Проект "Игры звуками"
методическая разработка

Киселева Анастасия Сергеевна

Практика показывает, что одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками (разработчик идеи является В.Келлер, сподвижник и коллега К.Орфа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Игры звуками"535.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность проекта:

Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу человека, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Воспитание творческой личности, через творческое музицирование, дает возможность приобрести многообразный опыт в связи с музыкой - опыта движения и речи, как основы музыки, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения, творчества и фантазирования, эмоционального самовыражения, опыта переживания музыки, как радости и удовольствия.

Практика показывает, что одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками (разработчик идеи является В.Келлер, сподвижник и коллега К.Орфа).

Одним из методов поддержки познавательной активности, обогащения разного рода положительного музыкального опыта у детей, а также развития у них коммуникативных навыков, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных.

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах:

  • формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества;
  • коллективно-распределительный характер импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому;
  • простота и доступность.

Цель  проекта: сформировать у детей разносторонний опыт звуковых ощущений через исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них, через игру на детских музыкальных и шумовых инструментах.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами и приемами игры на них.
  • Способствовать приобретению разностороннего звукового опыта звуковых ощущений.
  • Учить выразительно использовать деревянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.

Развивающие:

  • Привлечь внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых предметами и музыкальными шумовыми инструментами.
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально-эстетический вкус средствами музыки.
  • Воспитывать желание играть на инструментах, беречь их.
  • Способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.

Тип проекта: исследовательско-творческий

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Сроки проведения: 2018-2023 годы

Предполагаемые результаты проекта: 

  • Дети имеют представление о музыкальных и шумовых  инструментах: возникновении, разнообразии инструментов, способах игры на них.
  • Дети имеют представление о звуковых свойствах различных материалов и предметов из них.
  • У детей повысился уровень развития познавательных, музыкальных и творческих способностей, сформировался навык самостоятельных импровизаций в пении, движении, игре на музыкальных, шумовых инструментах, артикуляция во время пения стала выразительной и четкой.
  • Игра на шумовых инструментах помогла детям преодолеть застенчивость и стать активными участниками создания музыки.

Результаты проекта представлены на праздниках в детском саду в виде отдельных музыкальных номеров: песня-танец «Осенняя шуршалочка» (игра с листочками из полиэтилена), ритмическая игра «Дождик осенний» (игра на мини-барабанах из картонных коробок), танец Бусинок (игра на бусах с бубенцами), танец «Грибочки» (игра на грибочках-маракасах), танец «Ветерков» (дети танцуют с султанчиками, передают звук ветра), танец-игра «Сосульки» (игра на клавесах), ритмическая игра инсценировка «Старый пень» (игра на березовом пне клавесами), песня-танец «Конфетки»(игра на конфетках-маракасах).

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Задачи

Планируемые результаты на каждом этапе проекта

1. Концептуальный

(январь 2018)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её  актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

  • Выбрана тема «Игры звуками».
  • Сформулированы цели, задачи  и планируемые результаты проекта.

2.Подготовительный

(февраль-сентябрь2018 г.)

Подбор методического материала, фонотеки, презентаций, интерактивных игр, стихов к озвучиванию, подбор материала для творческой деятельности.  Разработка  планирования работы над элементарной импровизацией, разработка интегрированных занятий.

  • Разработано перспективное  планирование по теме проекта.
  • Подобраны методический материал, музыкальные произведения к занятиям, стихи к творческой импровизации.
  • Созданы презентации, интерактивные игры к музыкальным занятиям.
  • Обозначены формы работы.
  • Накоплен материал для создания музыкальных, шумовых инструментов.

3.Вводно-диагностический

(сентябрь –декабрь 2018г.)

Организация и проведение диагностического исследования уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей.

  • Мониторинг музыкального и творческого развития детей по

Т.Э. Тютюнниковой.

4. Практический

(2019 г. -2023 г.)

Внедрение различных форм работы по  теме  проекта в образовательное пространство ДОУ. Промежуточный мониторинг с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

  • Выполнение

творческих заданий детьми.

  • Открытые занятия для родителей.
  • Театрализованная деятельность на праздниках, развлечениях.
  • Интегрированные занятия совместно с педагогами ДОУ.
  • Пополнение наглядно-информационного уголка для родителей.
  • Привлечение родителей к созданию и оформлению музыкальной предметно-пространственной образовательной среды.

5. Заключительный

(май 2023 г.)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к  музыке  и музыкально-творческой активности детей.  Мониторинг по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта. Сбор данных по результатам проекта. Выдвижение новых целей.

  •  Презентация проекта на городской стажерской площадке, педагогическом совете ДОУ.  
  • Открытые просмотры музыкальной деятельности.
  • Проведение совместно с педагогами ДОУ и родителями праздников и развлечений, дня здоровья, выставки, творческих конкурсов.

