Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема «Что в имени моем таится?» подготовительная к школе группа (6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Старикова Татьяна Петровна

Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_imeni_moem_taitsya_-_kopiya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Тема «Что в имени моем таится?»

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Воспитатель МКДОУ

«Детский сад «Теремок»

Старикова Татьяна Петровна

Программное содержание:

Цель: развитие любознательности и потребности в приобретении новых знаний, приобщении к познавательным беседам.

Задачи:

 образовательные: 

формировать представления об образовании  русских имён, о значении имени для человека, с понятием «тезка»; раскрыть детям значение их имен; 

продолжать знакомить детей с культурой и традициями своего народа.

 развивающие: 

развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам;

развивать навыки вежливого обращения к окружающим.

 воспитательные: 

воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей;

воспитывать чувство самоуважения

Предварительная работа:

  • Разучивание танца под «Московскую кадриль».
  • Отгадывание загадок о человеке, о частях тела.
  • Беседы с детьми об именах их близких: мам, пап, дедушек, бабушек…
  • Игра в настольно-печатную игру «Я и мое тело».
  • Рассматривание детьми своей внешности в зеркале.
  •  Словесные игры на образование слов при помощи суффиксов -еньк-, -ок-, -ек-.
  • Работа с семьей: детям узнать у своих родителей, почему им дали такие  имена.

Предметно-пространственная среда:

  • Компьютерная презентация на тему: «Что в имени твоем таится?».
  •  Аудиозапись : песня «Московская кадриль».
  •  Три цветка разного размера с рисунками: младенец, школьник и взрослого человека.
  • Открытки по количеству детей. На открытках фотографии присутствующих детей, их именами и  расшифровка значения имен, стихотворение об их именах.
  • Изображение веселого смайлика.

Материал:

презентация, материал для продуктивной деятельности, три цветка разного размера, смайлик

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы,

самообслуживание и элементарный бытовой труд,

изобразительная, двигательная.

Используемые современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированные;
  • игровые;
  • проблемные;
  • технология организации совместной деятельности;
  • ИКТ.

Ожидаемый результат:

- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в коммуникативной деятельности;

- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно экспериментировать при составлении имен;

- ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Пути достижения цели:

Воспитатель: - Ребята, попрошу вас быть внимательными, послушать загадку и отгадать ее.          

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у внучки есть,

И у кошки есть,

А чтобы его узнать,

Надо вслух сказать. (Имя)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это имя.  Ведь имя есть у всех людей. Каждый имеет право на имя. Как вы думаете, ребята,  зачем человеку имя? (Без имени  трудно общаться друг с другом, понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях)

 

Представимся нашим гостям, но не обычным способом, а пусть в этом нам поможет чудо. Вы верите в чудеса?

( Дети закрашивают листы бумаги, на которых написаны воском имена)

Воспитатель: (показ презентации)

1 слайд: - Ребята, а вы знаете, как раньше на Руси давали имена. 

2слайд: - Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода.

3 слайд, 4 слайд: - Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные добрые пожелания.

5 слайд: - Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, умей пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять".

6 слайд: - Девочке желали: "Будь, как мать, приветливой, скромной,  мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

Воспитатель:

7 слайд:  - Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными,  мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня -  значит добрый, делающий добро; Любомир - что значит любящий мир; Людмила обозначает милая людям. Если ребенок был долгожданным, его называли Ждан. Забавному давали имя Забава. К древнерусским именам относятся и такие имена как: Надежда, Вера, Любовь.

8 слайд: Также  давались числовые имена: родился первый ребенок, его называли: девочку - Перва, мальчика - Первой. Родился второй ребенок, называли Второй или Вторак. Как вы думаете, как называли ребенка, родившегося третьим? (Третьяк, Третий) А того, кто родился четвертым, как - бы вы назвали? (Четверть, Четвертак…)

Воспитатель:

9 слайд: - Давали имена детям и по внешним признакам. Ребенка  с черными волосами называли: Черный, Чернавка. Родился ребенок очень маленьким, значит носить ему имя - Малый.

10 слайд: Обращали внимание и на характер детей. Любящего смеяться называли Смеян, доброго - Добр, храброго -  Храбр, умного - Умник.

11 слайд: А  как вы думаете, в какое время родился ребенок по имени: Зим, Весень, Мороз? (Ответы детей)

- Вот какие имена давали детям на Руси. А всех людей на Руси называли – Русичи.

