Путешествие в город народных промыслов
материал (старшая группа)

Данный материал знакомит детей с народными промыслами России, воспитывает уважение к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly_pechat.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

 «Путешествие в город народных промыслов»

Разработал:

Воспитатель Гусарова Н. Е.

Ядрин, декабрь - 2022

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами России.

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

3. Формировать обобщенные знания и умения, различать стили декоративной живописи.

4. Закрепить у детей знания о народных промыслах: матрёшке, дымковской игрушке, хохломской, городецкой, богородской, гжельской росписи, жостовском подносе, павлово-посадском, оренбургском платке.

5.Воспитывать уважение к народному творчеству.

1 слайд Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие. Давно я вас жду -  поджидаю, праздника без вас не начинаю. Сегодня здесь открывается ярмарка  народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки».

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Русские матрёшки в сарафанах ярких,

Хохломские ложки - лучше нет подарка.

Дымковские барыни, кони, петушки

И Павловские все в цветах платки

Синь озёр голубых, белые снега

Подарила гжели матушка-земля.

Балалайки звонкие, тульский самовар.

Будет рад подарку всяк: и млад, и стар.

Ведущий: Мастера в России были, что надо – на все руки, и не только от скуки! На ярмарках не только торговали и покупали, но и конечно веселились, как могли: пели, танцевали, силой мерились, опытом делились. Не будем время терять, давайте праздник начинать!!!

2 слайд Ведущий: Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется  улица  Матрёшек. Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Нарядную, добродушную матрёшку не спутаешь, ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.   В неё входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрёна с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрёшкой. А сейчас я вас приглашаю  поиграть.

Игры «Собери матрёшку», «Наряди матрёшку»

3 слайд Ведущий: Следующая улица – Богородская. Эти игрушки из села Богородское. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей: медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

Видео, физкультминутка «Как медведь по лесу гулял»

На прогулку, косолапый,

Вышел мишка погулять (имитируют походку)

По тропинке громко топал

Друга он пошёл искать.

Где ты, где ты, мой товарищ? (держат ладонь ко лбу)

Без тебя так трудно жить!

Встретил мишка наш лисёнка(дети парами др.на др.смотрят)

И сказал: «Давай дружить»

Мишка с другом покружился,(кружатся парами)

А потом остановился,

По головке гладить стал (гладят по голове др.др.)

Спиночки друзья чесали (спинки чешут)

И крепко – крепко обнялись.

4 слайд Ведущий:  А мы продолжаем  наше  путешествие. Ребята, мы с вами очутились на улице Мастерской народной росписи. И первая роспись – это Дымковская. Мы с вами очутились на Дымковской улице. Дымковскую игрушку делают в селе Дымково. Лепят её из глины и разрисовывают разноцветными кружочками, клеточками, полосками, точками, прямыми и волнистыми линиями, сеточками  и получается разноцветный орнамент.

 Ведущий: Засиделись вы, ребята! Для всеобщего веселья побежим на карусели!

Игра «Карусель»

Ведущий: Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй (с каруселью в руках)

Шутки, прибаутки, веселье

Приглашаю кататься на карусели!

Закрутили, завертели колесо у карусели

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Весело, весело, всем нам ехать весело!

 Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два – вот и кончилась игра.                                          

5 слайд  Ведущий: Следующая роспись называется Городецкая. На реке Волге есть старинный город Городец. В этом городе мастера расписывали детские столы, стулья, шкатулки, разделочные доски.  Элементы в росписи взяты из природы – это животные и растительность.

6 слайд Ведущий: Следующий мой рассказ будет о Хохломской росписи. Много лет назад возник хохломской промысел. Делали эту посуду в большом селе Хохлома. По названию этого села стали называть её хохломской.  Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. В хохломской росписи  есть  цвета черный, красный. Встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». В узорах есть разные ягоды, листья, декоративные цветы.

7 слайд Ведущий: А мы  продолжаем  наше  путешествие по городу Мастеров. Отправляемся на следующую улицу. Мы с вами оказались на улице Гжельской. Я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется?

Дети: Рисунки сделаны синими и голубыми цветами.

Ведущий: Правильно, мастера использовали всего два цвета? Такие изделия создавались в деревне Гжель. Основной узор - Гжельская роза. Изделия из гжели прозвали бело-голубым чудом, п. ч. они расписаны всего двумя цветами.

Ведущий: Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни.

8 слайд  Ведущий: Дальше продолжаем  наше  путешествие  по городу  Мастеров. Мы с вами оказались на  Жостовской  улице. В деревне Жостово  изготавливают очень красивые подносы. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные – фестончатые, гитарные. Подносы сделаны из железа, украшены цветами: многоцветные букетики, венки, гирлянды. Цвета используют любые. По краю подноса обязательно есть золотая кайма.

Ведущий: Вот и закончилась улица Мастерской народной росписи. Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть!

Игра «Лото – поделка «Русский сувенир»

(по росписям Дымка, Гжель, Хохлома, Городец)

9 слайд Ведущий:  Продолжаем  наше  путешествие  по городу  Мастеров. Отправляемся на следующую улицу Народных умельцев. Мы с вами оказались на улице  Оренбургской. Посмотрите, какие красивые и необычные платки! Их вяжут в Оренбургском крае, из козьего пуха, и поэтому они получаются очень тёплыми. Чтобы получился пух, необходимо счесать его с коз, затем пух промывают, сушат и мастерицы – вязальщицы вяжут такие чудесные платки. У нас очень холодная, суровая, лютая зима. И поэтому в Оренбургском крае был развит промысел, который согревает зимой.

10слайд Ведущий: Ну, что, продолжаем  наше  путешествие? И следующая улица – это Павлово-посадская  улица. Есть у нас в России старинный город с названием Павловский Посад. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и важные персоны, например королевы и принцессы.

Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто, сложенным на руке, как украшение. В орнаментах шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов. Это: розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев. Цвет фона может быть чёрным, красным, белым, васильковым, бордо, зелёным, золотисто-охристым или кремовым.

Игра «Под платком»

Ведущий: Вот платочек расписной

Он волшебный, не простой,

Будет с детками играть

Всех платочком накрывать.

Дети ходят по кругу, играет музыка. Когда музыка обрывается, все дети садятся на корточки и закрывают глаза. Ведущий кого – то накрывает платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?». Ребята отгадывают, кто под платком или ведущий выбирает ребёнка, который будет угадывать.

11 слайд Ведущий: И в нашей родной Чувашии тоже есть свои мастера. Не зря говорят в народе « У чувашского народа сто тысяч вышивок».

Игра «Азбука чувашского костюма «Собери узор»

12 слайд Ведущий: У нас в городе Мастеров прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах, и традициях. Из поколения в поколение передаётся народное ремесло. По сей день в Гжели, Городце, Хохломе и во многих других городах живут народные умельцы, продолжающие дело своих предков. И радуют нас своей сказочной посудой и игрушками, чудесными вышивками.

Ведущий: А сейчас вам покажут своё  выступление на  ложках наши ребята.

А ну-ка, где там наши ложкари?

Плясовую б завели!

Вот вам ложки золочёные - узоры крученые!

Игра ложкарей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Путешествие по местам народного промысла"

Люди издавна украшали свои жилища разными поделками, предметами сделанными собственными руками. Они создавались не только для красоты, но и для использования в быту. Из природных материалов – де...

Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Открытое занятия на тему:«Путешествие на ярмарку народных промыслов».  Образовательные области: 1. Познавательные: продолжать знакомство детей с русскими народными про...

НОД по речевому развитию Путешествие по карте "Народные промыслы России"

Расширять словарь по теме «Народные промыслы». Знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду...

Конспект познавательной образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет «Путешествие на ярмарку народных промыслов

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.Задачи: Образовательная: Расширить знания о народных обычаях, народных промыслах; закрепить знания о хохломской ро...

Сценарий спортивно-познавательного досуга. Тема: «Путешествие по городам народных промыслов» по технологии квест игры. с воспитанниками подготовительной группы.

Цель: Познакомить детей с многовековой традицией народных промыслов, развивать креативность и творческие способности.Задачи:Развивать спортивно-волевые качества в различных видах двигательной активнос...

Сценарий спортивно-познавательного досуга. Тема: «Путешествие по городам народных промыслов» по технологии квест игры. с воспитанниками подготовительной группы.

Цель: Познакомить детей с многовековой традицией народных промыслов, развивать креативность и творческие способности.Задачи:Развивать спортивно-волевые качества в различных видах двигательной активнос...