Игры по речевому развитию детей (презентация)
презентация по развитию речи

Печатнова Ульяна Александровна

Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pedagogicheskie_nahodki.pptx680.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игры по речевому развитию детей» Выполнила воспитатель: Печатнова У.А. Мои педагогические находки

Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, чувства, желания. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Слайд 3

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова. Четкость и чистота речи зависят от многих факторов: от состояния и подвижности артикуляционного аппарата; развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование; развития дикции; развития фонематического слуха; умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Слайд 4

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение . В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Слайд 5

Речевые игры направлены на: развитие фонетической (звуковой) стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия у детей; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи;

Слайд 6

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Известно, что дети любят играть, их не надо заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства, игры, мы многому можем научиться сами и научить их самих.

Слайд 7

Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используется звукоподражание: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би ; лягушка квакает - ква-ква-ква ; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду ; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.

Слайд 8

«Кто дольше?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру. Упражнение для языка «Лошадка» Как играем; предложите ребенку поцокать , как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Слайд 9

Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

Слайд 10

Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?» ; «Исполни песенку ветра, мотора, жука …» ; Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?» «Телефон» , «Гуси-лебеди и волк» , «Жуки» (условия последней игры: малыши в хороводе изображают комнату, а несколько ребят выступают в роли жуков, которые весело жужжат и залетают в комнату, вдруг от ветра хлопает форточка (дети в хороводе хлопают в ладоши) , жуки начинают жужжать громко, тревожно и улетают). Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей: «проказницу-мартышку» , «осла» , «козла» , «косолапого мишку» .

Слайд 11

«Придумай слово» : То, что делает человек (спит, прыгает, работает) . Что можно шить? (платья, одежду) . Штопать? (носки, одежду) . Двигать? (стол, стул) . Что бывает круглым? (мяч, шар) . Что бывает низким? (стул, кровать) . Что бывает высоким? (шкаф, рост) . Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза. Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта.

Слайд 12

Игра «Съедобное – несъедобное» Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.) , уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое» , «овощи-фрукты» , «Дикие животные – домашние животные» , «Птицы – насекомые» , «Одежа – обувь» .

Слайд 13

« Досказалка » Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко — на плите сбежало моло ... (ко). Ща-ща-ща — зеленая ро ... ( ща ). Чу-чу-ну — педаль кру ... (чу).

Слайд 14

Упражнения: Назовите детенышей: львица и …, волчица и …, свинья и …, собака и …, лошадь и …, корова и …, кошка и … Назовите ласково и нежно: кошка, птенец, щенок…

Слайд 15

В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

Слайд 16

Упражнения Назовите то, что изображено на картинках, употребив слова пара: чулки (чулок), носки (носков), ботинки, валенки; много: абрикосы, апельсины, помидоры, бананы, яблоки (абрикосов, апельсинов, помидоров, бананов, яблок).

Слайд 17

«Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Как сказать по-другому?», «Продолжи цепочку слов». «Что вы видите вокруг?», «Найди точное слово». «Кто скажет больше слов?», «Назовите как можно больше головных уборов»!!!!

Слайд 18

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.

Слайд 19

Дидактические игры: Игра с мячом «Я знаю пять (насекомых…)» . Игра с мячом «Ассоциации» ( «Красный» : ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак) . Игра «Назови другим словом» (бросить мяч – кинуть мяч, глядеть в окно – смотреть в окно)

Слайд 20

Игра «Я знаю пять…» Цель: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова) . Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять» . Следующий ребенок «Насекомых» . Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Слайд 21

Игра с мячом «Ассоциации» Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный» . Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан. Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее) . В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда» ) . При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Слайд 22

Игра «Назови другим словом» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно» . Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Слайд 23

Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь. В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Слайд 24

Игры для детей старшей и подготовительной групп : «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица?», «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».

Слайд 25

«Магазин» Цель игры. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Слайд 26

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.

Слайд 27

«Радио» Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания: - Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: "Нет такой девочки (мальчика) у нас!" Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.

Слайд 28

Игра с мячом «Скажи наоборот» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово- «неприятель» ) к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Слайд 29

Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова: человек — дом (живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа) и продолжите цепочку: медведь — … (берлога); волк — … (нора); собака — … (будка); белка — … (дупло). самолет — летит (средство передвижения — способ передвижения): лодка — … (плывет); машина — … (едет). собака — лает (животное — как оно «говорит» ): кошка — … (мяукает); утка — … (крякает); гусь — … (гогочет); петух — … (кукарекает); птица — … (поет).

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Презентация "Игры для речевого развития детей"

В презентации раскрываются условия и коррекционно-развивающие приёмы необходимые для развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста....

Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".

Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...