Самообразование
материал

Капустина Анна Олеговна

Самообразование. Тема"Формирование основ финансовой грамотности по средствам работы со сказками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kapustina_a.o.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Воспитатель: Капустина Анна Олеговна

Тема самообразования: Формирование основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста по средствам работы со сказками.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность.

Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении.

Практика показывает, что минимум трудностей испытывают при дальнейшем обучении не те дети, у которых хорошие показатели в усвоении величин, знаний цифр и их свойств. Это происходит по тому, что, сталкиваясь с новой задачей, проблемой ребенок теряется, не зная как применить свои знания в сложной ситуации.

Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка.

 «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский.

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.

Основным средством формирования познавательных способностей, я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто–нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Цель: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, провести диагностику для определения уровня знаний у старших дошкольников по освоению основ финансовой грамотности (диагностика составлена с учетом парциальной программы А.Д.Шатова «Дошкольник и экономика» и Е.А.Курак «Экономическое воспитание дошкольников»).

Задачи:

- изучить и проанализировать примерные программы по формированию основ финансовой грамотности разных авторов.

- изучить и проанализировать формы, средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

- изучить и применить формы и методы формирования основ финансовой грамотности с помощью финансовых сказок.

Перспективный план по самообразованию

Месяц

Направление работы

Способы достижения

Сентябрь - Октябрь

Подбор и изучение

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы

Ноябрь-

Декабрь

Подбор и изучение методической литературы.

Изучение и анализ методической литературы.

Январь - Февраль

Подборка сказок.

Найти подходящие сказки, распечатать. Сформировать (сделать) книгу сказок.

Март - Май

Проведение занятий в старшей и подготовительной группах.

Пополнение РППС.

Формирование основ финансовой грамотности с помощью подобранных сказок.

Май

Провести анализ проделанной работы.

Проанализировать и выявить все плюсы и минусы использования метода использования сказок при формировании основ финансовой грамотности.

Май

Отчёт

Составить отчёт по самообразованию.

Список использованной литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р <Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы>
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Блохина О.А. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по фининсовой грамотности для детей дошкольного возраста . Сборник методических разработок . / О.А.Блохина, О.В. Терешева. – Калининград: КОИРО, 2018.
  4. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.
  5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. / Автор – составитель Е.А. Курак. – М.: Творческий центр Сфера, 2002. – 80 с.
  6. Морозова О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации. / Автор - составитель О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПОМО «Институт развития образования», 2020. – 50с.
  7. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа Азы финансовой культуры для дошкольников. / Е.В.Семенкова, Л.В.Стахович, Л.Ю. Рыжановская. Вита Пресс, 2019.
  8. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для

организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных

учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

  1. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно – методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 167с.
  2. Стахович Л.В.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019 – 32 с.
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет / А.Д. Шатова. – М: Вентана – Граф, 2015. – 176с.
  4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. / А.Д.Шатова.  М.: Педагогическое общество России, 2005. - 252с.
  5. Шатова А.Д. Примерная парцианальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. /А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдов, И.С. Мищенко.
  6. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников. Сборник методических материалов на основе парцианальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5 – 7 лет. / А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдов, И.С. Мищенко.
  7. Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/a0e/demonstr_materialy_doshkolnikam.pdf
  8. Книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/570/kak_soroka_kartu_poteriala_web.pdf

  1. Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/10a/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...