Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ СНЕГА"
статья

Одним из наиболее любимых и интересных для ребенка занятий является конструирование, особенно нравится детям зимой сооружать постройки из снега и их обыгрывать.  В статье приведен пример организации работы с дошкольниками в Снежном городке с Эколятами. Предложенные задания способствуют  решению задач экологического, физического и трудового воспитания детей, а также развитию физических качеств и конструктивных способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_konstruirovanie_iz_snega.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ СНЕГА

Одним из наиболее любимых и интересных для ребенка занятий является конструирование, которое позволяет ему творить свой собственный уникальный мир. Основная цель конструирования заключается в совершенствовании технических и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности дошкольника. Конструктивная деятельность важна в развитии психических процессов, речи и умственных способностей ребенка, так как в процессе неё ребенок легко усваивает знания, умения и навыки. У него развиваются пространственное и образное мышление.  Данный вид деятельности формирует у детей такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность. Игры с различными видами конструкторов способствуют  развитию мелкой моторики и глазомера дошкольников. Самое главное конструирование предоставляет большие возможности для воображения, фантазии и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Зима – одно из самых прекрасных времён года, когда на участках детского сада появляются интересные снежные постройки и сказочные персонажи, что очень радует детей. Создавая и украшая фигуры из снега, у ребят развивались трудовые умения и навыки, эстетические чувства, воспитывалось бережное отношение к результатам коллективного труда. Помогая расчищать от снега дорожки, игровые площадки, скамейки и столы, дети учились проявлять заботу о сверстниках, оказывать помощь взрослым. 

В феврале 2022 года в рамках участия в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок Эколят»,  детьми и их родителями был построен на спортивной площадке, находящейся на территории детского сада «Снежный городок Эколят» (имеется диплом II место, протокол № 210 от 16.02.2022). Целью его появления являлось создание предметно-развивающей среды на участке детского сада в зимнее время, как системы условий, обеспечивающей полноту развития детской деятельности и детской личности в условиях ФГОС ДО. В процессе сооружения Снежного городка были решены следующие задачи:

- формирование  экологической культуры у дошкольников, их знакомство с героями снежного городка – Эколятами;

- обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе; 

 - воспитание бережного отношения к своему труду, труду родителей и своих друзей, а также эстетическое восприятие снежных и ледяных построек.

Снежный городок посещали дети всех возрастных групп, так как все постройки безопасны, интересны для детей дошкольного возраста. Тема «Лесные жители в гостях у ребят» выбрана не случайно, так как фигуры диких животных из снега сопровождали детей по всем объектам городка. Эколята помогали ребятам подружиться с природой, понять и полюбить её. Вылепленные из снега друзья природы создали для детей настоящую исследовательскую лабораторию, в которой можно проводить разнообразную работу с дошкольниками в зависимости от их возрастных особенностей в процессе наблюдения за объектами неживой и живой природы, экспериментирования,  выполнения физических упражнений и изобразительной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРОЕК:

Название объекта

Функциональность

1

лабиринт

упражнения в различных видах ходьбы

2

тоннель

подлезание под обручи

3

разноцветные щиты, «ёжик»

метание в цель (снежков, колец)

4

переправа

упражнение в равновесии при ходьбе через гимнастические палки, перелезания, перепрыгивание

5

«ёлочки»

ходьба «змейкой» между объектами (их количественный и порядковый счет)

6

горка

поднятие по ступенькам

Находясь в снежном городке, дети активно принимали участие в природоохранной и экологической деятельности. 

Предлагаем вашему вниманию один из вариантов организации работы в Снежном городе: детей знакомили с сюжетом сказки, в которой колдунья Слякоть замуровала в снежном плену всех героев Эколят (поэтому они и были нарисованы на снегу в Снежном городке). Для того чтобы их спасти, дошкольники должны были преодолеть ряд препятствий: пройти через лабиринт, выбрав правильное угощение для медведя, лисицы, зайца. В конце лабиринта дети находили мешочек с хлебными крошками и насыпали их в кормушку для подкормки птиц. Затем дети попадали в тоннель, преодолеть который они могли, назвав правильно жилища диких животных. На переправе, ведущей к щитам для метания снежков, ребята вспоминали правила поведения в лесу (только тогда они получали  право перешагнуть через препятствие). Бросая снежки в цель, и нанизывая кольца на животик ежа, дети вспоминали всех лесных жителей, отгадывая загадки о них. Далее ребятам предстояло выбрать из муляжей грибов только те, которые растут в еловом лесу и пройти между елочек змейкой, посчитав их количество. После выполнения этого задания появлялись куклы, изображающие всех героев Эколят, которые благодарили детей за оказанную помощь в их спасении и предлагали им всем вместе покататься на ледянках с горки. 

Исследовательская деятельность в Снежном городке была организована следующим образом: озорной Шалун, который любит прыгать по высоким сугробам, вместе с детьми снегомером измерял глубину снега. Весёлая Ёлочка помогала ребятам определить температуру воздуха с помощью термометра и изучить такие понятия: «холодно», «тепло», «морозно» и др. Тихоня при помощи вертушек определял с ребятами  наличие и силу ветра. Умница через лупы рассматривала с дошкольниками снежинки, зарисовывая их форму и строение. Вместе со всеми героями дети изготавливали цветные льдинки, замораживая воду в формочках с изображением насекомых, рыб, птиц, зверей. Снежный городок вызывал у ребят много положительных эмоцийжелание идти на прогулку, чтобы навестить своих сказочных героев. Снежные постройки способствовали не только физическому развитию детей, но и отличному эмоциональному настрою на двигательную активность во время прогулки. Ребята с удовольствием обыгрывали свои постройки, которые не только вносили разнообразие в детские игры, но и развивали их художественный вкус.

             Таким образом, в процессе изготовления построек из снега и их обыгрывания  можно решать задачи экологического и трудового воспитания детей, повышения их двигательной активности, развитие физических качеств и конструктивных способностей дошкольников, а также умения работать в коллективе.

Список источников

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. - Челябинск: ООО «Абрис-принт», 2013. – 154 с.

2. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Содержание Программы "От рождения до школы" в образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических качеств;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Потребность в движении, которую испытывают все дети, и называется двигательной активностью. Ее удовлетворение очень важно для развития ребенка, а также для его воспитания. Движение - это жизненная необходимость каждого человека, и, главным образом, благодаря движению, с самого раннего детства формируются все функции и системы организма человека.
Важно обеспечивать развитие двигательной активности детей на прогулке, особенно зимой, способствующей улучшению моторики у ребенка, а также правильному формированию всех систем и органов. Прогулки вообще являются главным способом развития двигательной активности у детей. В дошкольном возрасте у них формируются основные двигательные навыки, такие как: ходьба и бег, лазание, метание и прыжки. Если ребенок недостаточно развит в некоторых компонентах, это будет тормозить его двигательную активность и способность усваивать новые двигательные действия. Поэтому прогулки, которые проводятся в ДОУ, должны быть тщательно спланированы. Большую помощь в этом оказывают и наши родители, которые обладают яркой фантазией и творчеством, и строят чудесные снежные постройки для развития двигательной активности детей. Сооружения тщательно продумываются, что и для какой цели будет служить, ярко оформляются, родители щедро используют для этой цели: ленточки, ткани, шерстяные нитки, цветные льдинки, салфетки, бросовый материал, краски (украшенный участок, сам по себе, вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку).
Представляю снежные постройки:
- для ползания, лазания, подлезания, сюжетно-ролевых игр:
«Лодка», «Лабиринт», «Паровозик» и др.

