Конспект семинара - практикума "Клубный час"
методическая разработка

Сценарий семинара на основе телепередачи "Пусть говорят"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенар – практикум «Клубный час»

Заставка на экране из передачи «Пусть говорят!»

Ведущий: Добрый день, добрый день, добрый день! Сегодня специальный выпуск телепередачи «Пусть говорят!». И сегодня в студии с вами я воспитатель Юлия Николаевна. К нам поступило огромное количество писем от воспитателей дошкольных учреждений с одними и теми же вопросами:

-что же такое педагогическая технология «Клубный час»;

- можно и нужно ли вводить ее в дошкольном учреждении;

- как правильно вводить ее в дошкольном учреждении.

Итак, давайте разбираться вместе.

Наша команда провела большое расследование по этим вопросам и сейчас в прямом эфире вы увидите его результат.

Как нам стало известно педагогическая технология «Клубный час» используется как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе. Автор этой технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник ИС РАН. Уже на протяжении 15 лет эта технология используется в образовательных учреждениях разных населенных пунктов Российской Федерации. Одно такое образовательное дошкольное учреждение мы нашли в селе Бессоновка Пензенской области.

(музыка)

Ведущий: и сейчас я хочу пригласить в студию нашего первого гостя. Давайте поприветствуем заведующего МАДОУ ДС с. Бессоновка Дыма Елена Васильевна.

(гость садится на диван, ведущий присаживается к нему)

Ведущий: Здравствуйте Елена Васильевна. И сразу вопрос как вы решились в своем учреждении ввести инновационную педагогическую технологию «Клубный час»? Не было ли опасений?

Гость1: Знаете нет. Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой руководитель дошкольной образовательной организации – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

Ведущий: и как же в этих вопросах нам поможет педагогическая технология  «Клубный час»?

Гость1: Очень просто. Основной целью технологии «Клубный час» является развитие детской инициативы и самостоятельности. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Ведущий: Спасибо Елена Васильевна. Да как сказала наша уважаемая гостья основная цель – поддержка детской инициативы.

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основные задачи «Клубного часа»:

• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

• развивать умения ориентироваться в пространстве;

• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями

Ведущий: Но наверно нельзя просто отпустить детей в свободное плавание без предварительной подготовки. Нам удалось связаться со старшим воспитателем МАДОУ ДС с. Бессоновка Ириной Алексеевной Головановой, которая как нам стало известно провела всю предварительную работу по внедрению технологии «Клубного часа» в данном образовательном учреждении. И она у нас в студии, поприветствуем ее.

(гость садится на диван, ведущий присаживается к нему)

Ведущий: Здравствуйте Ирина Алексеевна. И меня к вам вопрос какие же мероприятия необходимо провести, чтобы педагогическая технология «Клубный час» была успешно внедрена в учреждении? Как подготовить родителей, воспитателей и специалистов?

Гость2: Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К.Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К.Ч. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.

5. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

Ведущий: Спасибо Ирине Алексеевне за развернутый ответ.

Давайте озвучим правила, которыми должны пользоваться все сотрудники детского сада.

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого  заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

Педагоги определяют сигнал окончания К.Ч., звонок  колокольчика, когда  ответственный проходит по всем группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

(музыка)

Ведущий: Нам было очень трудно, но мы нашли тех педагогов, которые не побоялись и использовали  в своих группах педагогическую технологию «Клубный час». Давайте знакомиться. Встречайте воспитателей (ФИО)

(гости садится на диван, ведущий присаживается к ним)

Как нам удалось узнать что технология «Клубный час» делится на три вида «Свободный», «Тематический», «Деятельный». Давайте из первых уст узнаем что же это такое.

Давайте посмотрим на экран

Гость3: Ю.В Здравствуйте. Мы с коллегами в своих группах использовали технологию «Клубный час» в течении трех месяцев. Мне бы хотелось рассказать вам о «Свободном» виде «Клубного часа»

Как мы знаем,  каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

В чём проявляется инициатива свободного типа «Клубного часа»:

Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.

коммуникативная инициатива: Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами

 познавательная инициатива – любознательность: Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

творческая инициатива: Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.

Гость4: Здравствуйте (И.О). Мне бы хотелось рассказать вам о «Тематическом» виде «Клубного часа»

В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.

– инициатива как целеполагание и волевое усилие: Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.

– познавательная инициатива – любознательность: Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

– коммуникативная инициатива: Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.

(музыка)

Гость5: Здравствуйте (И.О). Мне бы хотелось рассказать вам о «Деятельном» виде «Клубного часа»

В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.

– творческая инициатива: Детям предоставляется право свободного выбора деятельности

– коммуникативная инициатива: Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.

- двигательная инициатива: Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.

Во время «Клубного часа» мы начали внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.

Ведущий: Спасибо уважаемые гости. И у нас сразу вопрос из зала. Здравствуйте представьтесь пожалуйста.

Гость6: Т.А. Здравствуйте меня зовут Татьяна Анатольевна. Я работаю воспитателем уже  30    лет. И у меня возник вопрос: Безопасно ли отпускать детей свободно перемещаться по детскому саду?

Ведущий: Да вопрос конечно острый. Итак давайте обратимся к нашим гостям. Кто готов ответить на вопрос из зала?

Гость7: Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа с детьми.

Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

   Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

   Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

   Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

   Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

   Говори спокойно.

   Ходи спокойно.

   Возвращайся в группу по сигналу звонка.

   Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или  вернуться в нее, если устал.

Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К. Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

Гость7: C детьми наших подготовительных  групп так же проводилась предварительная работа:

·        Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

·        Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

·        В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

·        В-четвертых, выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч.

Для поддержания дисциплины каждому участнику выдается три фишки (у нас это были смайлики). За нарушение правил изымается одна фишка. Тот ребенок у которого закончились все фишки пропускает следующий «клубный час». Но как показал опыт детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.

(музыка)

Ведущий: В ходе нашего расследования мы узнали, что клубный час заканчивается «Рефлексивным кругом». Что же это такое? Как он действует? И как его применять? Давайте разбираться.

Ведущий: И на первый вопрос «Что же это такое Рефлексивный круг?» нам готов ответить наш следующий гость, специалист, педагог-психолог Т.А.

(гость садится на диван, ведущий присаживается к нему)

Ведущий: Здравствуйте, вы готовы ответить на наш вопрос?

Гость8: Да, конечно.

Рефлексия – размышление человека, направленный самоанализ – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Reflexio – обращение назад.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. И для этого используют «Рефлексивный круг».

Задачи «Рефлексивного круга»:

- стимулировать  развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру;

-научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и поступки;

-обогащать собственный опыт ребенка;

-научить понимать и уважать другие точки зрения;

-учить слушать и слышать других;

-сформулировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления;

-учить планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам.

Ведущий: Спасибо Т.А. Ну как же применить этот «Рефлексивный круг» на практике?

Гость9: Я отвечу на ваш вопрос.

После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в «Рефлексивный круг», выкладывают перед собой фишки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:

- Где ты был?

- Что тебе запомнилось?

- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?

- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;

- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

В целом регулярное проведение К. Ч. раз в неделю позволит зафиксировать следующие изменения у детей:

Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

(музыка)

Ведущий: Ну вот вообщем – то и все, что нам удалось узнать о такой интересной педагогической технологии как «Клубный час». Давайте вкратце вспомним все, что мы здесь увидели и услышали.

- Цель технологии «Клубный час»  (позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ)

- Типы «Клубного часа» («Свободный», «Тематические», «Деятельностный»)

- «Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

- «Тематические»  - которые включены в ситуацию месяца.

- «Деятельностный»  - когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

- Как внедрить технологию «Клубный час».

-Порядок проведения «Клубный час».

-Чем завершается  «Клубный час».

Заставка на экране из передачи «Пусть говорят!»

Ведущий: Наше время в эфире подошло к концу. Спасибо нашим гостям и зрителям.

Не забудьте переключиться на нашу программу в следующий раз. Тема нашей следующей программы «Безопасность детей». И мы будем разбираться в таких вопросах как:

-Безопасность детей – это обязанность их родителей и государства?

-Или же это дело рук самих детей?

Давайте разбираться вместе.

(музыка)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>

Конспект семинар – практикум для родителей«Играем  ручками и пальчиками под фольклор»...

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

конспект семинара - практикума для родителей "Расти здоровым"

Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей  в ежедневном выполнении правил...

Конспект семинара- практикума "Домашние посиделки" для родителей совместно с детьми.

Семинар- практикум для родителей совместно с детьми. Его цель - показать и научить, чем можно заняться с детьми дома, а так же обьяснить родителям - насколько важна такая совместная деятельность для с...

конспект семинара практикума "прпедевтика спортивных игр"

конспект содержит упражнения по обучению игре в бадминтон детей старшего дошкольного возраста....

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

Конспект семинара-практикума для родителей на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Данный конспект был составлен и использован для проведения семинара-практикума с родителями  в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....