Конспект интегрированной НОД в старшей группе с ТНР «КРАСКИ ОСЕНИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мартынчик Лариса Владимировна

Интегрированное занятие направлено на создание условий для раскрытия образа осени через виды искусства в процессе творческой и продуктивной деятельности старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование - городской округ

город Рязань Рязанской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 55»

390000, город Рязань,                                                                                                      тел/факс 25-39-73

ул. Павлова, д. 42 а                                                                                      e-mail:  mdou.ds55@yandex.ru

                                                                                                                            сайт http://dou55.obr-rzn.ru

Конспект интегрированной НОД в старшей группе с ТНР
«
КРАСКИ ОСЕНИ»

Подготовили:

Муз. руководитель: Мартынчик Л. В.

Воспитатель: Рощина Е.Л.

Возраст детей: старшая группа для детей с ТНР

Музыкальный руководитель: Мартынчик Лариса Владимировна

Воспитатель: Рощина Екатерина Леонидовна

Цель: создание условий для раскрытия образа осени через виды искусства в процессе творческой и продуктивной деятельности старших дошкольников. 

Задачи:

  1. Образовательные:
  • стимулировать творческую активность воспитанников через знакомство детей с музыкой А. Вивальди и П. Чайковского, картинами И. Левитана, поэзией С. Есенина;
  • активизировать речевую и умственную деятельность детей, закрепляя умение отвечать на вопрос полным предложением, согласовывая все части речи.
  1. Развивающие:
  • развивать вокально-интонационные и слуховые навыки, музыкальную отзывчивость, двигательную активность;
  • способствовать развитию памяти, логического мышления, творческого воображения.

     3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношения к природе;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыкальных произведений, поэзии, живописи.

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Форма организации: групповая.

Место проведения: музыкально-спортивный зал

Технология «Синтез искусств»

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, телевизор, аудио и видеозаписи; репродукции И. И. Левитана «Осень. Слобода», «Золотая осень», «Поздняя осень»; ассоциативная корзинка с объектами признаков осени (игрушки: птицы, белки, медведя, гриба; осенний лист; картинки с каплей, тучей, ягодами, зонт, игрушечные грабли и лопатка, игрушка-ветерок); макет незаполненной акварели, макеты красок (зеленая, желтая, оранжевая, красная, коричневая, белая)на липучках; гипсовые основы для творческой деятельности, клеевые кисти, подносы, разноцветное конфетти из листьев осенних деревьев, клей ПВА в клеевых розетках, салфетки, клеенки для творческой деятельности (по количеству детей); 3 мольберта.

Музыкальный материал: А. Вивальди «Осень. I часть» из цикла «Времена года»; П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года»; «Осень золотая наступила» Е. Обухова; распевка «Листопад»;

«Осенняя прогулка» Е. Скрипкина.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, сказок об осени, рассматривание иллюстраций по теме, подготовка гипсовых основ для творческой деятельности, разучивание стихотворений С.А. Есенина; разучивание песни «Осень золотая наступила» Е. Обуховой, музыкальной попевки «Добрый день», дыхательного упражнения «Осенние листья», распевки «Листопад». Разучивание партитуры музыкально-шумового оркестра к песне «Осенняя прогулка» Е. Скрипкиной, физкультминутки «Осень, осень, листопад», пальчиковой гимнастики «Осень».

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал  под мелодию песни Е. Скрипкиной «Осенняя прогулка» и образуют полукруг. Исполняют музыкальное приветствие

Добрый день (пропевает муз. рук. по трезвучию до мажора - вверх)

Добрый день (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают дети по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают дети по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают дети по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают дети с 5-й ступени – вниз).

Музыкальный руководитель:

  Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Но, прежде чем начать наше занятие, я вам предлагаю отгадать загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья,

Она птиц к югу отправляет,

Она же и деревья раздевает,

Ребята, когда это бывает? (Осенью)

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Кажется, к нам кто-то спешит?

Под музыку выходит Осень

Осень (воспитатель):

- Слышу-слышу, обо мне говорите. А что вы знаете, ребята, обо мне?