Проект «Игры звуками» включает в себя следующе формы работы:

1. Игры голосом и звучащие жесты. Голос – это «природный инструмент» человека. Голос и артикуляционный аппарат могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров, которые могут быть использованы для различной звуковысотной игры, создания звуковых эффектов: свист, шипение, глиссандирование, шепот, кряхтение, тремоллирование связками, цоканье языком, вдохи, выдохи, возгласы. Звучащие жесты - это движения и мышечные ощущения, «природные инструменты» телесного происхождения (Г. Кельман). К звучащим жестам относятся: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др. Дети всегда с интересом придумывают, импровизируют собственные «звучащие жесты». Ритмичное хлопанье ладонями по ногам передает образ скачущей лошадки. Детям очень нравится проговаривать свое имя сопровождая хлопками. На первоначальном этапе обучения музыке «звучащие жесты» уникальны и незаменимы. Речь, жесты  и музыка должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и как результат- чистота интонирования, выразительность в пении детей. Развиваются детские эмоции, мимика, активность мыслительной деятельности и фантазии.

  1. Исследование звуков окружающего мира дает возможность детям находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Дети учатся слышать музыку в звуках города, природы, а затем их воспроизводят с помощью предметов из различных материалов, шумовых и музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети изучают звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических). Шелест осенних листьев дети воспроизводят из вырезанных из полиэтилена листочков. Когда дети дуют на султанчики, получается звук ветра. С помощью звуков металлофона, колокольчика, треугольника дети изображают танец росинок, катание с горки, звездный дождь, волшебство и т.д.
  2. Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука. С большим удовольствием дети с помощью взрослых создают шумовые инструменты, такие как грибочки-маракасы, вертушки-шумелки, барабаны, мини-барабаны и т.д. Исследуя различные способы получение звука дошкольники приобретают навык игры на инструментах. У детей развивается тембровый и звуковысотный слух. Именно самодельные шумовые инструменты вызывают у детей особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.
  3. Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.  Музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир. Результатом данной деятельности становится яркий музыкальный номер на любом празднике в детском саду. Такие игры-импровизации способствуют развитию музыкальности и ритмичности, развивают внимание, фантазию, умение ориентироваться в пространстве.
  4. Звуковая иллюстрация стихов и сказок. Интерес к музыке, умение слушать музыку развиваются не только  в процессе звучания музыки, сочиненной композитором, но и той музыки, которая создается самими дошкольниками. На занятиях дети с большим интересом «озвучивают» небольшие стихи и сказки, в которых «слышатся» различные звуки. Все эти звуки можно изобразить на музыкальных, шумовых инструментах, голосом и подражательными движениями. Данная деятельность дает возможность познакомить детей с музыкальными инструментами, овладеть различными приёмами извлечения звуков, развивает слуховую память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Проект включает в себя проведение тематических занятий: «Звуки осени», «Деревянные истории», «Белая книга зимы», «Металлическая фантазия», «Стеклянное королевство», «Бумажный карнавал».

Примерное перспективное планирование

Младшая группа

Задачи:

  • Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными и шумовыми инструментами: погремушкой,  дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном, а также их звучанием.
  • Знакомить детей со звуками предметов.
  • Способствовать развитию музыкальных способностей детей.
  • Учить детей подыгрывать на детских музыкальных и шумовых инструментах.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Месяц

Музыкальная деятельность

Сентябрь

Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики»

Музыкально-ритмическая и дыхательная игра «Осенние ветерки» М.Мишакова (дети создают звук ветра, дуя на султанчики)

Октябрь

Танец с грибочками-маракасами «Грибная шумелочка» М. Мишакова

Ноябрь

«Игра на колокольчиках» М.Ю. Картушина

Декабрь

«Серебрянные палочки»  А. Чугайкина (клавесы обернутые в серебристу бумагу «сосульки»)

Игра «Бубен» музыка М. Красева

Январь

Музыкальная игра  «Зайцы и музыкант» М.Ю.Картушина

Февраль

Игра-догонялка «Дудочка» М.Ю. Картушина

Март

«Танец с погремушками» М.Ю. Картушина

Апрель

Музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического слуха «Веселые дудочки»

Май

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового и динамического слуха «Узнай свой инструмент»

Июнь

Оркестр жестов «Трататушки» М.Ю. Картушина

Июль

Ритмические игры «Эхо», «Цапки» М.Ю. Картушина

Август

Подыгрывание на детских музыкальных и шумовых инструментах народные мелодии

Средняя группа

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с приемами игры на детских музыкальных и шумовых инструментах.
  • Знакомить детей со звуками вокруг нас, звуками природы.
  • Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
  • Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Месяц

