ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ПОЗНАЙ-КА"
рабочая программа (средняя группа)

Программа дополнительного образования для детей 3-5 лет направленная на развитие интелектуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznay-ka.docx139.05 КБ

Предварительный просмотр:

   Департамент образования и науки города МосквыY:\Редакция2.0\Эмблема школы\ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 2083.png

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение    

     города Москвы «Школа № 2083» hello

              ОГРН 1115074013130                                                   ИНН/КПП   5074045703/775101001

108823, г. Москва, п. Рязановское,                                   тел.   +7 (495) 858-1541

п. Знамя Октября, мкр. «Родники», д.11                                                     e-mail: 2083@edu.mos.ru

Принята на заседании методического (педагогического) совета

от «28»августа 2020 г.

Протокол  №  1

Утверждаю

Директор ГБОУ Школа № 2083

                             Наумкина Т.В.

«___»_______________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Познай - ка»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Авилова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

Москва

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка  ………………………………………….….…….....3
  2. Содержание программы. Учебный (тематический) план ...……..…………6
  3. Содержание учебного (тематического) плана……………………..……......7
  4. Формы аттестации и оценочные материала……………………………….11
  5. Организационно-педагогические условия реализации программы ….….11
  6. Список литературы. Нормативно-правовые документы ………….……..13
  7. Список литературы, использованной при составлении программы……..14
  8. Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей …….…14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай-ка» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Актуальность Программы

       Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

      Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

       Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.  

Педагогическая целесообразность Программы

        Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка логического мышления; расширению кругозора; развитию психических процессов: воображения, внимания, фантазии, мышления, трудолюбия.

Новизна Программы

      В программе “Познай-ка” каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие - это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну знаний, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: Повышение интереса к процессу обучения, ориентированного на интеллектуальную деятельность.

Задачи Программы:     Развивающие:

  • Развитие мышления, памяти, внимания.
  • Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
  • Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном   процессе для развития личности ребенка.

                                        Воспитательные:

  • Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического,  умственного и духовного развития личности ребенка.
  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  • Воспитывать понятия о своей малой Родине и стране.

 

                                        Обучающие:

  • Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
  • Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
  • Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

Категория обучающихся

     Программа предназначена для детей 3-5 лет.

Срок реализации Программы

     Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

      Форма организации образовательной деятельности –очная, групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе – 18 человек.

      Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 35 лет  20 минут.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В результате освоения данной программы, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

  • Выполнять задания, не отвлекаясь.
  • Находить несколько отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Копировать узор или движение.
  • Запоминать несколько картинок.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться на листе бумаги.
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.
  •  Ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения.
  • Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности.

В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их наощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами.

Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

В том числе

  Теория

 Практика

Раздел 1. Введение

  1. 1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами поведения на занятиях.

1

1

0

Раздел 2. Развитие Отличия между картинками памяти и внимания

  1. 2

Отличия между картинками

2

1

1

  1. 4

«Найди предмет»

2

1

1

Классификация предметов

2

1

1

Определение последовательности событий

2

1

1

Скопируй узор в правильном расположении

1

0

1

Раздел 3 Весёлая математика

Сравнение нескольких предметов по величине и ширине

2

1

1

Соотнесение цифры и количества предметов

2

1

1

Знакомство с геометрическими фигурами

2

1

1

Математические знаки   + ;  - ;  =

2

1

1

Ориентировка на листе бумаги

2

1

1

Раздел 4 Графические навыки , развитие мелкой моторики

  1. Н

Штриховка рисунка

2

1

1

Раскрашивание предмета не выходя за его пределы

2

1

1

Графомоторика

2

1

1

Лабиринты

2

1

1

Раздел 5 Развитие речи и логического мышления

«Найди лишнее»

1

0

1

«Как узнать?»

1

0

1

«Найди ошибку»

2

0

2

«Узнай по описанию»

2

0

2

Составление рассказа по серии картинок

2

1

1

  ИТОГО

36

15

21

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей с курсом. Дидактические игры.

   

Раздел 2. Развитие памяти и внимания

Тема «Отличия между картинками»

Теория. Цель занятия: развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и отличия.  

               Задачи: формировать способность к последовательному выполнению задач; развивать зрительное восприятие; развивать внимание, память, мыслительные способности.

Практика.  Работа в группах. Игра-соревнование, какая группа справится с задание быстрее. Обсуждение результатов.

Тема «Найди предмет»

Теория.   Цель занятия: развитие умения сопоставлять объекты с формами по характерным признакам.

                 Задачи: развивать внимание и память детей; умение зрительно концентрироваться.

