календарное планроване "Морские, речные и аквариумные рыбы"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Осипова Ольга Александровна

ООД, Работа с родтелями, Индивидуальная работа, Региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_rechnye_i_akvariumnye_ryby.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

1 неделя

Календарное планирование работы группы «Ручеёк» по теме: «Морские, речные и аквариумные рыбы» январь 30.01 – 03.02

Цель: Расширение и уточнение представления детей о рыбах. Находить основные существенные признаки рыб. Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь прийти в трудную минуту на помощь.

Итоговое мероприятие : моделирующая экологическая игра «На дне морском».

Утренняя гимнастика № Комплекс утренней гимнастики №6 (Планирование на каждый день, декабрь – февраль, стр. 284).

Бодрящая гимнастика: комплекс 11

Воспитание КГН, навыков самообслуживания: «Вежливость в разговоре»

Работа с родителями: 

НОД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Создание предметно пространственной развивающей среды

Понедельник

I половина дня

9.00-9.30

Познавательное развитие

(Ознакомл с пред окр и соц миром)

10.30 – 11.00 Художественно-эстетическое развитие

(Музыка) по плану муз рук

Беседа «Жители воды».

Поведенческий тренинг «Как обратиться к собеседнику».

Д/и «Чей плавник, чьи жабры?»

Д/и «Кто где живет»

Обвести по контуру раб и вырезать с

Демонстрационный материал «Рыбы» (С. Вохринцева).

Модель «Рыбы».

Прогулка

Наблюдение за состоянием погоды.

Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.

Трудовая деятельность

Утепление корней деревьев и кустов снегом. Цели:

  • формировать положительное отношение к труду на участке;
  • воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры

«Собака и воробьи», «На санки».

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в  пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшую фигуру из снега.

Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

II половина дня

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам

15.05– 15.30

Познавательное развитие(1,3 неделя)

Составление рассказа по картинке «Живой уголок в детском саду» (дети кормят рыбок в аквариуме).

д/и «Четвертый лишний»

проговаривание чистоговорки «У реки камыши…» с

Прогулка

Наблюдение за пешеходной дорожкой.

Цельформировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега.

Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижная игра 

«Попади в цель».

Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.

«Хоккей на снегу».

Цель: учить прокатывать шайбу в ворота.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.

Работа с родителями Информационный материал «Воспитание маленького петербуржца».

Чтение художественной литературы: М. Яснов. «Подводная считалка».

НОД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Создание предметно пространственной развивающей среды

вторник

I половина дня

9.00-9.30

Развитие речи

(грамота)

9.50 -10.10

Художественно-эстетическое развитие (Лепка)

«Лодка»

9.40-10.05

Физическое развитие

(Физическая культура)по плану инструктора по физ.культуре

09.00 – 10.45, 09.40 -10.10

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

Ситуативный разговор «Загрязнение водных ресурсов (почему вода в водоемах загрязняется».

д/и «Что сначала, что потом»

Д/и «Чей плавник, чьи жабры?»

д/и «Рыбалка»

Д/и «Я считаю до 10 - формировать представление детей о счете предметов до 10, закреплять умение называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи.

С

 

Сюжетная картинка «Живой уголок в детском саду».

Набор открыток «Аквариумные рыбы».

Прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели:

  • формировать представления об изменениях в природе;
  • учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
  • закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма...

День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она — зима!

Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,

вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите все зимние месяцы.
  • Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?
  • Назовите признаки февраля.

Трудовая деятельность

Украшение участка цветными льдинками.

Цели:

  • учить работать в коллективе;
  • развивать эстетический вкус.

Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Цели:

  • продолжать учить прыгать гигантскими шагами;
  • начинать игру по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели:

  • упражнять в скольжении;

учить приседать во время скольжения

11.30– 12.00- на прогулке. Познавательное развитие. Региональный компонент.(Познавательно –исследовательская деятельность/Ознакомление с миром природы.(1,3неделя)

Ситуативный разговор «Где в Санкт-Петербурге можно увидеть много различных рыб?» (музеи, зоопарк, океанариум, выставки аквариумных рыб).

II половина дня

Мозговой штурм «Экологически чистый водный транспорт».

Д/и «Чей плавник, чьи жабры?»

д/и «Что сначала, что потом»

Д/и «День, ночь – сутки прочь» закреплять умение ориентироваться во времени, правильно называть части суток.  

с

Прогулка

Наблюдение за осиной.

Цельзакреплять знания об осине, уметь выделять ее среди деревьев.

Ход наблюдения

В лесу стоят осины И под ноги глядят.

 В лесу стоят осины И тихо говорят:

  • Простите, виноваты... Что ветки горьковаты...
  • А зайцы под осинами Знай ветками хрустят,
  •  А зайцы под осинами Сидят и говорят:
  • Осиновые ветки В мороз вкусней конфетки.       В. Мусатов

Существует народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодной, а если кверху изнанкой — теплой.

Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как зимует осина?
  • Что нового вы узнали об этом дереве?
  • По каким внешним признакам можно определить осину?

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям, кустарникам.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.

Подвижная игра

 «Пятнашки».

Цель: упражнять в беге врассыпную.

 Индивидуальная работа

 «Не потеряй мяч».

Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно

Работа с родителями: Поместить в уголок «Советы доктора» материалы об охране зрения детей «Рекомендации по просмотру телепередач, игр на компьютере, глазная гимнастика».