Воспитатель: - Имя есть не только у человека. Сказочные герои имеют свои имена. Они помогают нам угадать характер того, о ком идет речь, рассказывают, что он умеет делать или как он выглядит.

12 слайд: Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей.

13слайд:- В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

14 слайд: - В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, ростом всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

15 слайд: - Девочка, беленькая, как снежок, и сама вся из снега сделана… (Снегурочка)

16 слайд: - Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке. Они приходят к нему и жалуются, что у них все болит?  (Айболит)

17 слайд: - Мальчик из Цветочного города коротышек, который ничего не знает…(Незнайка)

18 слайд: - В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

19 слайд: - Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой) 

20 слайд: - Добрый, чудесный мальчик – маленький, как пальчик мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-пальчик)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно расшифровали имена сказочных героев.

Воспитатель: Про имена существует много стихов, песен и даже танцев. Я приглашаю вас на «Московскую кадриль».

Воспитатель: Ребята,  какие имена вы сейчас услышали и запомнили из песни «Московская кадриль»? (Ответы детей)

Воспитатель:

21 слайд:  - Ребята, а знаете ли вы, почему вас назвали такими именами? (Ответы детей)

Если вас назвали в честь кого-то, то это проявление уважения к этому человеку. Мама и папа ждали вашего рождения, готовились к нему. Выбирали вам имя. Это очень трудно, потому что имен много, а выбрать надо только одно.

Ведь имя  сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Оно награждает человека и разными отличительными чертами характера. Каждое имя имеет свою тайну, свое значение. Хотите узнать, что обозначает ваше имя?

Презентация

Воспитатель: - Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют «тезки».

Воспитатель: Вот и разгадали мы тайну ваших имен. У вас у всех очень красивые имена, и мне кажется, что они вам подходят.

К сожалению, иногда я слышу, как вы называете друг друга по имени грубо, некрасиво: Дашка, Машка, Вовка. Как вы думаете, это культурная форма обращения по  имени? Вам нравится, когда вас так называют?

Воспитатель: Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный. Давайте мы вместе потренируемся в вежливости и воспитанности, поиграем в игру «Культурное приветствие».

Воспитатель:  Ребята, называя чье-либо имя, можно узнать большое количество информации. Как вы думаете, что? По имени мы узнаем о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.  А знаете ли вы, что ваше имя растет вместе с вами?

Словесная игра «Как растет мое имя».

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на цветы. Что вы видите в середине каждого цветка?  Чем отличаются цветы? 

Воспитатель:  Хотите увидеть, как растет имя? Когда я была совсем маленькой, меня называли: «Танечка» (воспитатель показывает детям маленький цветочек), в детском саду и школе меня называли «Таня» (показывает цветок средней величины), а когда я стала взрослой (показ большого цветка), меня стали называть «Татьяна Петровна». Вот как выросло мое имя!

А теперь вы попробуйте  вырастить  свое имя: передавайте маленький цветок друг другу и начинайте свою фразу с таких слов: «Когда я была (был) маленькой (маленьким)  меня называли…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт).

Теперь передаем цветок среднего размера и начинаем свою фразу так: «Когда я подросла (подрос), меня стали называть…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт над цветком маленького размера).

Передаем самый большой цветок и говорим: «Когда я повзрослею, меня будут называть…» (Дети называют свое имя и отчество.) (Цветок самого большого размера помещают над цветком среднего размера.)

Вот как выросло ваше имя, а вместе с ним вырос и цветок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, верна ли поговорка: "Не имя красит человека, а человек имя"?

Воспитатель: Я согласна с вами, что люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы при упоминании его имени,  окружающие люди сразу вспоминали  о хорошем, добром…

Как меня зовут, я знаю

Имя ………….. называю

При знакомстве и в игре,

На прогулке во дворе.

Имя ……………позывной,

И оно всегда со мной.

Своим именем горжусь!

От него не откажусь!

Когда вы придете домой, обязательно расскажите своим родителям, что в каждом имени есть тайна. А чтобы вы не забывали, что обозначают ваши имена, я приготовила вам именные открытки. Возьмите их и помните, какая тайна заключена в ваших именах,  гордитесь своими именами.

Продуктивная деятельность : «Укрась свое имя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»

Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - рисование на воде на тему: «В лесу родилась елочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эбру – рисование по воде» на тему: «Золотые рыбки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (по образовательной области «социально-коммуникативное развитие») «В стране дорожного движения»

Конспект НОД с детьми по социально-коммуникативному развитию     «В стране дорожного движения». Цель: Повторить и закрепить правила дорожного движения с детьми ста...