Музыкально-оздоровительный проект «Поём, здоровеньким растём»
проект

Мютюшенко Лариса Геннадьевна

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
г. Назарово Красноярского края

Музыкально-оздоровительный проект

«Поём, здоровеньким растём»

для детей старшего дошкольного возраста

Проект подготовлен:

 Мютюшенко Ларисой Геннадьевной

музыкальным руководителем высшей квалификационной категорией

на 2021-2022 учебный год

Актуальность                          

 «Болезненный дух врачует песнопенье»    Е. А. Баратынский

    Не секрет, что плохая экология вызывает всё чаще у людей ухудшение здоровья, нервозные состояния, плохое настроение и утомляемость.  

   По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети - это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе - это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.

   Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.

   Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм.

    Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.

   Регулярные занятия снижают риск простудных заболеваний гортани. Диафрагмальное дыхание обеспечивает естественный массаж желудочно-кишечного тракта и органов малого таза, в результате чего нормализуется пищеварение. Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов.

   Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления.

    Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.  Вокальные занятия являются также профилактикой простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи.

   Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.

Всё это лишний раз подтверждает то, что нам, педагогам музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к пению и к музыке, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

Цель проекта: создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта:  

Образовательные:

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников,  связную речь и ее грамматический строй;
  • Формировать начала музыкальной культуры;
  • Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками  и взрослыми;
  • Создавать предметно - развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
  • Обучать умению использовать приобретённые навыки на практике.

Воспитательные:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных  психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и др. учреждениях города;
  • Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.

Оздоровительные:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма;
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки;
  • Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.

Речевые:

  • Воспитывать умение изменять интонацию и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства;
  • Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
  • Формировать чёткую и правильную дикцию;
  • Пополнять словарный запас, образность речи;
  • Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования( гласных и согласных).

Ожидаемые результаты:

  • Повысится уровень развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • Сформируется стабильное эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  • Повысится уровень речевого развития;
  • Снизится уровень заболеваемости;
  • Стабилизируется физическая и умственная работоспособность;
  • Повысятся адаптивные возможности детского организма;
  • Пополнится предметно - развивающая среда, тем самым создадутся условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
  • Повысится самооценка воспитанников, уверенность в себе.

Вид  проекта:

        По направленности: Музыкально - оздоровительный;

        По продолжительности: Долгосрочный;

        По количеству участников:  Коллективный.

Этапы работы над проектом:

1 этап Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

2 этап Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.

3 этап Практический  

-Перспективное планирование музыкальной НОД с учетом результатов диагностики.

-Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений.

4 этап Обобщающий  

Исследование результатов практической деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки:

 - Поднимают настроение;

- Задают позитивный тон к  восприятию окружающего мира;

- Улучшают эмоциональный климат на занятии;

- Подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика:

-Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;  

 -Способствует восстановлению центральной нервной системы;

- Улучшает дренажную функцию бронхов;

 -Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;

Артикуляционная гимнастика:

- Способствует тренировке мышц речевого аппарата;

- Ориентированию в пространстве;  

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

 - Укрепляют голосовые связки;

 - Способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей;

 - Стимулируют гортанно-глоточный аппарат;

 - Стимулируют деятельность головного мозга;

Игровой массаж:

 - Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;

 - Нормализует вегетососудистый тонус;

 - Нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз;

Пальчиковые игры:

- Развивают речь ребёнка;

- Развивают двигательные качества;

- Повышают координационные  способности пальцев рук;

- Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;

- Формируют образно-ассоциативное мышление;  

Речевые игры:

- Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;

- Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки Музыкотерапия;

- Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности;

- Слушание правильно подобранной музыки;

- Повышает иммунитет;

- Снимает напряжение  и раздражительность;

- Уменьшает  головную и мышечную боль;

- Восстанавливает спокойное дыхание.  

        Взаимодействие

                                                                                             с родителями  

НОД                                                                                   Совместная

                                                                                                                              музыкальная

                                                                                                                               деятельность

                                                                                                                                   взрослого и ребёнка

Основные

направления

        Интеграция с другими                                                работы с детьми

          образовательными

                областями          

Самостоятельная  

деятельность

 ребёнка

Музыкально - спортивные                                            Взаимодействие со специалистами,

 праздники и развлечения                                                          педагогами ДОУ

План работы с родителями  

Месяц

Тема

Сентябрь

«Польза классической музыки»  

Октябрь

«Как провести выходной день»  

Ноябрь

«Логоритмика и речевые игры»  

Декабрь

«Массаж в домашних условиях»  

Январь

«Учимся правильно дышать»  

Февраль

«Как сберечь голос»  

Март

«Исцеление музыкой»  

Апрель

«Влияние современной музыки на психику ребёнка»  

Май

«Праздник в семье»  

План работы музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения:

Период

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1. Пальчиковая игра  

2. Дыхательная гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика  

4. Пение

Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью. Учить вдыхать носом, выдыхать ртом. Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции Распевать детей с использованием чистоговорок.

п-игра «Дружба», п-игра «В гости»  

Упр.  «Ладошки»  

Упр. «Знакомство с язычком и его домиком» Чистоговорки: Массаж лица «Ёжик», «Пчелка»,  «Жа-жа-жа»  

Октябрь

1.Речевые игры  

2. Игровой массаж  

3. Пальчиковая игра

4. Дыхательная гимнастика

Развивать координацию речи с движением  

Научить правильно, выполнять самомассаж биологически активных зон лица. Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев, активно проговаривая текст. Продолжать работать над правильным вдохом-выдыхом.