Дид. Пособие «Ассоциативная корзиночка». (картинная галерея)

Осень: (воспитатель)

- Ребята, у осени три периода? Не подскажете, какие?

- Ранняя осень, золотая осень и поздняя осень.

Каждый период по-своему красив. Для каждого осень-художница нашла свои особые краски. Но я пришла к вам за помощью – моя палитра опустела, ведь я израсходовала все краски за прошлую осень. И вы мне очень поможете, если подберете оттенки для каждого из моих периодов для осени этого года.

Дид. пособие «Пустая палитра»

Музыкальный руководитель:

Конечно, Осень, мы тебе поможем. Образы осени мы можем  увидеть в разных видах искусства: в музыке, поэзии, живописи.  Ребята, а кто пишет музыку? (Композитор). Стихи? (Поэт). Картины? (Художник).  А чтобы Осени поднять настроение, ребята, давайте исполним песню. Но для начала сделаем небольшую дыхательную  гимнастику и распоёмся, чтобы разбудить наши голосовые связки.

Дыхательное упражнение «Осенние листья»


Дует легкий ветерок – 
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! 
И качает так листок – 
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! 
Дует сильный ветерок – 
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! 
И качает так листок – 
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! 

Распевка «Листопад»

Листопад, листопад,

Листья кружатся, летят.

Песня «Осень»

Осень:

Спасибо большое, друзья.

Музыкальный руководитель:

Осень:

 Посмотрите, как изобразил осеннюю  природу  художник Исаак Ильич Левитан.

Просмотр осенних картин («Осень.  Слободка», «Осень золотая», «Поздняя осень»)

Что изображено картинах? Как называется этот жанр искусства? Как вы думаете, как художник назвал свои картины? Почему он дал такое название?  Какие чувства и настроение вызывают у вас эти пейзажи? Почему? Осень-красивое время года. Природа обретает яркий цвет. Осенью все листья на деревьях становятся разноцветными: красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит на улице погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска листьев. Посмотрите, каких красок больше использовал Исаак Левитан – теплых или холодных? Какие чувства вызывают теплые тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение). А какие –холодные? - Что вам хочется сделать, глядя на эти картины? Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка, послушать шум реки.

Золотая осень восхищала и радовала Исаака Левитана. Что изобразил он на переднем плане картины? Что можно сказать о небе? Какое оно? Есть ли солнце? Почему вы так думаете?

Музыкальный руководитель:

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание композиторов.

Послушайте, какую осень изобразил итальянский композитор Антонио Вивальди.  Сейчас мы с вами послушаем отрывок из пьесы, которая называется «Осень».

Звучит «Осень» из цикла «Времена года»

Музыкальный руководитель:

Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Ответы детей (радостное, игривое)

Какую осень изобразил композитор? (раннюю). По каким признакам вы поняли, что это ранняя осень?

Ответы детей 

Музыкальный руководитель:

Как вы думаете, какие цвета в этот период преобладают?

Ответы детей (светло-зеленый, темно-зеленый, светло -жёлтый)

Какая из картин И. Левитана соответствует музыке А. Вивальди?

Ответы детей.

 Дети относят соответствующие цвета к палитре.

Осень:

Пришло время обратиться к поэзии.

Послушайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений нашего земляка, поэта С.А. Есенина, и попробуйте определить, какую осень он нарисовал.

Правильно. А вот послушайте следующий отрывок и подумайте, о каком периоде говорится здесь?

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Осень:

О каком времени осени говорилось в этом отрывке? (ответы детей)

А как вы догадались?

Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень» и скажите, какие цвета встречаются в этот период (жёлтый, оранжевый, красный)

Дети относят соответствующие краски к палитре.

Есть и другая осень, ребята, не золотая красавица, а осень прощальная.

Музыкальный руководитель:

 Послушайте, как передал красоту осенней природы великий русский композитор П. И. Чайковский в пьесе «Октябрь. Осеняя песнь»

Видео П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»

Музыкальный руководитель:

Какую осень здесь изобразил композитор?