Музыкальная деятельность

Сентябрь

Музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического слуха «Сыграй, как я»

Звучащие жесты «Мишкин оркестр» М.Ю. Картушина

Октябрь

Ритмический оркестр «Музыкальные орешки» (игра на грецких орехах)

Танец-игра «Осенние шуршалочки» О. Воеводина (звуки полиэтиленовых осенних листочков)

Ноябрь

Игра на звучащих шкатулках «Подарочки для мамочки»О.Воеводина

Декабрь

Пеня-танец  «Конфетки» О. Воеводина (игра на конфетках-маракасах)

Танец «Бусинки» со звенящими бусами

Январь

Речевая игра с барабаном «Тише мыши» М.Ю. Картушина

Февраль

Оркестр «Мамочку повеселим» Л. Некрасова

Март

Танец с ложками «Тук, тук ложечки»

Апрель

Оркестр «Весенняя пробуждалочка» О.Воеводина

Май

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового и динамического слуха «Угадай, на чем играю»

Июнь

Музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического слуха «Петушок, курочка и цыпленок»

Музыкальная игра жестами «Ели весело живётся»

Июль

Игра на клавесах «Палочки-стучалочки» А.С. Киселева

Август

Подыгрывание на детских музыкальных и шумовых инструментах народные мелодии

Старшая группа

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей со звуками вокруг нас, со звуками природы.
  • Формировать навык игру в оркестре, индивидуально, группами.
  • Учить детей играть на детских музыкальных и шумовых  инструментах.
  • Развивать музыкальные способности.
  • Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Месяц

Музыкальная деятельность

Сентябрь

Игра «Посидим, помолчим, послушаем» А.Г. Гогоберидзе

Ритмическая игра «Прохлопай и назови свое имя» Т.Э. Тютюнникова

Октябрь

Музыкально-ритмическая игра на мини-барабанах «Дождик стучит» М.Басова

Оркестр деревянных ложек «Старый пень» О. Воеводина (игра персонажей на пне клавесами)

Ноябрь

 Оркестр «Наш оркестр» Н.Б. Караваевой

Декабрь

Музыкально - ритмическая игра «Зимний лес» Т.Э. Тютюнникова

Танец-игра «Снежинки-хрустинки» О.Воеводиной (со снежинками вырезанных из пакетов)

Январь

Озвучивание сказки-шумелки «Лиса и рыба» Е.Железнова

Февраль

Игра на барабане «Парад» под «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского

Танец с ложками «Для бабулечки моей» О.Воеводина

Март

Оркестр полька «Трик-трак» И.Штраус

Апрель

Оркестр «Весенняя полечка» Л. Олифирова

Май

Игра на кастаньетах «Сидит белка» М.Ю. Картушина

Июнь

Озвучивание стихотворения «Рассвет»

Июль

Озвучивание стихотворения «Утренние звуки» Э.Фарджен

Август

Оркестр «Кукушкин вальс» Ч. Остен

Подготовительная к школе группа

Задачи:

  • Учить играть на металлофоне, ударных и шумовых инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, треугольниках.
  • Учить детей исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
  • Учить детей изготавливать совместно со взрослыми шумовые инструменты из бытовых предметов.
  • Привлекать внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых различными предметами и музыкальными инструментами.
  • Учить выразительно использовать звуки, соотносить образ и исполнительский прием.
  • Развивать музыкальные и творческие способности.

Месяц

Музыкальная деятельность

Сентябрь

Озвучивание стихотворения «Игрушки» В. Степанова

Ритмичное декламирование текста «Палочка-стукалочка»  и сопровождение его различными движениями клавес (импровизации детей)

Октябрь

 Изготовление грибочков-маракасов, вертушек-шумелок.

Ноябрь

 Конкурс «Инструмент своими руками»

Озвучивание стихотворения «Аквариум» (импровизации детей), слушание «Аквариум» К. Сен-Санса

Декабрь

Оркестр «Зимние забавы»

Январь

Оркестр «Чайная полька» латышская народная мелодия

Февраль

Танец с помпонами «Салют для мамы» музыка О. Воеводиной, движения

А. Киселевой

Март

Игра на деревянных ложках «Оладушки у бабушки» О. Воеводина

Апрель

Оркестр под «Вальс-шутка» Д. Шостаковича

Май

Оркестр на выпускной бал под «Весенний вальс» Ф.Шопена

Июнь

Озвучивание стихотворения «Две тучки»  В. Белозерова

Июль

Детская песенка «Мы веселые мышата» (сопровождается различными бумажными «шуршалками»)

Август

Оркестр «Есть часы во всех домах» музыка А.Островского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...