Речевые игры: «Кто нам песенку поет» «Степка-растрепка» Комплекс массажа лица «Лепка»  

П-игра «Здравствуйте» «Капусту рубим»  

Упр. «Листочки»

Ноябрь

1.Игровой массаж

2. Пальчиковая игра  

3. Дыхательная гимнастика

Показать детям приемы массажа  

Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию. Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе

Массаж «Веселый музыкант» П-игра «Вверх ладошки», «Вот помощники мои»;

  Упр. «Погончики», «Насос»

Декабрь

1.Речевые игры    

2. Артикуляционная гимнастика

3. Игровой массаж

Развивать творческое воображение, добавить в игры сопровождение самодельных муз инструментов  Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников, сопровождать движениями рук  разучить комплекс упр. самомассажа  головы

Речевые игры: «Солнышко», «Листопад» Упр. «Прогулочная сказка» Самомассаж «Надо голову помыть» «Расческа"

Январь

1.Пальчиковые игры  

2. Дыхательная гимнастика 3. Речевые игры

4. Оздоровительные

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук Продолжать развивать правильное дыхание дошкольников Учить произносить фразы различной динамикой голоса Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника

П-игра «Морковка»    

«Снег» «Лесом по проселку» Упр. «Кошка               просыпается»

Февраль

1.Игровой массаж  

2.Пальчиковая игра  

3. Речевые игры

Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа. Развивать координацию движения пальцев рук Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность

Упр. «Снеговик»  

П-игра «Можно ль козам не бодаться?»,  

Реч. Игра «Матрешки и петрушки»

Март

1.Дыхательная гимнастика  

2. Артикуляционная гимнастика  

3. Игровой массаж

4. Пальчиковые игры

Разучить новое упражнение, напомнить о правилах дыхания во время упражнения Выработка качественных движений органов артикуляции, учить имитировать движения животных. Разучить массаж для рук. Учить правильно и ритмично выполнять движения пальцами, выразительно произнося текст

Упр. «Обними себя»  

Упр. «Зоологическая сказка»  

Упр. «Строим дом» П-игра «Божьи коровки»

Апрель

1.Речевая игра  

2. Пальчиковые игры

3. Дыхательная гимнастика  

4. Пение  

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение  

Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию. Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе. Работать над правильным и своевременным дыхании в пении.

Речевая игра с муз инструментами «Кухонный оркестр» Пальчиковая игра «В лесу»  

Упр. «Большой маятник»  

«Здравствуйте», «Курочка»

Май

 1.Игровой массаж

 2. Пальчиковая игра  

3. Пение  

4. Речевая игра

Учить выполнять массаж спины  

Развивать память, внимание, речевой и музыкальный слух.  

Распеваться вокальными упражнениями  

Развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов

Упр. «Дождик»  

П-игра «Возвращаемся домой Упр. «Змея», «Щука», «Печка»;

 Упр. «Обезьянки»

Заключительный этап:

  • Диагностика музыкального воспитания дошкольников;
  • Диагностика уровня заболеваемости в сравнении на начало и конец года;

Диагностика музыкального развития учетом состояния здоровья детей:  

Показатели уровня музыкальности:                                                          

1.Эмоциональная отзывчивость на музыку                                               5.Музыкальное мышление                                                                              

2.Мелодический (звуковысотный  слух)                                                      а) репродуктивное

3.Чувство ритма                                                                                              б) продуктивное творчество

4.Динамичесский слух                                                                                  7.Музыкальная память

Ф.И

Возраст

Показатели музыкальности

Состояние здоровья

Уровень физического развития

Степень физической подготовности

Уровень двигательной активности

1

2

3

4

6

здоровые

ЧБД

Имеющие патологии

нормальный

опережающий

С отставанием

высокая

средняя

низкая

высокий

средний

низкий

Методическое сопровождение проекта:

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская . – М.: Линка – Пресс, 1993;

2.Анисимова М.В. Музыка здоровья: программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).

3.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. Пособие / Л.В.Гаврючина. – М. : Сфера, 2008;

4.О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель,   2011.-204 с.;

5.Музыкальная палитра, методическое пособие для музыкальных руководителей, г. Санкт-Петербург .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект музыкально-оздоровительной работы в ГБДОУ в группах младшего дошкольного возраста.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду          Значение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях велико. От состояния здоровья дет...

Конспект ООД "Играем и поём – здоровыми растём!"

Конспект образовательной деятельности с детьми средней  группы. Тема: "Играем и поём – здоровыми растём!" Ссылка на видео-презентацию к ООД: https://yadi.sk/i/jSQsGXKV33VRRP...

Музыкально- оздоровительный проект "Больше будешь петь, меньше будешь болеть"

Цель проекта: Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способн...

Музыкально-оздоровительный проект «Больше будешь петь, меньше будешь болеть».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Бирска муниципального района Бирский район  Республики Башкорт...

Музыкально-оздоровительный проект "Больше будешь петь - меньше будешь болеть"

Музыкально-оздоровительный проект "Больше будешь петь - меньше будешь болеть"...

Музыкально-оздоровительный проект «Больше будем петь - меньше будем болеть»

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий  помогают обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников (в частности бережное отношение ...

Музыкально-оздоровительный проект " Нейробум. Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников"

Разработка содержания и методики проведения программы Нейробум, направленной на активизацию работы мозга, развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста....