НОД по речевому развитию Путешествие по карте "Народные промыслы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фетисова Марина Анатольевна

Расширять словарь по теме «Народные промыслы». Знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_17.11.21.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

"Средняя общеобразовательная школа №1" МБДОУ «Детский сад № 13»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТемаПутешествие по карте "Народные промыслы России"

подготовила и провела

воспитатель: Фетисова М.А.

Балашиха 2021

Цель: Знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

1. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».

Развивающие:

1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.

2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.

3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.

4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Воспитывать умение слушать друг друга, до конца, не перебивая.

Оформление:

карта "Народные промыслы России";

- выставка иллюстративного материала «Народные промыслы».

Предварительная работа:

- беседа с детьми о народных промыслах,

рассматривание с детьми предметов декоративно-прикладного искусства,

- проведение занятий по изучению каждого промысла; рисование элементов узора каждого вида росписи,

- расписывание предметов узорами народного творчества.

- чтение и заучивание стихотворений о народных промыслах

- игры в «Лото», (разные варианты) «Собери картинку», д/и «Угадай по описанию», «Расскажи про свой узор»

- Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Музыкальное оформление: русские народные мелодии

Материал:

1. Компьютер.

2. Картинки с элементами росписи (хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)

3. Предметы с хохломской, дымковской, городецкой росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки

Достижение поставленных задач осуществляется в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной, художественной.

При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическая развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие»).

Используемые методы: метод вопросов, мотивирование детской деятельности,

и приемы: рассказ воспитателя и детей, беседа, создание ситуации выбора, поддержки детской инициативы - были направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.

Ход занятия

1 часть. Организационно-мотивационный момент

 Воспитатель:

 Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера! 

Доброе утро, ребята! Доброе утро и вам, гости дорогие! А чтобы настроение целый день было хорошим, нужно заниматься интересными делами! ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ!  Игра «Сломанный телефон» Воспитатель говорит слово: «РОССИЯ» Беседа: «Что такое Россия?» (ответы, рассуждения детей, подбор синонимов, однокоренных слов к «страна», «Родина», «Отчизна»

Просмотр презентации «Народные промыслы России» 

Ребята, сегодня у нас необычное занятие - мы совершим путешествие по местам народных промыслов России.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту.

Воспитатель:

Заходите, заходите,

Открывайте ворота,

К нам на выставку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

     Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

 

Скажите, ребята, а что такое выставка?

Воспитатель: Верно ребята. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.

Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят

 

Воспитатель:   Хорошие мастера всегда пользовались доброй славой в народе.

Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним .

Д/и « Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

 

Давайте же подойдём поближе и рассмотрим внимательно изделия, которые предлагают народные умельцы.

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Помогите мне, ребята, рассказать мне про изделия русских мастеров. Послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой?

Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.  

Воспитатель:  Так почему же хохлому называют золотой?

Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

На дощечке коль девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).

Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.

Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

Воспитатель:  Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белой.

Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.

Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми

Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку)).

ВАРИАНТ:

Воспитатель: Начнем наш маршрут с большого торгового села Хохлома.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Вопросы:

Почему хохлому называют золотой? Что расписывают этой росписью? Из чего сделаны эти изделия? Какие цвета использует художник в этой росписи? Какие элементы присутствуют в этой росписи? Называется это растительный орнамент.

Воспитатель: А теперь нас ждет Городец.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Вопросы:

Почему называют городецкая роспись? Что расписывают этой росписью? Откуда взяты элементы в росписи? В настоящее время мастера расписывают мебель, посуду этим красивым узором.

Воспитатель: Дальше по нашему маршруту Дымковская слобода.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Вопросы:

Что это за игрушки?

Из чего сделаны эти игрушки?

Какие элементы использовал художник в дымковской

росписи? Какие используют цвета?

3. Динамическая пауза

Воспитатель: Ребятки, а что за ярмарка без игр и веселья, а хотите поиграть, потанцевать? Хоровод 

Воспитатель: отдохнули? Куда же теперь нам надо?

Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. Теперь нас ждут городе Сергиев посад, где есть фабрика матрешек.

Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

Вопросы:

Что это за игрушка-Матрешка? Из чего делают матрешку? Какие цвета используют при росписи?

Чем интересна эта игрушка?

Воспитатель: и последняя остановка - город Павлово - Посад.

Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Вопросы:

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Воспитатель: изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками,

в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Фоновая музыка Хороводная

- Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (девочки идут по кругу, демонстрируя платки).

Воспитатель: Молодцы, девочки, вы показали нам всю

красочность Павлово-Посадских платков!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по карте НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. Чем вам понравилось это путешествие? Где еще мы не побывали?

Практическая работа

Воспитатель: Ой, беда, беда, господа, пока мы с вами путешествовали, у нас все образцы народных ремесел перемешались. Что же теперь делать?

1. Дети предлагают разобрать образцы народных ремесел.

Вопросы:

Что общего между филимоновской и дымковской игрушкой? Чем они отличаются?

Какой материал используют для подносов?

Какую посуду расписывают гжельской росписью?

2. На картах "Русские промыслы" есть пробелы - надо найти подходящие недостающие элементы.

3.Закрепление: показать карточки - дети должны отгадать, какой это промысел.

Заключительный этап.

Воспитатель: Молодцы, справились с таким трудным заданием. (Даётся оценка работы, закрепление промыслов).

Итог занятия.

Что нового узнали во время путешествия?

Что вам понравилось?

Вы хорошо потрудились и повеселились.

С нами выставка прощается.

А вы получаете сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»

Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми 1 младшей группы в рамках изучения образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие" "Путешествие в страну витаминов"

Тема:Путешествие в страну витаминов"Возраст:2-3 годаЦель: формировать у детей младшего возраста потребность к здоровомуобразу жизни.Задачи:1. Образовательные- познакомить детей с понятием «витамины», ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина моя — Россия» в подготовительной к школе группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина  моя — Россия»  в подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Наша Родина-Россия» в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Наша Родина- Россия»создать условия для развития нравственно-патриотического воспитания детей;расширять и активизировать словар...