"Взаимодействие с учителем-дефектологом".
материал

Кравченко Марина Ивановна

Совместно с учителем-дефектологом разработала и реализовала проект "Играй и развивайся", серию занятий по познавательному развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проет « ИГРАЙ И РАЗВИВАЙСЯ»

https://dou90.chel.prosadiki.ru/media/2019/06/06/1262072141/smyshleny-malysh-2017.png

в старшей  группе компенсирующей направленности ЗПР

на 2019-2020 уч год.

Воспитатель: Кравченко М.И.

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи проекта.
  4. Тип проекта.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Участники проекта.
  7. Этапы реализации проекта.
  8. Основные направления проекта
  9. Перспективный план работы в старшей группе.
  10. Взаимодействие с родителями.
  11. Ожидаемые результаты.
  12. Литература.

Актуальность:

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Цель проекта:

создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи проекта:

• Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.

• Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.

Развивать формы логического мышления, а именно понятия, суждения, умозаключения;

• Закрепить навыки, полученные в игре.

• Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Тип проекта:

проект носит комплексный характер – включает в себя разные виды игры, творческую,

познавательную и практическую деятельность

Сроки реализации:

долгосрочный -1 год.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

сентябрь 2019 г.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

Основной:

октябрь-апрель 2019-2020 г.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

Заключительный:

 май 2020 г.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей и опрос детей; презентация продуктов деятельности

Основные направления проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

  • изготовление методических пособий.
  • создание подборки игр по интеллектуальному развитию.

Методическая копилка:

  • составление перспективного плана работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  • разработка конспектов занятий, развлечений и досугов.
  • подборка и оформление методического материала по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

Перспективный план  работы с детьми.

Сроки.

Содержание.

Цель.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Дидактическая игра «Поможем Золушке»

Дидактическая игра «Паровозик»

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Итоговое мероприятие

«Путешествие в страну геометрических фигур».

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- упражнять в счете;

Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Закрепление свойств геометрических фигур;

Формирование умения детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дидактическая игра «Алгоритм»

Дидактическая игра «Хоровод»

Дидактическая игра «Гусеница»

Итоговое мероприятие

Игровая совместная деятельность «В королевстве Фигуроляндия».

Закрепить знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах;

- Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности;

- Развивать внимание, пространственное мышление;

Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.

Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

        Дидактическая игра Что к чему подходит?»

Дидактическая игра «Кто больше?»

проводится без наглядной опоры.

Дидактическая игра «Перепутанные варежки»

Итоговое мероприятие:

интеллектуальный турнир «Умники и умницы»

Развивать логическое мышление.

Выявить уровень развития логического мышления, абстракции, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

Выявить уровень логического мышления, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Математический планшет»

        Игра «Веселый багаж»

Игра «Найди сходства и различия»

Итоговое мероприятие:

игровое занятие

 «Счастливый случай»

Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию, а также развитию творческих способностей

Формировать умение детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление, гибкость ума.

Упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. 

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Где, чья тень?»

Игра «Найди отличия» 

Игра «Что напутал художник»

Итоговое мероприятие

занятие-развлечение

«Шерлок Холмс и мы».

Развитие  умения находить заданные силуэты.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Развитие мышления, внимания.

Развитие мыслительных операций,речи, коммуникативных навыков.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игровое

упражнение«Нарисуй и зачеркни»

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Итоговое мероприятие:

конкурс смекалистых      «Торопись, да не ошибись».

Развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Развитие вниманиямышления и речи.

Выявить уровень логического мышления, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Упражнение  «Поиск закономерностей»

Игра «Найди варианты».

Игра «Волшебники».

Игра «Логические концовки».

Итоговое мероприятие: развлечение

Путешествие по сказке «Три поросенка».

Развивать логическое мышление, сообразительность.

 Развивать логическое мышление, сообразительность.

Развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

 Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Формирование у детей умений решать логические задачи, используя чертеж.

Закрепление умения отгадывать загадки, загадки-шутки, умения классифицирования.

Воспитание интереса к решению логических задач.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра « Выложи узор по схеме»

Игра «Цветы на клумбах».

Игра «Орнамент».

Итоговое мероприятие: интеллектуально-развлекательная программа «Час игр».

Развивать логическое мышление.

Развивать логическое мышление.

Развивать логическое мышление, способность к анализу.