Практика. Самостоятельная работа детей. По итогам каждый проверяет выполненную работу соседа. Обсуждение результатов.

Тема «Классификация предметов»

Теория. Цель занятия: развитие умения классифицировать предметы.

               Задачи: систематизировать навык классификации предметов по признакам; систематизировать знания о свойствах предметов; развивать мышление, воображение.

Практика. Работа парами. Обсуждение результатов.

Тема «Определение последовательности событий»

Теория. Цель занятия: обучение связному выражению мыслей вслух, выявлению причинно-следственной связи в заданной ситуации.

              Задачи: получение навыка составления сложных предложений и рассказов по представленной теме; расширение индивидуального словаря;

улучшение речевых навыков; расширение знаний об окружающем мире;

формирование навыка систематизации обретенных знаний.

Практика. Викторина ««Что сначала, что потом?»  Задача игроков составить логическую цепочку по предложенным карточкам. Обсуждение результатов.

Тема «Скопируй узор в правильном расположении»

Практика.  1. Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель игры: формирование представлений о разных орнаментах, обучение навыку составлять композиции, подбирать элементы по форме и цвету.

Задачи: формировать навыки складывать целое из нескольких частей;

составлять изображения по образцу; развивать фантазию, творческое мышление, способность видеть образы реального мира в абстрактных формах и линиях.

2. Работа в группа. Самостоятельно придумать узоры. Сложить их из подручных материалов.

Раздел 3 Весёлая математика

Тема «Сравнение нескольких предметов по величине и ширине»

Теория. Цель занятия: закрепить умение различать и называть размеры предметов (большой, поменьше, маленький)

              Задачи: закреплять умение различать и называть предметы разной величины (большой, поменьше, маленький); развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыки.

Практика. Дидактическая игра «Строители». Цель игры: сортировать предметы по размерам.

Тема «Соотнесение цифры и количества предметов»

Теория. Цель занятия: дать учащимся доступные количественные представления, обогащение пассивного словаря на основе сенсомоторного опыта.

              Задачи: учить находить предметные множества в окружающей действительности, называть множества числом, обозначать число соответствующей цифрой.

Практика. Дидактические игры на соотнесение цифры и количества предметов «Достань из мешочка»; «Игра в камешки»; «Первый, последний»;  «Сосчитай» «Лесная полянка»

Тема «Знакомство с геометрическими фигурами»

Теория. Цель занятия: знакомство с геометрическими фигурами, формирование интереса к математике, первичных представлений об основных свойствах предметов - форме, цвете, величине.

              Задачи: продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами; закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал и др.

Практика. Придумать сказку с героями – геометрическими фигурами.

Цель: формировать умения детей узнавать и называть фигуры по характерным признакам.

Тема «Математические знаки   + ;  - ;  =»

Теория. Цель занятия: создание условий для знакомства детей со знаками больше, меньше, равно, освоение знаковой системы соотношений между числами.

             Задачи: закрепить порядок чисел в числовом ряду, умение называть число на один меньше или больше; закрепить умение называть соседей чисел.

Практика. Дидактическая игра «Какой знак?» Цель игры: закрепление математических знаков.

Тема «Ориентировка на листе бумаги»

Теория. Цель занятия: создание условий для формирования навыков ориентировки на листе бумаги.

             Задачи: учить находить верхний правый-левый, нижний правый-левый углы, центр (середину) листа; учить выкладывать изображение предмета на плоскости по образцу, по речевой инструкции; развивать навыки графической символизации.

Практика. «Где находится?»  Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Раздел 4 Графические навыки, развитие мелкой моторики

Тема «Штриховка рисунка»

Теория. Цель занятия: познакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

               Задачи: развивать мелкую моторику руки дошкольника; познакомить с приемом «штриховка»

Практика. Самостоятельная работа «Заштрихуй предмет в нужном направлении»

Тема «Раскрашивание предмета не выходя за его пределы»

Теория. Цель занятия: прививать желание рисовать.

              Задачи: учить детей правильно закрашивать поверхность не допуская пробелов, правильно держать карандаш, развивать моторику кончиков пальцев рук, воспитывать усидчивость, старание.

Практика. Самостоятельная работа. Раскрашивание карандашами героев мультфильмов.

Тема «Графомоторика»

Теория. Цель занятия: совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев.

              Задачи: развивать графомоторные навыки, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики);

развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.

Практика. Самостоятельная работа – игры на развитие графических навыков «Вниз по реке», «Парашютисты»

Тема «Лабиринты»

Теория. Цель занятия: формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения

              Задачи: улучшение концентрации внимания, памяти; развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить; улучшение речевых навыков, моторики пальцев рук; обучение умению находить варианты решения проблемы.

Практика. Работа парами. Настольно-печатные игры «Лабиринт» по различным тематикам.

Раздел 5 Развитие речи и логического мышления

Тема «Найди лишнее»

Практика. 1. Дидактическая игра «Найди лишнее»

 Цель: формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, зрительного анализа и обобщения.

Задачи: совершенствование умения классифицировать; расширение кругозора и представлений об окружающем мире; воспитание познавательного интереса; обогащение индивидуального словаря; совершенствование зрительного восприятия; развитие памяти, интеллекта, умения образно и логически мыслить.

2. Игры с карточками.

Тема «Как узнать?»

Практика. 1.Викторина «Как узнать?» Устные ответы на вопросы педагога.

Цель: продолжать развивать логическое мышление; формировать умение воспринимать информацию на слух.

                   2. Самостоятельно придумать по 2 вопроса, начинающиеся на «Как узнать, ……?»

Тема «Найди ошибку»

Практика. 1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Задачи: упражнять детей в сравнении предметов, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность.; расширять словарный запас за счет существительных - названий деталей и частей предметов.

2. Придумать индивидуальную игру на данную тему.

Тема «Узнай по описанию»

Практика. 1.Игра на восприятие речи «Узнай по описанию»

Цель: учить детей узнавать объект по заданным свойствам.

Задачи: учить определять предмет по его существенным признакам; развивать слуховое внимание и логическое мышление.

2. Батл с педагогом. Дети описывают загаданный ими предмет, педагог отгадывает.

Тема «Составление рассказа по серии картинок»

Теория.  Цель занятия: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием; учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения; развивать монологическую речь.

              Задачи: закреплять умение определять состав серии картинок;

продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте.

Практика. Работа в группах. Самостоятельно составить небольшой, содержательный рассказ по выбранным сериям картинок. Совместное обсуждение.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мониторинг. Проводится 2 раза в год: в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА     

     В течение образовательного процесса ребята будут проходить практические задания и упражнения. Также ребята будут участвовать в различных викторинах, групповых батлах на закрепление полученных знаний.          Мониторинг будет проводиться в виде индивидуального рейтинга каждого учащегося. В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося

Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

- Может самостоятельно применить усвоенные знания

- Способен предложить собственный замысел и воплотить его в любой    ситуации

- Способен управлять своим поведением

- Адекватно использует вербальные и невербальные средства

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методы контроля: наблюдение, мониторинг.

Формы контроля: индивидуальные, групповые.

Самооценка и самоконтроль: определение своих потенциальных возможностей.

Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  воспитанником и не допускает сравнения его с другими детьми.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа «Познай-ка» является инструментом интеллектуального развития детей. Занятия проводятся в отдельном помещении. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей в возрасте 3-5 лет, целям и задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ

     Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

     Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе.

     Для успешной реализации Программы необходимо материально-техническое обеспечение: учебно-методические комплекты, наглядные пособия, бумага, простые карандаши, магнитная доска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242).
  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиНу 2.4.4.3172-14).
  6. Приказ Департамента образования города Москвы № 922
    от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1.  Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2015г

2.  Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры»

3.  Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2002 г

4.  Воскобович В. В. «Лабиринты цифр», Санкт-Петербург, 2003 г

5. Воскобович В.  В., Харько Т. Т., Болоцкая Т. И., «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург, 2003 г

6. Л.Ф.Тихомирова.Развитие интеллектуальных способностей школьника. Пособие для родителей и педагогов. - М.: Академия развития,2017 г

7. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: ФГОС/составитель Е.В.Языканова. –М.:изд-во экзамен,2017 г

8.   В. Норманн. Логические тесты и головоломки. - М.: ЭКСЬЩ, 2019 г

9.   Рабочие тетради дошкольника 3-5 лет «Солнечные ступеньки»

10. Михайлова З. А. «Игровые задачи ля дошкольников»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

 

Список литературы, рекомендуемый родителям:

1.  М. В. Ткачева. От линии к линии: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016 г

2.  В. П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. - М.: Просвещение,2018 г

3.  Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: ФГОС/составитель Е. В. Языканова. –М.: изд-во экзамен,2017 г

4.  Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: ФГОС/составитель Е. В. Языканова. –М.: изд-во экзамен,2017 г

Список литературы, рекомендуемый учащимся:

1.  Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». Составители Г. Шалаева, Л. Кашинская. - М.: Филологическое общество «Слово», 2018г

2.  К.В. Шевелев. Энциклопедия интеллекта. Рабочая тетрадь для детей. - М.: изд-во Ювента, 2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....