Образовательная кинезиология
материал

Дыбко Наталья Георгиевна

Стенд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrkineziologiya.docx93.02 КБ

Предварительный просмотр:

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогами и родителями задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения  и  семьи.

Формой такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений в рамках образовательной кинезиологии, или как их ещё называют «Гимнастика мозга» - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Программа «Гимнастика Мозга» разработана американским доктором Полом Деннисоном. Пол Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, которые способствуют развитию межполушарной специализации  и межполушарного взаимодействия и приносят пользу каждому ребёнку, независимо от имеющихся проблем в развитии. Каждое из упражнений даёт возможность задействовать те участки мозга, которые раньше. не участвовали в работе.

Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой можно выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы деятельности головного мозга. Многие кинезиалогические упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на профилактику отклонений их развития, сохранение здоровья ребёнка. Также образовательная кинезиология применяется для улучшения обучения, в ситуациях, требующих ясного мышления или в ситуациях,  связанных с проблемными областями. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекциоино-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организме на плодотворную работу. Каждое упражнение. многофункционально и  подобрано с учётом возрастных  и индивидуальных возможностей ребёнка.


Цель образовательной кинезиологии:

развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности ребёнка. 

Задачи:

- Оптимизировать деятельность головного мозга.

- Развивать интеллектуальные и творческие способности.

- Развивать способность к обучению и усвоению информации. - Восстанавливать работоспособность и продуктивность

деятельности.

- Снимать стресс, нервное напряжение, усталость.

Для достижения максимально возможных результатов коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение следующих условий:

- кинезиологическая гимнастика проводится утром  в течение 5-15 мин.;

- упражнения вьполняются в спокойной, доброжелательной обстановке;

- кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков занятий;

- от детей требуется точное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;

- при составлении комплекса упражнений важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности ребёнка.

C:\Documents and Settings\ФИЗИОЛОГИЯ\Рабочий стол\стенд кинезиология\фото.jpg

Методы и приёмы

1. Массаж (самомассаж) - воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями тела человека. Даже простой растирающий массаж (самомассаж) ушей улучшает

кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребёнка.

2. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребёнка, с высоким порогом и длительным латентным периодам возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важным задач нейропсихологической реабилитации.

3. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают у ребёнка самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики - стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Исследованиями учёных доказано, ` что развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.


5 Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Детям с патологией зрения противопоказаны  упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. При составлении комплексов глазодвигательных упражнений в рамках программы образовательной кинезиологии необходимо соблюдать определённые условия.

 - при выполнении глазодвигательных упражнений необходимо контролировать расслабление шейных мышц. Исходное положение - лёжа, сидя или стоя, голова зафиксирована

- все движения глазного яблока совершаются плавно и мягко;

- если ребёнок носит очки (линзы), нужно снять их на время выполнения упражнений

- перед. занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться,  чтобы улучшить кровоток и увлажнить глаза за счёт выделившейся слезы; после каждого упражнения нужно снимать статическое напряжение мышц глаз: плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 5 секунд (5 – 6 раз); посмотреть вверх- вниз, влево- вправо, не поворачивая головы (3-4 раза).`

6. Телесные движения  развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению дифференциации сенсорной информации. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например: при ходьбе, покачивании ногой, постукивание карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате движения во время мыслительной деятельности,  происходит выстраивание нейронных сетей, позволяющих закрепить новые знания.

7. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению        нервной системы ребёнка. Они проводятся как в начале        занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе занятия. Релаксационные упражнения способствуют самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений, являясь единым процессом.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная кинезиология: история и проблематика

Статья посвящена анализу истории возникновения и развития образовательной кинезиологии как части  учения о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направ...

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...

Гимнастика для мозга или образовательная кинезиология

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология...

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Образовательная кинезиология в ДОУ

Применение здоровьесберегающей технологии "Образовательная кинезиология" в работе музыкального руководителя....

Образовательная кинезиология в ДОУ

Сообщение для педагогов - музыкальных руководителей ДОУ о роли образовательной кинезиологии в образовательном процессе....