Индивидуальный образовательный маршрут
материал (средняя группа)

Гордиенко Марианна Карапетовна

Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gordienko.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 48

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ

средней группы

 Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

План по самообразованию разработала воспитатель:

Гордиенко Марианна Карапетовна

I категории

г. Ачинск

2022 – 2023г.

Актуальность выбранной темы

Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а также игра выступает как важное средство воспитания, а еще лучше этот процесс проходит в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно - ролевая игра играет очень важную роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника, а также формированию связной речи. Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит ярко выраженные личностные качества. Главной особенностью сюжетно-ролевых игр является, то что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое развивается. Развитие речи, через сюжетно – ролевые игры играет главную роль, так как, именно в ней дети учатся договариваться, находят общие контакты, передают взаимоотношения между людьми.

Цель работы: формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии воспитателя, через сюжетно – ролевую игру.

Задачи:

1. Формирование навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарищей).

2. Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность.

2. Воспитать доброжелательное отношение к людям, желание и готовность сделать полезное и приятное.

Изучение литературы

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников - М.: Академия, 2010. - 160 с.
  2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. -128 с.
  4. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 251с.
  5. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
  6. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208с.

Планируемый результат:

1. У детей сформированы навыки коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарищей).

2. У детей развиты творческие способности, любознательность, наблюдательность.

2. Дети доброжелательно относятся друг к другу, готовы сделать полезное и приятное товарищу. 

Методы и приемы.

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры

ищу.

План работы

Месяц

Тема

Мероприятия

Сентябрь - май

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»


Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Игровые ситуации:

  1. «Утренний прием»,
  2. «Наши занятия»,
  3. «На прогулке»,
  4. «На музыкальном занятии»,
  5. «На физкультурном занятии»,
  6. «Осмотр врача»,
  7. «Обед в д/саду» и др.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 

2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».

Составление фотоальбома: «Мой любимый детский сад»

Чтение стихов и рассказов о детском саде.

Игровая ситуация: «Собираемся на прогулку»

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад»

Экскурсии: «В прачечную», «Кухню» и т. д.

Дидактическая игра: «Кто, что делает?»

«Развитие связной речи»

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

«Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» - работа с родителями

Проведение родительского собрания.

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми.

Октябрь

«Библиотека»

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия:

  1. Приём заявок библиотекарем.
  2. Работа с картотекой.
  3. Выдача книг.
  4. Читальный зал.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.
  2. Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.
  3. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовка дидактических игр

по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности​»

- дидактические пособия («Обобщение», «Фонетическая зарядка»)

Ноябрь

«Школа».

Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель и задачи: расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.

Предварительная работа:

1. Беседа о труде учителя с использованием иллюстрированного материала.

2. Рассматривание фотографий.

3. Составление детьми рассказов на тему «Школа».

Декабрь

«Моя семья»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель и задачи: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь

Игровые проблемные ситуации:

  1. «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),
  2. «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),
  3. «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),
  4. «Наш выходной день» и др.

Предварительная работа:

1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

2. Рассматривание семейных фотографий.

3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

Рассматривание иллюстраций и фотографий: «Моя семья»

Чтение стихотворений, рассказов.

Пальчиковая гимнастика.

Игровая ситуация: «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра: «Моя семья»

Январь

«Продавец и покупатель»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игровые действия:

  1. Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.
  2. Директор следит за порядком в магазине.
  3. Приходят покупатели.
  4. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.
  5. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.
  6. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа:

  1. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
  2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
  3. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.
  4. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)

Рассматривание иллюстраций

Загадывание загадок.

Сюжетно-ролевая игра: «В супермаркете»

«Теремок», «Колобок», «Красная шапочка».

Пересказ сказок по сюжетным картинкам

Февраль

«Мы – военные разведчики»

Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»

Цель и задачи: развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Игровые действия:

  1. Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.

Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Консультация для родителей – презентация.

Март

«Больница»

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

  1. Больной поступает в приемный покой.
  2. Медсестра регистрирует его, проводит в палату.
  3. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.
  4. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в медицинский кабинет д/с.
  2. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
  3. Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,
  4. Э. Успенский «Играли в больницу»,
  5. Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
  6. Рассматривание иллюстраций.

«Как игры развивают речь ребёнка» - работа с родителями

Родительское собрание.

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком.

Апрель  

«Салон красоты»

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия:

  1. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.
  2. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.
  3. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.
  4. Кассир выбивает чеки.
  5. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа:

  1. Посещение детьми парикмахерской с родителями.
  2. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
  3. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.
  4. Рассматривание альбома с образцами причесок.
  5. Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.
  6. Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.

Май

«Цирк! Цирк! Цирк!»

Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций о цирке.
  2. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,
  3. Рисование на тему «Афиша для цирка»

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования». Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей.

Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год

Отчёт по теме самообразования

Выступление на педсовете.

Форма представления результатов.

  • Выступление на педсовете ДОО, проведение презентации по теме самообразования;
  • Выставки детских работ;
  • Оснащение материала на сайте ДОО.

Проведя работу по данному направлению спланировать дальнейшую работу по данной теме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...