Что вы увидели, слушая это произведение? (Грусть, печаль, дождь, слякоть, первые снежинки)

Музыкальный руководитель:

Дети, какие цвета вы бы использовали поздней осенью? (бурый, коричневый, белый)

Ответы детей 

Музыкальный руководитель:

А почему белый?

Ответы детей (поздней осенью выпадает первый снежок).

Музыкальный руководитель:

А какой из картин И. Левитана созвучна музыка П. Чайковского?

Ответы детей

Дети выбирают нужные оттенки и  относят к палитре.

Музыкальный руководитель:

Ребята, скажите, пожалуйста, музыка П. Чайковского похожа по характеру на произведение А, Вивальди? Почему?

Размышления детей

Музыкальный руководитель:

Вы услышали и увидели, как можно с помощью разных видов искусства передать картину осенней природы. Каким языком говорили с нами об осени композитор, поэт и художник? (предположения детей).

Музыкальный руководитель:

Да, музыка рисует осень с помощью звуков,  поэзия  -  словами,  а живопись – красками; и каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

Осень:

А теперь я предлагаю вам самим превратиться в художников и изобразить понравившийся осенний период в своих работах при помощи моего осеннего конфетти. И в этом вам поможет моя новая палитра. Но сначала мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,                                    Трем ладошки друг о друга.

Приходи!                                           Зажимаем кулачки.

Осень, осень,                                     Трем ладошки друг о друга.

Погляди!                                           Ладони на щеки.

Листья желтые кружатся                Ладони по коленям.

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,                Сжимаем и разжимаем кулачки.

Ветер дует все сильнее,                  Руки в стороны.

К югу полетели птицы,                   Руки скрещиваем, летим как «птицы».

Дождик к нам в окно стучится.      Барабаним пальцами по ладони.

Шапки, куртки надеваем.               Имитируем.

И ботинки обуваем.                        Топаем ногами.

Знаем месяцы

сентябрь, и октябрь и ноябрь.         Кулак, ребро, ладонь.

Осень:

А теперь пора приступить к работе. И в этом вам поможет моя новая палитра.

Ещё раз вспомним, какие цвета преобладают в разные осенние периоды.

Ответы детей

Осень:

Выберите цвета осенней листвы, в соответствии с задуманным вами периодом осени, смажьте клеем крону дерева на вашем панно, приклейте осенние листья, очистите кисть салфеткой.

Дети выполняют аппликацию под спокойную  музыку.

Осень:

Дети, какая осень изображена на ваших работах. Какие цвета моей палитры помогли вам в том.

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Дорогая Осень, дети  приготовили тебе музыкальный сюрприз.

Оркестр «Осенняя прогулка»

Рефлексия.

Музыкальный руководитель:

Вот и подошла к концу наша встреча.

Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили (об осени)

Что нового узнали? (что осень бывает разная).

Какими видами искусства можно описать осень? (поэзией, музыкой, живописью).

Кто рассказал об осени с помощью музыки (композитор); с помощью слов (поэт), с помощью красок (художник).

Какое настроение дарит нам осень? (радостное, светлое, грустное, торжественное, печальное)

Каждое время осени прекрасно по-своему. Ранняя осень нам дарит богатый урожай,  золотая  осень радует буйством красок. Поздней осенью мы радуемся первому снежку.  

Осень:

И я вам за вашу помощь тоже хочу подарить в подарок альбомы. Обещайте запечатлеть в них ваше осеннее настроение. До встречи в следующем году.

Осень уходит.

Музыкальный руководитель:

 Пришла пора нам  спеть прощальную попевку и возвратиться в группу.

До свидания, ребята (пропевает музыкальный  руководитель  по трезвучию до мажора - вверх)

До свидания  (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз).

Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. « Музыка в красках».

Занятие проводится с детьми в подготовительной к школе группе,конспект может быть полезным для педагогов, воспитателей....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме "Краски осени".

Конспект НОД рисование по теме "Краски осени" старшая группа....

Конспект интегрированной деятельности в старшей группе «В гости к осени»

Конспект интегрированной деятельности в старшей группе «В гости к осени» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие Цели:...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Краски осени»

Программное содержание: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками (пуанситизм).Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук, воспитывать...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Краски осени».

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Краски осени»....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...