Выявить уровень логического мышления, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

Работа с родителями

Проведение

Содержание работы

Методическое обеспечение

1

октябрь

Диагностика:

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

«Исследование игровой деятельности»

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

2007 г. № 6-8

2

ноябрь

Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника»

Л.И. Сорокина

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

3

декабрь

Памятка для родителей

«Как развивать логическое мышление старших дошкольников»

4

январь

Консультация для родителей на информационном стенде

«Значение логического мышления для развития детей

дошкольного возраста»

Е.В.Сербина «Математика для малышей»

5

февраль

Родительское собрание

«Формирование логического мышления у детей в ДОУ Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений».

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников

6

март

Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

 

Ожидаемые результаты.

Для детей:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраст

Литература:

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.



Предварительный просмотр:

Игровое занятие «Умники и умницы»

в рамках проекта «Играй и развивайся»

в старшей группе компенсирующей направленности ЗПР.

Программное содержание:

• поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием;

• развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание, находчивость, смекалку, настойчивость;

• закреплять знание цифр, геометрических фигур, ориентировку в пространстве и на листе;

• упражнять в умении следовать устной инструкции;

• вызвать у детей чувство радости, удовлетворения от игр развивающего характера.

Материал:

• иллюстрации на фрагменты сказок:  «Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок»;

• искусственный пруд, лилия с задачками;

• карточки с числовыми рядами, три группы игрушек с разным количеством предметов;

• логические паровозики с геометрическими фигурами; карточки «Какая фигура лишняя?», «Геометрический паровоз»;

• веера цифр, простые и цветные карандаши, рабочие листы на каждого ребёнка.

Ход игрового занятия:

Воспитатель:

- Ребята, я рада сегодня приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». Сегодня вы покажете свою смекалку, находчивость, знания. В нашей игре четыре студии: «Математическая», «Экологическая», «Литературная» и «Геометрическая». И начнём мы наши соревнования в студии «Литературная». Возьмите числовые веера. Я буду вам задавать вопросы, а ответы на них вы показываете с помощью веера.

«Литературная студия»

• Сколько козлят съел волк в сказке? (6)

• Сколько гномов приютили Белоснежку? (7)

• Сколько медведей испугали Машу в лесной избушке? (3)

• Сколько животных жило в теремке до прихода Медведя? (5)

"Математическая студия"

Воспитатель:

- Ребята, занимайте места. Перед вами рабочие листы и простые карандаши. Первое задание вы будете отмечать на первом листе, который разделён на три части.

«Какая цифра пропущена на числовом отрезке?»

- На каждом из этих трех числовых отрезков пропущена цифра. В верхней половине листа запишите цифру, которая пропущена на зелёном отрезке, в середине листа запишите цифру, которая пропущена на чёрном отрезке, в нижней части листа запишите цифру, которая пропущена на красном отрезке.

 «Три группы»

- Дети, вы видите игрушки. На сколько групп их можно разделить? (на три: мячи, пирамидки, волчки)

- Сосчитайте количество предметов в каждой группе и обозначьте соответствующей цифрой. Цифры записывайте напротив соответствующего предмета на последней странице рабочего листа. (4 мяча, 5 пирамидок, 6 волчков).

- В какой группе самое большое (самое маленькое) количество предметов?

- Молодцы, ребята. Переходим на Экологическую студию.

«Экологическая студия»

- Нас встречает маленький Лягушонок. Он приготовил для вас задачки-шутки.

1. В феврале во дворе расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько цветов расцвело в феврале? (0)

2. В пруду плавало 7 уток. Три утки нырнули. Сколько уток в пруду? (7)

3. У животного 2 передние ноги и 2 задние, 2 правые ноги и 2 левые. Сколько ног у животного? (4)

4. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 моржей. Сколько птиц, ответь скорей? (5)

5. Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько будет весить курица, когда встанет на две ноги? (2кг)

- Лягушонок, как и вы, ребята, любит играть, поэтому сейчас в нашей игре Музыкальная пауза.

Физкультминутка

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько мячиков у нас. (4)

Сколько здесь волчков весёлых,

Столько выполним наклонов. (6)

Сколько пирамидок есть,

Столько раз нам нужно сесть. (5)

Сколько пальцев на руках,

Столько дружно хлопнем раз. (10)

Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

Будем продолжать играть.

- Переходим на студию «Геометрика», детей встречает Геометрик

- Проходите и занимайте места.  Первое задание.

«Какая фигура лишняя?»

- Рассмотрите карточки с фигурами, определите, какая фигура на наш взгляд, лишняя.

Воспитатель по очереди показывает три карточки. После каждой дети объясняют свой выбор.

«Геометрический поезд»

- Ребята, перед вами поезд. Сосчитайте, сколько в нём геометрических фигур и отметьте количество каждой фигуры соответствующей цифрой.

«Фигуры в вагонах»

- Вагоны перевозят геометрические фигуры.

1. Поезд вёз игрушки (геометрические фигуры). На станции к поезду прицепили ещё вагон с игрушками. Что теперь везёт поезд? Ответ зарисуйте в верхней части рабочего листа.

2. Поезд вёз игрушки (геометрические фигуры). На станции из него выгрузили часть игрушек. Что поезд повёз дальше? Ответ зарисуйте в середине листа.

3. Поезд вёз игрушки (геометрические фигуры). На станции к поезду прицепили ещё вагон с игрушками. Что теперь везёт поезд? Ответ

Геометрик подводит итоги, вместе с воспитателем награждают  шоколадными медалями.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Счастливый случай»

Цель: Формирование познавательной активности и широты кругозора у детей.

Задачи:

• Создать эмоционально – положительный настрой;

• Развивать внимание, речь, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения;

• Развивать смекалку, быстроту реакции, зрительное внимание;

 Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Закрепить прямой и обратный счет;

Закреплять знания о цифрах, геометрических фигурах;

• Упражнять детей в решении задач;

• Закрепить понятие соседи числа;

• Развивать умение самостоятельно делать выводы и умозаключения, добиваясь определенного результата;

• Воспитывать чувство коллективизма и умение сопереживать за успех команды.

Ход игры:

Воспитатель: Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй!

Собрались все дети в круг, слева друг и справа друг.

Все мы дружные ребята          - подают руки друг другу

Мы ребята-дошколята.            - качают руками взад-вперед

Знаем мы, что есть примета,   - указательным пальцем к виску

Всем с утра дарить  приветы.  - воздушный поцелуй

Солнцу красному – привет,    - руки вверх

Небу ясному – привет,            - руки вверх 

Взрослые и малыши, вам привет от всей души!

Пусть всем будет хорошо,      - обнять себя

Будет радостно, светло!          - руки друг другу на поясе

Давайте представим, что сейчас начинается листопад . Мы с вами сочиним музыку падающих листочков. Повторяйте за мной. (Психогимнастическая игра «Падающие листочки»).

- Упало 2 листочка! (отхлопали 2 раза)

- Упало 3 листочка! (отхлопали 3 раза) и т.д.

- Начался сильный листопад! (хлопки вразнобой)

- И вот листопад начал затихать.

- Упало 3 листочка!

- Упало 2 листочка!

- А теперь, ребята, прислушайтесь! Сейчас упадет последний листочек! (один тихий хлопок)

- Ребята! Листопад прекратился и сейчас самое время нам отправиться в путешествие.

Воспитатель: (Приветствие): Давайте создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.

- Протяните вперед руки и соедините их вместе, как лучи солнца.

«Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце.
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца».

- Почувствуйте себя теплым солнечным лучом и поделитесь теплом с друзьями!

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: Итак, ребята, посмотрите, перед нами 3 дорожки

а) Как называются такие линии? (ломаная, прямая, кривая)

б) Как вы думаете, по какой линии на надо пойти, чтобы наш путь был самый короткий? (по прямой)

в) Почему? (так мы быстрее доберемся до места)

Воспитатель: Ребята! А куда мы отправимся, подскажет вот этот конверт. Прочитаем?.

- Итак, ребята, мы приглашены на игру «Счастливый случай». Сегодня мы поиграем в эту игру и посмотрим, какая команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит смекалку и взаимопомощь.

- В игре принимают участие две команды: команда «Знайки», становитесь! Команда «Почемучки», становитесь!

- Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие команд:

- Команда «Знайки»:

«Мы – команда «Знайки».
Соперникам мы шлем привет.
И от души желаем
Знать правильный ответ!»

- Команда «Почемучки»:

«Мы – команда «Почемучки»,
Мы на встречу к вам пришли,
И смекалку, и уменье
Мы с собою принесли!

Воспитатель: В игре 5 геймов.

- Каждая команда за правильный ответ будет получать звезду. В конце игры мы сосчитаем ваши награды и определим победителя.

«А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы-
Отвечать на них не просто!» 

1 гейм. Разминка

- Сколько дней в неделе?

- С какого дня начинается неделя?

- Назовите последовательно дни недели!

- Сколько рабочих дней, выходных?

- Какой сегодня день недели?

- А вчера?

- А завтра будет?

- Какой мы знаем счет? (прямой и обратный)

- Посчитай от 1 до 10, от 3 до 8, от 2 до 9, от 5 до 10.

- Посчитай от 10 до 1.

-  Посчитайте по порядку.

- Молодцы! С разминкой справились все и получаете по звезде.

- Закончился 1 гейм.

(Ребята садятся на места. Играет музыка)

2 гейм. Заморочки из бочки (лото-бочонки)

Капитаны команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий объясняет задание  под этим номером

1задание:Вам нужно собрать фигуру из частей игры «Танграм», игры «Волшебный круг». Приступайте к заданию.

- Молодцы! Справились с заданием получают 2 команды по1 звезде.

2 задание:Дорисуйте фигуры и обозначения их свойств – карандаши.

3задание:Игра «Художник»

В центре стоит дом. Слева от дома озеро. В верхнем левом углу светит солнце.  Спереди дома тянется длинная дорога.  А в левом нижнем углу протекает маленькая речка.

3 гейм. Музыкальный (в кругу)

- А сейчас я приглашаю вас на музыкальную игру.

4гейм. «Рекламная пауза на поляне»

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, на какую поляну мы попали? (цветочную)

Гимнастика для глаз

- Давайте понюхаем аромат этих цветов.

(дыхательное упражнение «Аромат цветов»)

- Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем: «А-ах!»

- Но, цветы эти не простые, а математические. В середине каждого цветка есть своя цифра. Давайте вспомним соседей числа и

сделаем цветы красивыми.Игра «Математические цветки»

- Расскажите о своем цветке:

- Молодцы, ребята, красивая получилась полянка! Получаете по одной звезде.

Воспитатель: И последний, ребята, гейм 5 «Догонялки – блиц – вопросы»

1.Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)

2.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)

3.На березе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько шишек на березе? (ни одной)

4.Что уже: ручей или река?

5.Сколько колес у машины? (4)

6.Сколько сторон у треугольника? (3)

7.Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит, в нем нет ничего)

8.Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? 
(4)

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы поработали очень хорошо!

Вот и закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в игре нашей отличился.

Команды, стройся! Давайте посчитаем звезды у команды «Почемучки» и у команды «Знайки»

- Поровну! Значит, ничья! Победила дружба!

- А сейчас, ребята, подойдите ко мне, давайте завяжем «Узел дружбы» (потянуть ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Воспитатель накрывает их второй ладонью говорит: «Вот какой узел получился! Он поможет нам дружить!»).

- Что для дружбы нужно?

– Сердце!

- Что для сердца нужно?

– Счастье!

- Что для счастья нужно?

- Мир!

Музыка Шаинского «Дружба крепкая»



Предварительный просмотр:

«Путешествие в королевство Фигуроляндия»

в старшей группе компенсирующей направленности ЗПР

Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах; умение сравнивать их;  продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, продолжать учить помнить учебную задачу и выполнять её самостоятельно).

Дети заходят и встают полукругом.

Воспитатель:

Ребята, все посмотрите на меня внимательно. Скажите, какое у меня настроение (радостное, веселое). Правильно, а вы хотите, чтоб и у вас было веселое, радостное настроение? Тогда приготовьте ручки и ловите мое радостное, хорошее настроение.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра “Определи свое место”

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Пока дети играют, раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит, берёт письмо.

Воспитатель:

Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем, что в нём написано:

«Ребята! Я знаю, что вы умные, внимательные, воспитанные, дружные. И поэтому я приглашаю вас в королевство Фигуроляндия, в котором я живу. Вам предстоит нелёгкий и трудный путь. В моем королевстве случилась беда, все фигуры перепутались, прошу вас  навести порядок в этом королевстве.

Желаю вам успеха!

Елена Премудрая»

Воспитатель: Вы согласны? Вы хотите побывать вкоролевстве Фигуроляндия? Предлагаю вам отправиться вкоролевство на ковре-самолете. Занимайте места на нашем волшебном ковре, рассаживайтесь удобнее, пристегните ремни безопасности, закройте глазки и в путь!

(Звучит шум реактивного самолёта, под который дети, сидя на ковре, попадают в королевство).

Воспитатель:

-Открываем глазки. Мы попали с вами в королевство геометрических фигур. (Дети встают с коврика) , детей встречает  Елена Премудрая.

Елена Премудрая: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашем королевстве «Фигуроляндия». Давайте знакомиться с жителями королевства.

Загадки о геометрических фигурах:

1. Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг.)

2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)

3. Четыре угла и четыре сторонки, похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.

(Квадрат.)

Воспитатель - Ребята посмотрите,все фигурки запутались, давайте им поможем,и узнаем, какие фигуры здесь живут.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и помочьфигурам.

Елена Премудрая: Ребята обведите круг - синим, треугольник - красным, прямоугольник - желтым, квадрат - зеленым.

Елена Премудрая просит назвать, какие фигуры изображены на рисунке.

Cосчитать сколько кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников.

Воспитатель - Ребята вы помогли фигурам и они вас встречают.

Воспитатель выставляет на доске домик игеометрические фигуры.

- Давайте сосчитаем сколько этажей в доме.

- Какие фигуры на первом этаже?

- Какие фигуры на втором этаже?

- Какие фигуры на третьем этаже?

- А теперь сосчитаем сколько квартир в доме?

- Какова цвета фигурыживут в первой квартире?

- Какова цвета фигуры живут во второй квартире?

- Какова цвета фигурыживут в третьей квартире?

- Ребята, а какая фигураживет на третьем этаже второй квартире?

Дети отвечают на вопрос воспитателя.

- Ребята, мы узнали где живут геометрические фигуры. И сейчас они предлагают поиграть с ними.

Пальчиковая гимнастика

Раз,два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепим

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем - совсем не сладкий

Раз - подбросим

Два - поймаем

Три - уроним

И " сломаем "

Елена Премудрая:Сейчас мы выполним задание с использованием геометрических фигур.

1. На чистом листе бумаги из геометрических фигур выложите детский сад

Кто построил детский сад посередине листа? Кто вверху? Кто внизу?

2. Выложите елочку

У кого елка находится слева от детского сада? У кого справа? У кого спереди? У кого сзади?У кого елочка высокая,а у кого низкая?

3. Положите солнышко

У кого солнышко справа? У кого слева? У кого маленькое солнышко? У кого большое?

Елена Премудрая: Ребята, вы сегодня успешно справились со всеми заданиями королевской семьи: закрепили знания о геометрических фигурах, научились различать и называть формы предметов, их расположение на листе, большое вам спасибо, мне очень приятно было с вами сотрудничать.

Воспитатель: Мы навели порядок в королевстве геометрических фигур, совершили добрые дела.

И нам теперь пора возвращаться в детский сад.

Возьмитесь за руки, крепко сосчитайте до пяти.

- Вот мы и вернулись в детский сад.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Цели: Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах

Задачи:

• упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник.

• познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с квадратом;

• познакомить с цифрой 3

• закрепить понятия «слева», «справа», «посередине»

• формировать умение детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами : солнце — круг; окно — квадрат; крыша, елочка - треугольник и др.

• формировать представления о порядковом счете

• учить детей составлять образ из геометрических фигур; собирать целое из частей.

Ход:

Организационно-мотивационный момент

Ребята, сегодня не обычный день, посмотрите к нам пришли ваши родители. Предлагаю с ними поздороваться.

В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!

( Дети: встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)

Ребята, мне сегодня позвонила одна девочка Умняшка, которая живет в волшебной стране геометрических фигур. Она приглашает нас к себе в гости. Она слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята и она очень хочет с вами познакомиться.

А вы хотите познакомиться с Умняшкой? Ну что же отправимся в страну геометрических фигур? (ответы детей) Ребята, у меня есть волшебная палочка, возьмем ее с собой, вдруг она нам пригодится.

Основная часть

- Только я забыла волшебные слова, которые нам помогут попасть туда. А вспомнить мне их поможет игра (задаю вопросы, где ответами являются слова: один, много, два, ни одного.)

( Дети берут карточки: с изображением одной точки, двух точек, множества точек, а также пустая карточка. Дети поднимают необходимую карточку в соответствии с ответом.)

Сколько слонов живет у вас дома?

Сколько рук у мамы?

Сколько волос на голове?

Сколько хвостов у кошки?

Сколько крыльев у рыб?

Сколько ртов у нас на лице?

Сколько глаз у коровы?

Сколько листочков на дереве летом? А зимой?

А сейчас какое время года? (осень)

А вот и один листочек к нам залетел. А на нём волшебные слова.

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем, скажем: «Ах!» И окажемся в гостях (выполняют движения по тексту)

Ой, ребята, где мы оказались? (В лесу, в сказке и др.)

Мы оказались в волшебной математической стране, в ее геометрическом лесу

- Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь поудобнее. (дети садятся на палас) И так, слушайте сказку.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?». Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев. (Давайте посчитаем, сколько было деревьев. (2). Потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие). Про какие геометрические фигуры рассказывалось в сказке? (квадрат и прямоугольник). А может кто-то заметил в сказке другие геометрические фигуры? Ответы детей. (солнышко – круг, деревья – треугольники)

А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть в игру

«Найди свой домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Ответы детей: Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показать и разложить в обручи большие фигуры. Затем раздать всем детям по одной геометрической фигуре.)

Я возьму свою волшебную палочку:

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, все фигуры в дом беги! (дети-фигуры забегают в свои обручи).

Ой, ребята, смотрите, фигуры рассыпались, помогите их собрать.

Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру» (разрезные картинки). (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)

- Молодцы ребята! Все справились!

Д/и «Выложи из геометрических фигур»

Посмотрите на прямоугольники. Они все одинакового цвета? (нет) Значит они какие? (разноцветные) Все этажи у нас будут разного цвета. Когда много этажей, как такой дом называется? (многоэтажный)

- первый этаж у нас будет не красный и не зеленый. Какой? (желтый)

- второй этаж – не желтый и не зеленый. Какой? (красный)

- какого цвета будет третий этаж? (зеленый)

Ставим крышу.

Теперь очередь дошла до окон (квадрат).

На первом этаже будет 1 окно. На втором – 2 окна, на третьем – столько же, сколько на первом (1). На каком этаже больше окон? По сколько окон на первом и на третьем этаже? (по 1 окну). А по-другому можно сказать, что их поровну. Повторите.

Сколько домов у нас получилось? (много)

А когда домов много, получается (город, улица).

Поработали, молодцы, теперь немного отдохнем

Физкультминутка

(Карточки со схематичным изображением человека в движении)

Дети изображают фигуру в соответствии с карточкой.

-Ребята, Умняша благодарит вас за помощь и хочет познакомить вас с жителями волшебной страны. (иллюстрации человечков из геометрических фигур). На какие геометрические фигуры похожи жители это страны? Ответы детей (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

Еще, Умняша дарит вам на память маленькие призы: медальки и раскраски с изображением своих жителей, чтобы вы вспоминали о сегодняшней встрече.

-А нам пора возвращаться в детский сад.

Послушайте волшебные слова:

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем

Вокруг себя повернёмся, закроем глаза и в садик вернёмся.

Итог занятия:

Где мы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас получилось лучше всего? В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?



Предварительный просмотр:

Занятия-развлечение

«Шерлок Холмс и мы»

(в рамках проекта «Играй и развивайся)

Цель: создание условие для развития у детей познавательных интересов, формирование стремление ребёнка к размышлению и поиску,

Задачи:

• формировать  познавательную компетенцию воспитанников;

• развивать мыслительные операции, речь, коммуникативные навыки;

Ход мероприятия:

Шерлок Холмс: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да! Вы Шерлок Холмс.

Шерлок Холмс: Правильно! Скажите, а какая профессия связана с загадочными событиями, раскрытием пропажи людей?

Дети: Сыщик, детектив, следователь, полицейский, МЧС.

 

Шерлок Холмс: Какими качествами должен обладать настоящий детектив? 

(ум, внимательность, наблюдательность, находчивость, смекалка, смелость,  логическое мышление, честность, благородство, увидеть незаметное, додумать неизвестное, найти спрятанное, узнать новое, главное умение работать сообща,  и т.д.).

 

Шерлок Холмс: А хотите вы попробовать себя в роли детективов, испытать свои   способности, проявить внимательность и наблюдательность, ведь именно эти качества отличают настоящего детектива. 

Дети: Да!

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

(дети проходят к столу, надевают кепки, перчатки, крепят эмблемы, ). 

Теперь вы настоящие сыщики

 Сегодня вам нужно будет проявить такие свои качества как ум, внимательность, умение работать сообща, увидеть незаметное, додумать неизвестное, найти спрятанное, узнать новое. Ну что, вы согласны? Тогда мы сейчас с вами немного разомнемся:

Разминка.

Сколько:

Пальцев на двух руках? (10)

Дней в неделе? (7)

Из них выходных? (2)

Какое число идёт при счёте девятым?(9)

Глаз и бровей у человека? (по 2)

Сколько хвостов у восьми кошек? (8)

Когда вам исполнится по  семь лет. Что будет дальше? (Пойдёт восьмой).

Сколько лап у одной собаки? (4)

Каким по счету днём недели является суббота? (6)

Пальцев на ноге?(5)

Углов у стола? (4)

Шерлок Холмс: Задание 1. Проверим ваше внимание. Сейчас вам будут представлены улики, а вы должны определить, кто их потерял.

1. Золотой ключик (Буратино)

2. Хрустальная туфелька (Золушка)

3. Пропеллер и банка с вареньем (Карлсон)

4. Круглое изделие из теста (Дед и баба)

5. Шапочка яркого цвета (Красная шапочка)

Задание № 2.

Шерлок Холмс:  распутывая разные сложные загадки,я всегда включал воображение. Это помогало мне сосредоточиться и представить то, что было скрыто в мелких деталях дела. Предлагаю вам тоже немного пофантазировать.

Игра «На что это похоже?».

- У вас на столе лежат карточки с геометрическими фигурами. Придумайте, на что это может быть похоже. Дорисуйте недостающие детали.

Ребята показывают свои рисунки, объясняют, что они нарисовали.

Шерлок Холмс: Замечательно, воображение у вас развито хорошо.

Задание № 3.

Шерлок Холмс:  Любому сыщику важно иметь очень хорошую память. На доске записан ряд чисел. Запомните числа и запишите их на листочке.

- Теперь давайте проверим, сколько цифр вы запомнили цифр. ( 5 8 3 1 0 7)

Задание 3. Найди 8 отличий.

Задание 4. У кого какая тень.

Шерлок Холмс: Молодцы ребята вы очень умные и внимательные, а теперь самое сложное задание для вас. Те, кто сможет выполнить следующее задание, поможет раскрыть мне очень запутанное дело. Но для начала разделитесь на 2 команды, я хочу посмотреть как вы умеете работать сообща, прислушиваться к мнению другого, делать общие выводы.

(Каждой  команде выдается распечатанный рисунок, рассматривая который дети, посовещавшись отвечают на вопросы командой. А также аргументируют почему они так считают)

1. Сколько кошек за забором?

2. Сколько детей смогут надеть эти варежки?

3. Сколько зайцев за кустом?

4. Сколько детей нарядилось в костюм гусеницы?

5. Сколько Змеев Горыночей спряталось за горой?

6.Сколько гусят и сколько циплят спряталось за горой?

Шерлок Холмс: Спасибо ребята , я очень рад встрече с вами.

Итог занятия. Рефлексия.

- Ну что же, вы сегодня справились со всеми заданиями. Я хотел бы узнать, что вам понравилось больше всего.

На доске у нас воображаемая лестница. Каждый из вас возьмет магнит и поставит его на ту ступеньку, где, по его мнению, он в своих возможностях находится. Если было легко выполнять задания, взбирайтесь смело на самый верх. Если испытывали трудности – на среднюю ступеньку становитесь. А кому было трудно или не интересно, пока останьтесь внизу.

- Всем спасибо за работу

Я теперь буду знать, что могу обращаться к вам за помощью. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия работы учителя дефектолога с педагогами.

План поможет Вам разработать взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами, работающими со слабослышащими детьми....

План взаимодействия работы учителя-дефектолога с воспитателями

План взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями на 2014-2015 учебный год...

Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда,учителя – дефектолога и воспитателя

Объяснить молодым специалистам важность совместной работы воспитателя и логопеда в развитии и коррекции  речи детей посещающих коррекционные группы....

Открытое занятие, приуроченное ко дню дефектолога и психолога. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Тема: "Путешествие в волшебный лес"

Цель: Совершенствование представлений детей с ЗПР о природе и животных. Задачи.Развивающие:1. Развитие умение определять характер производить логические связи и необходимое обобщение.2. Развитие ...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Взаимодействие с учителем - дефектологом

Взаимодействие по лексическим темам...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...