «погружения» детей в предмет изучения, содействия становлению у воспитанников более глубоких и ярких представлений.

В последние годы информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в деятельность музыкального руководителя ДОУ. Без использования ИКТ немыслима организация любого вида музыкальной деятельности, досуга дошкольников, праздника. Компьютер в работе музыкального руководителя детского сада выполняет функции: источника учебной информации; наглядного пособия; средства подготовки, систематизации и хранения текстов, музыкального материала; средства подготовки выступлений различного характера.

Использование ИКТв музыкальной деятельности позволяетмузыкальному руководителю решить ряд следующих образовательных задач:

  • расширение представлений детей при помощи визуализации учебного материала. ИКТ делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные (реализация идеииндивидуализации обучения детей);
  • повышение мотивации к разным видам музыкальной деятельности детей;
  • содействие формированию музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития его личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальной деятельности перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Образовательный материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующего созданию положительной эмоциональной обстановки в процессе обучения. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

        Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в разных видах и формах в непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Музыка».

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мультимедийные презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя). Презентации – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование презентаций целесообразно в том случае, если образовательное учреждение оснащено мультимедийной аппаратурой (проектором, экраном) поскольку в этом случае площадь обзора увеличивается, создаётся «эффект присутствия».Использование такой  информационной технологии позволяет эффективно развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного и памяти: зрительной, слуховой, образной, ассоциативной и др.

Подготовка презентаций – серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детьми.Используя возможности программы PowerPoint можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности. К примеру, в разделе «Слушание музыки» мультимедийные презентации чаще всего используются с целью создания представлений об эпохе, композиторе, исполнителях, музыкальных произведениях (жанрах, циклах, отдельных пьесах и т.д.). Презентации как нельзя лучше позволяют установить связь между разными видами искусства (использование репродукций, иллюстраций, фотографий и др.).В процессе музыкально-ритмической деятельности использование презентаций направлено на моделирование движений и перестроений. Модели могут иметь форму мнемотаблиц, с помощью которых дети легче выполняют перестроения,осваивают на уровне понимания элементы движений, танцевальных и игровых композиций.

В форме презентаций могут проводиться музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма (презентации «Весело –грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.).

        На развлечениях и праздниках так же можно использовать мультимедийные слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

  1. Музыкальные электронные игры – игры, составленные по типу компьютерных игр с элементарными действиями и правилами. К таким играм относятся игровые упражнения с использованием анимации. Наиболее удобно использовать такие игровые упражнения в разделе «Пение». Они позволяют по графическому изображению разучивать различные попевки, развивать голосовой аппарат, по картинкам-подсказкам узнавать и разучивать песни («Снеговик», «Динозаврик», «Кисточка», «Ветерок», «Солнышко» и др.).

Игры можно использовать в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями (авторами, инструментами). Такие игры можно использовать в компьютерных классах (через сеть запускается одна игра, к примеру «Щелкунчик» и группа детей имеет возможность одновременно выполнять игровые задания). Существуют так называемые музыкальные флэш-игры (или игры в режиме «он-лайн»), направленные в большей степени на овладение знаний о музыке, формирование умений воспроизводить звуки. К примеру, игра «Разноцветный ксилофон» позволяет подбирать небольшие мелодии при помощи «мышки».

  1. Видеоролики – еще один вид использования ИКТ в непосредственной образовательной деятельности в области музыки. Содержание видеороликов может включать знакомство с музыкальными произведениями, композиторами, исполнителями.Формы демонстрации: слайд-шоу, мультипликационные фильмы, видеофрагменты, объединенные в единой целое.

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что сегодня «интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. В связи с этим этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций детей» [3, 38]. Это позволяет сделать вывод о том, что изучение и дальнейшее использование информационно-коммуникационных технологий становится актуальной задачей образования.

Литература:

  1. Беляков, Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Режим доступа: belyk5.narod.ru/IKT_new.htm
  2. Гончаров, Д.К. Коммуникационные технологии в образовательном процессе информационного общества / Сборник научных статей «Социология ИКТ». Вып. 1 [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://screen.ru/ikt/index.html.
  3. Ефимов,В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологийв начальном образовании школьников // Начальная школа. – 2009. – №32. –С.38-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогом в ДОУ"

Статья раскрывает возможности использования ИКТ в работе педагога дошкольного образования....

Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Статья «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя».

Статья в газету о проведении методического объединения музыкальных руководитлей в ДОУ....

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда"

Данная статья освещает эффективность использования ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ по трем направлениям: в работе с детьми, родителями и педагогами...

статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений»

статья об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ...