Самообразование
материал

Капустина Анна Олеговна

Самообразование. Тема"Формирование основ финансовой грамотности по средствам работы со сказками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kapustina_a.o.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Воспитатель: Капустина Анна Олеговна

Тема самообразования: Формирование основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста по средствам работы со сказками.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность.

Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении.

Практика показывает, что минимум трудностей испытывают при дальнейшем обучении не те дети, у которых хорошие показатели в усвоении величин, знаний цифр и их свойств. Это происходит по тому, что, сталкиваясь с новой задачей, проблемой ребенок теряется, не зная как применить свои знания в сложной ситуации.

Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка.

 «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский.

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.

Основным средством формирования познавательных способностей, я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто–нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Цель: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, провести диагностику для определения уровня знаний у старших дошкольников по освоению основ финансовой грамотности (диагностика составлена с учетом парциальной программы А.Д.Шатова «Дошкольник и экономика» и Е.А.Курак «Экономическое воспитание дошкольников»).

Задачи:

- изучить и проанализировать примерные программы по формированию основ финансовой грамотности разных авторов.

- изучить и проанализировать формы, средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

- изучить и применить формы и методы формирования основ финансовой грамотности с помощью финансовых сказок.

Перспективный план по самообразованию

Месяц

Направление работы

Способы достижения

Сентябрь - Октябрь

Подбор и изучение

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы

Ноябрь-

Декабрь

Подбор и изучение методической литературы.

Изучение и анализ методической литературы.

Январь - Февраль

Подборка сказок.

Найти подходящие сказки, распечатать. Сформировать (сделать) книгу сказок.

Март - Май

Проведение занятий в старшей и подготовительной группах.

Пополнение РППС.

Формирование основ финансовой грамотности с помощью подобранных сказок.

Май

Провести анализ проделанной работы.

Проанализировать и выявить все плюсы и минусы использования метода использования сказок при формировании основ финансовой грамотности.

Май

Отчёт

Составить отчёт по самообразованию.

Список использованной литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р <Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы>
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Блохина О.А. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по фининсовой грамотности для детей дошкольного возраста . Сборник методических разработок . / О.А.Блохина, О.В. Терешева. – Калининград: КОИРО, 2018.
  4. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.
  5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. / Автор – составитель Е.А. Курак. – М.: Творческий центр Сфера, 2002. – 80 с.
  6. Морозова О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации. / Автор - составитель О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПОМО «Институт развития образования», 2020. – 50с.
  7. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа Азы финансовой культуры для дошкольников. / Е.В.Семенкова, Л.В.Стахович, Л.Ю. Рыжановская. Вита Пресс, 2019.
  8. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для

организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных

учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

  1. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно – методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 167с.
  2. Стахович Л.В.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019 – 32 с.
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет / А.Д. Шатова. – М: Вентана – Граф, 2015. – 176с.
  4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. / А.Д.Шатова.  М.: Педагогическое общество России, 2005. - 252с.
  5. Шатова А.Д. Примерная парцианальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. /А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдов, И.С. Мищенко.
  6. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников. Сборник методических материалов на основе парцианальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5 – 7 лет. / А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдов, И.С. Мищенко.
  7. Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/a0e/demonstr_materialy_doshkolnikam.pdf
  8. Книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/570/kak_soroka_kartu_poteriala_web.pdf

  1. Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:

https://fincult.info/upload/iblock/10a/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...