Проект для старшей подготовительной группы «Бесспорна слава Ленинграда»
проект (старшая, подготовительная группа)

Бондарева Татьяна Алексеевна

Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа вовремя Блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bessporna_slava_leningrada.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

Проект для старшей подготовительной группы

«Бесспорна слава Ленинграда»

Подготовил воспитатель:

 Бессчастнова А.Н.

Бондарева Т.А.

2023г.

Актуальность.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

 Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает  события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.           При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа вовремя Блокады Ленинграда.

 Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.

  Сроки проекта:  краткосрочный проект (1неделя). С 23.01.23г.  по 27.01.23г.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы; воспитатели: Рахматалиева Хамида Айткалеевна, Вайлова Мария Васильевна, Бондарева Татьяна Алексеевна, Бессчастнова Алёна Николаевна; музыкальный руководитель:  Рудь Светлана Александровна.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

  Задачи проекта:

  1. Заложить основы для формирования у детей интереса к историческим событиям своей Родины.
  2. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
  3. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
  4. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
  5. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме.
  6. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предполагаемый результаты:

  1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
  2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
  3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах иллюстрации, поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.
  4. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни».

Реализация проекта по этапам.

:Подготовительный этап:

  1. Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  2. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда.
  3. Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: « Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской          армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?»

Основной этап:

  1. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, рисование,  демонстрация и изучение лэпбука  «Блокада Ленинграда», сюжетно- ролевые игры, продуктивная деятельность (изготовление мемориала), анализ проблемных ситуаций).

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов, возложение цветов к изготовленному мемориалу.
  2. Просмотр исторического фильма (хроники) о подвиге Ленинграда.
  3. Заключительная беседа о подвиге Ленинграда, презентация лэпбука.
  4. Выставка детских рисунков «Блокада глазами детей».

Формы проведения проекта:

  1. Тематические беседы с презентациями: «Детям о блокаде Ленинграда»; «Дорога жизни. Прорыв блокады».
  2. Знакомство с художественной литературой: Е. Благина «Шинель», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», «Дневник Тани Савичевой», Ю Воронков, Книга стихов «Блокада», М. Сухачёв «Дети блокады», В. Воскобойников «Оружие для Победы».
  3. Рассматривание иллюстраций: «Дорога жизни», «Памятные места Блокадного Ленинграда», «Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города», «Медаль и знак Блокадного Ленинграда», «Юные защитники».
  4. Прослушивание музыкальных произведений: Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония», В. Толкунова «Дети Ленинграда», Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М. Блантер « Катюша», А. Александров «Священная войа», звук метронома.
  5. Дидактические игры: лото «Военная техника». «Колесо истории», «Что изменилось», «Военный транспорт». 
  6. Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики», «Госпиталь»
  7. НОД: Занятие на тему «Блокада Ленинграда»
  8. Творческая деятельность: рисование, изготовление мемориала, цветы «Гвоздики».
  9.  Работа с родителями:
  • Оформление стенда «Блокада Ленинграда»;
  • Оформление папки – передвижки  «Мы помним, мы гордимся»

По реализации проекта «Бесспорна слава Ленинграда» получены          следующие результаты:

  1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
  2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
  3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:
  • внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный        Ленинград», «Юные защитники»;
  • у детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях;
  • оформлена выставка рисунков и стенд для родителей.

В результате проведения работы по проекту «Бесспорна слава Ленинграда» дети были заинтересованы данной темой, проявляли познавательную активность. Усвоили знания о блокаде Ленинграда и ее значении в победе Великой Отечественной Войне. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно – ролевых играх и дидактических играх. Дети познакомились с подвигами участников войны, смогли понять значимость мира.

Ссылки на просмотр роликов по итогам работы и на дополнительные материалы:

https://vk.com/video-212446883_456239414?list=6048b5d3bcffbddfe1 - видеоролик о работе по проекту.

https://m.youtube.com/watch?v=k46Tca6H17Y – видеоролик «Детям о Блокаде Ленинграда».

Беседа «Детям о блокаде Ленинграда»

В истории города Ленинграда есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.

От нас с Вами это очень далеко, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город Санкт - Петербург тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Город оказался в блокадном кольце.

Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)

Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?

ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было.

Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный.       И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской.» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…..(звучит песня «Ладога)»

В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся город Ленинград и выстоял и победил.

   Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и      помнить  подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев

Итак, дорогие друзья, мы немного с вами поговорили, вспомнили о тех страшных днях! А теперь, давайте представим, мы с вами, это те самые войска, которые не давали фашистам взять наш город Ленинград!

Беседа на тему: «Дорога жизни». Прорыв блокады.

Цель: формировать у детей патриотические чувства и представления о героизме; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражения.

Материал: иллюстрации по теме, книги, глобус, географическая карта, указка.

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладышское озеро (показать на карте). Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Когда озеро все покрылось льдом, открылась дорога в Ленинград. Эту дорогу прозвали «дорогой жизни». Эта дорога была опасна.

- А почему, как Вы думаете? (ответы детей)

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.  (показ иллюстрации)

Работать в те дни на ледовой трассе могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довести так необходимые ленинградцам продукты.

О шоферах, работавших тогда на «дороге жизни», рождались легенды, которые часто оказывались правдой. Одна из них рассказывает о водителе, которого застигла на Ладошском озере пурга. Казалось, все ветра мира решили дуть ему в лицо, и все вражеские войска открыли огонь по его грузовику. Но он упорно продолжал вести машину сквозь метель, думая о своих голодных детях, и доехал до города.

- Ребята, что везли на грузовиках в город? (ответы детей)

- Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? (дети высказывают свои мысли)

- Как вы думаете, ребята, как спасли Ленинград?

«Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей, женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полу миллиона человек. Также вывозили по Ладышскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек, что непременно надо было успеть сохранить. Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.

А сейчас послушайте стихотворение С. Маршака «Ленинградское кольцо».

Враги кричали «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец . . .

. . . Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – в памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим»

А сверху «Р» добавлена: «Отстроим»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей\подготовительной группе "осень,осень в гости просим"

Проектная деятельность с детьми старшего звена...

Краткосрочный проект в старшей-подготовительной группе "Пушкин приходит к нам с детства".

                          Краткосрочный проект            в старшей - под...

Презентация к проекту в старше-подготовительной группе "Все любят цирк"

В данной презентации показаны этапы работы информационно-творческо-игрового проекта  для старше-подготовительной группы "Все любят цирк"...

Творческий проект в старше-подготовительной группе «Книга — твой лучший друг»

Творческий проект в старше-подготовительной группе     «Книга — твой лучший друг»...

Проект в старшей группе на тему: «СЛАВА АРМИИ РОДНОЙ»

Актуальность проблемы Многие дети, к сожалению, воспитываются в неполных семьях. В шестидесяти процентах семей роль отца сводится к зарабатыванию денег. Многие мужчины, не имея возможности удовле...

Проект для старшей подготовительной группы «Бесспорна слава Ленинграда»

проект для детей старшей подготовительной группы...