-для сюжетно-ролевых игр, прыжков, ходьбы, метания:
«Кораблик»,

для сюжетно-ролевых игр, бега, ходьбы (прямо и боком), ползания, лазания:
«Крепость» (также около этих крупных построек хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от «Лодки» к «Крепости»);

- для  прыжков, для украшения площадки:
«Цветные льдинки»,

ВСТАВИТЬ СКАЗКУ про ЭКОЛЯТ

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки. 1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект. 2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится. 3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас. 4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления. 5. 5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца). 6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Зимой на участке можно построить снежные скульптуры, которые будут служить  средствами, помогающими развивать двигательную активность детей. Длительное  пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается  двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных  игр и упражнений. К строительству снежных скульптур можно привлечь родителей воспитанников. Дети  старшего возраста могут тоже стать полноправными помощниками.  Легче лепить скульптуры, когда снег мокрый. В этом случае необходимо  ориентироваться на погодные условия (оттепель). Но, к сожалению, зимой это бывает  очень редко. Если же погода морозная, снег в таком случае бывает рассыпчатый и лёгкий. Можно  использовать приём «накапливания» снега. Каким образом можно копить снег?  Сгребать снег в кучи. В кучах от воздействия перепадов температур он будет  утрамбовываться, слёживаться. Можно использовать приём – утрамбовывания снега с  помощью постукивания кучи со всех сторон лопатой.  Затем можно перейти к процессу «оживления» снежных куч. Для строительства  понадобится вода. Фигуры надо строить из «снежного» теста. Воду можно выносить в вёдрах. Лучше наливать по половине ведра, так как в вёдра необходимо накладывать  снег в больших количествах (снег от соприкосновения с водой будет таять и его  понадобится много).  Размер фигур будет зависеть от количества снега, т.е. от погодных условий. Чем больше снега, тем фигуры будут крупнее и выше. И наоборот.  Можно сразу продумать, для чего послужит та или иная скульптура. Главная задача  совершенствовать двигательную деятельность во время зимних  прогулок. Значит, надо вспомнить, какие основные виды движений по программе дети  должны научиться выполнять.  В младшем дошкольном возрасте  это метание в горизонтальную и вертикальную цель,  подлезание, перешагивание через препятствия… Готовые снежные фигуры надо украсить. Раскрашивать красками нет смысла  у детей  от соприкосновения будет пачкаться одежда. Идея  использовать бросовый материал и цветные кусочки ткани. Ткань легко намочить водой и в морозную погоду прислонить к  поверхности снежных фигур. Кусочек ткани прилипнет. Фигура станет выразительнее,  ярче. Творчество на этом этапе только приветствуется.

Из снега можно слепить фигуры животных (черепаху, змею, медведя и пр.) и персонажи из сказок. Снежное «тесто» готовят так: в таз насыпают снег, заливают водой и перемешивают. На руки обязательно сначала надевают шерстяные перчатки, сверху резиновые и начинают лепить, как из глины. Фигурки раскрашивают разведенной гуашью, разноцветными лентами или тканевыми лоскутами. Можно с помощью снега вылепить целые сюжетные площадки: «Уголок Севера», «Лесное озеро», «Новогодняя сказка» и т.д.

       Консультация для родителей Когда на улице снег Помните в детстве это радостное возбуждение, когда,  проснувшись, вдруг  обнаруживаешь, что все вокруг белым  бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети  получали удовольствие от зимы, поэтому как можно  раньше  объясните им, что если  выпал снег, это вовсе не означает, что они должны  оставаться дома  — но, конечно,  для прогулок у них должна быть подходящая верхняя  одежда, чтобы они не замерзали  и всегда оставались сухими. Катание с ледяной горки и на санках Санки и снег так же неразделимы, как мороженое и вафельный  стаканчик. Придумайте  разные забавные способы катания. Кататься с горки можно не только на санках  – для этой цели прекрасно подходят,  например, шины от автомобилей, очень хорошо скользит  с горы, позволяя  развивать  приличную скорость, кусок линолеума. А еще можно сделать своеобразный тобогган. Для этого  нужно взять большой кусок  картона и разрезать его таким образом, чтобы  оставалось достаточно много места для  сидения, передний конец приподнять и завернуть, чтобы ребенку можно было  ухватиться за него. Это совсем легонькие «санки», и  ребенку с приятелями не составит  труда отнести их до ближайшей горки, где они смогут по  очереди покататься. А когда  эти санки или дети промокнут так сильно, что уже нельзя будет  кататься, «тобогган»  можно отправить в ближайший мусорный бачок и со  свободными руками весело  бежать домой, играя в снежки.

Ангелы Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не  играл бы в снежного ангела.  Покажите ребенку, как надо упереться в зем лю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит  малыша, и его одежда будет белоснежно  ангельской, а руки станут похожи на крылья.  Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив  его  «ангельскую» форму. 

Снежные создания Лепить снеговиков  — это обычное дело. А вот делаете ли вы снегурочек,  маленьких  снеговичков, снежных собак, котов или черепах? Этим  хорошо заняться, если в  творческом процессе участвует несколько человек, вот  тогда можно вылепить снежное  семейство или целый зоопарк снежных обитателей. Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще  больше восхищались вашим  творением, то принарядите ваших снеговиков.  Снежные скульптуры Из снега можно вылепить не только снеговиков. Под скажите вашему ребенку, что снег  такой же материал для лепки, как и глина, который  можно использовать для создания  разных существ и предметов. С помощью кухонных формочек, пластиковых коробочек  от продуктов и горшочков  всех размеров можно вылепить формы ра зной конфигурации, потом скрепить их.  Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между  собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются  самые различные скульптуры.  Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения  «снежным клеем», то есть обрызгивая их водой. Если  снег пушистый и рассыпается,  дети могут добавить к нему воды или положить  сделанные формочки в морозильник  на несколько часов, чтобы дать им затвердеть. Снежное искусство Иногда зимние дни п росто великолепны, но порой бывают холодными и  мрачными,  тогда совсем не хочется долго гулять на улице. Вместо  этого пусть ваш ребенок сам  создаст более теплый и сухой снежный пейзаж дома.  Здесь есть две возможности. Можно нарисовать зимний пейзаж. Разлома йте плотную коричневую коробку от  обуви, ее дно вполне подойдет для рисования. Потом  пусть малыш украсит темный  фон нарисованной сценки маленькими кусочками ваты,  их сначала надо обмакнуть в  муку, а потом нанести на рисунок. Еще лучше будет  приклеить кусоч ки ваты к  рисунку. Но можно заняться и объемным творчеством. Покройте  стол газетой или какой  то  материей, чтобы защитить его поверхность от “снега”, и  достаньте блестящий металлический поднос. Пусть малыш сделает на нем горы из глины, из теста для игр  или  пластилина. Предложите ему воздвигнуть горы  различной формы  – высокие,  узкие и невысокие, приземистые. Когда горная цепь  будет готова, дайте ребенку клей,  чтобы он обрызгал им вершины, а потом посыпал их  солью. Одну горку можно  посыпать не солью, а сахаром , а еще какую  нибудь мукой. В конце творческого  процесса можете обсудить, какие горки белее и  выглядят более “снежными”. Снежные краски Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите  полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красител я. Дайте ребенку несколько  таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая  краски на снег или наполняя им  стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого  можно делать шарики,  разные фигурки или снеговичков. Это очень удобный момент познакомить реб енка с особенностями цветовой гаммы.  Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками,  и пусть он выльет половину  Новый снег, пушистый, белый, С ним что хочешь, то и делай… Собери скорее в горсть И снежок подальше брось, Не лижи его украдкой, А копай своей лопаткой И на санках сверху вниз С белой горки прокатись. Протопчи в снегу дорожку, Обгони на лыжах кошку, Смастери снеговика, Вот и все дела — пока… Александрова З. *****


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»   Основными достижениями раннего детства, которые определяют раз...

План самообразования по театрализации.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

План самообразования на год для воспитателя детского сада.Используется при работе с детьми дошкольного возраста. Данное самообразование направленно на развитие речи детей дошкольного возраста посредст...