Конспект занятия по экспериментированию «Волшебство соды» в старшей группе
план-конспект занятия

Цель: изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соде и соблюдения правил поведения при проведении опытов с содой, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соды и научить использовать соду, как средство для творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебство соды» в  старшей  группе

Цель: изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соде и соблюдения правил поведения при проведении опытов с содой, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соды и научить использовать соду, как средство для творчества.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соде и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соду?».

• Наблюдение «Как мама использует соду?».

Ход ООД:

Приветствие

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Дорогие гости,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Вот лежала, не горела,

На полке в баночке белела.

Кулинара пригласили,

Её уксусом гасили.

Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (сода)

Педагог высыпает соду в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна сода? Где люди используют соду?»

Просмотр презентации «Что такое сода? и где ее добывают?»

Историческая справка

Издревна сода была известна человеку и применялась им в лечебных целях. Древние люди три тысячи лет назад уже знали о существовании соды.

Они добывали соду из особых источников и озёр, выпаривая её на огне.

Другой древний способ получения соды – из золы сожжённых водорослей. До начала XIX в. использовалась почти исключительно природная сода, но с ростом ее потребления возникла необходимость производства соды в больших масштабах искусственным путем

Сода в жизни человека (Вопрос – ответ) -игра с мячом

Воспитатель бросает детям мяч и предлагает ответить на вопрос «Как можно использовать соду?»

Ответы  детей.

Игра «Сода полезна для того, чтобы ….» (с мешочком, в котором сода, передавать и говорить)

1. Чтобы …. Отбеливать зубы

2. Чтобы ….

3. Чтобы ….

Вывод: Сода необходима для жизни и здоровья человека, её используют в разных сферах нашей жизни, в том числе и в медицине.

Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с содой:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Итак, внимание.

Сегодня в нашей лаборатории мы будем делать опыты с содой. И нам поможет с опытами мой помощник «ЮНЫЙ ХИМИК ВАРЯ». Варя покажет как можно сделать опыты с домашних условиях (просмотр видео)

Воспитатель: Перед вами тарелочка с содой. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (сода похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду сода похожа на порошок.

Дети: Сода сыпучая, без запаха.

Подуйте тихонько на соду через трубочку.

Вывод: сода рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт №1. «Извержение вулкана».

- Опыт называется «Извержение вулкана».

-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы) .

- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи мела и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.

Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.

(О веществах сначала выслушиваю версии ответов детей)

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкость для мытья посуды?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. Степан в жерло нашего «вулкана» насыпет сухую соду. Вероника добавит сухой пищевой краситель. Настя вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)

-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Опыт №2.«Взаимодействие соды и уксусной кислоты. Получение углекислого газа.»

Подскажите как можно надуть шарик?

Итак:

1. Наливаем в бутылку уксусную кислоту. Кто мне расскажет о ней.

- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.

Так как уксусная кислота опасное вещество, кто может ее наливать? Правильно, только взрослый.

2. В шарик я насыпала соды. Кто сможет рассказать о соде? Сода - это вещество, белого цвета, похожа на муку. Сода нужна в кулинарии, используется для чистки плиты, раковины, для полоскания горла и т. д.

3. Теперь надеваем шарик на бутылку и высыпаем соду внутрь.

— Посмотрите, что происходит: сода и уксусная кислота, вступают в реакцию. И что выделяется? (Углекислый газ). Этот газ и надувает шарик.

Сделаем вывод: В результате взаимодействия двух веществ, мы с вами получили третье вещество, углекислый газ.

Рефлексия

Итак, скажите, пожалуйста, что такое сода?

- Давайте вспомним и скажем, откуда берется сода?

- Как вы думаете, ребята сода полезна или вредна?

- Согласны ли вы с утверждением, что сода - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке, что- то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебство цветов»

Расширять представления детей об изменении цвета в цветах. Активизировать словарный запас, Флорист, парник, оранжерея. Учить получать знания о свойствах изменения цвета растений в процессе эксперимент...