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Карасик»

НОД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Создание предметно пространственной развивающей среды

среда

I половина дня

9.00-9.25 Познавательное развитие

(ФЭМП)

09.40-10.10 Художественно-эстетическое развитие

(аппликация/конструирование)

Коллективная работа в технике оригами «Аквариум»

10.30-11.00

Художественно-эстетическое развитие

(Музыка)

09.00 – 09.30, 09.40 -10.10

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

Просмотр презентации «Вода и её обитатели»

Упражнение «Подбери признак»: рыбка (какая?) - аквариумная, речная и т.д.

 

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с весенними пейзажами, изображением пресноводных и морских рыб.

Пальчиковая гимнастика: «Жил да был один налим» с

Упражнение- расслабление: «Шум прибоя».

Плакат «На дне морском».

Игра «Рыбалка».

Прогулка

Наблюдение за елью.

Цельпоказать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Продолжать наблюдение за изменением термометра. 

Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

     Скоком – боком, скоком – боком

     Ходит галка мимо окон.

     Ветром вся взъерошена,

     Снегом запорошена,

     Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

     Каждый звонок, как струна, -

     Загудела вся страна.

     Сразу градусник отметил –

     Прилетел морозный ветер:

     Между черточек и точек

     Синий столбик стал короче.

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры

Обучение детей ходьбе на лыжах.

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю».

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

11.30 – 12.00- на прогулке

Социально-коммуникативное развитие (Формирование основ безопасности) (1 неделя)

II половина дня

Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Задачи: учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора; развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать; продолжать работу над звукопроизношением.

С/и: «Рыбаки». Задачи: продолжать формировать у детей реалистические представления о труде разных профессий; развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться.

Д/и «Назови одним словом». Цель: учить использовать в речи обобщающие понятия посуда, продукты. Обогащать словарный запас с

Прогулка

Наблюдение за сосной.

Цельуточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

 Достала тень от дерева.   В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Как выглядит сосна?

♦        Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

  • дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;
  • собаки валяются в снегу – к метели;
  • птица хохлится – к непогоде;
  • ярко сверкают звезды – к морозу.

Трудовая деятельность

Расчистка участка от снега.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Подвижные игры

«Кто лучше повернется» (на лыжах),

 «Охотники и зайцы».

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.

Индивидуальная работа

 «Сделай фигуру», «Попади в обруч».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Работа с родителями: Предложить родителям в выходной день посетить океанариум или выставку аквариумных рыб.

Чтение художественной литературы: сказка «По щучьему велению»

НОД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Создание предметно пространственной развивающей среды

четверг

I половина дня

9.00-9.30  Познавательное развитие

(Познавательно-исследовательская деятельность/Ознакомление с миром природы)

09.55-10.25

Художественно-эстетическое развитие

(Рисование)

Рисование с элементами аппликации «Рыбки играют, рыбки сверкают».

11.50-12.20 Физическое развитие

(активные игры на прогулке

Чтение рассказа В. Бианки «Где раки зимуют». Задачи: продолжать воспитывать усидчивость, желание слушать чтение произведения, уметь отвечать на вопросы по содержанию.

Пальчиковая гимнастика «Осминожки»

С/р игра: «Путешествие в зоомагазин». Цель: Расширять кругозор детей, закреплять знания аквариумных рыбках.

С/р«Рыбалка».

Дидактическая игра «Когда это бывает»- Цель: закрепить знания о временах года, их характерных признаках.

повторить пальчиковую гимнастику «Краб» на развитие мелкой моторики с

Д/и «Запомни, повтори». Ёрш, сом, пескарь – это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы. Карп, карась, плотва – это озёрные рыбы. Акула, мурена, щука – это хищные рыбы с

Обводки, трафареты, раскраски по теме.

Энциклопедия «Рыбы».

Прогулка

Наблюдение за ветром.

Цели:

—- формировать представление об одном из признаков

зимы — метели; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

 Метель под Новый год.

 Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль).

 Заметное прибавление дня,

сильные ветры.

Стихотворение С Маршака «Февраль»:

     Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.

     Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Загадка:  Снег мешками валит с неба,

                 С дом стоят сугробы снега.

                 То бураны и метели

                 На деревню налетели.

                 По ночам мороз силен,

                 Днем капели слышен звон.

                 День прибавился заметно.

                 Ну, так что за месяц это?         (Февраль)

Пословица: Февраль придет, все пути занесет.

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

 Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры

«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения при ходьбе по буму.

Цель: закреплять умение держать равновесие.

II половина дня

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

15.05-15.35-Музыкальный досуг(1,3 неделя)

Чтение стихотворения Н. Родивилиной «Весне мы очень рады!» Цель: Продолжать развивать интерес детей к народному творчеству; воспитывать чуткость к художественному слову.

Д/и.: «Найди маме малька». Цель: развитие умения зрительно анализировать контур предмета с

Прогулка

Наблюдение за сосульками.

Цельзакреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

  • Из чего состоит сосулька?
  • Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
  • Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
  • Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

Наблюдения за снежным покровом. 

Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры

«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

 Цели:

  • учить согласовывать движения друг с другом;
  • развивать глазомер.

Индивидуальная работа

Катание на санках.

Цель: учить выполнять повороты при спуске.

Работа с родителями: Предложить изготовить кораблик из бросового материала вместе с детьми

Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

НОД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Создание предметно пространственной развивающей среды

пятница

I половина дня

9.00-9.30

Познавательное развитие (ФЭМП)

9.00 – 09.30, 0.940 -10.10

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

10.30 – 11.00

Физическое развитие

(физическая культура)

Беседа «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоемах?»

Рассматривание иллюстраций и разгадывание загадок о рыбах. Цель: продолжать знакомить с видами рыб, их характерными признаками.

Чтение стихотворения И. Никитина «В небесах высоких тает…». Цель: учить слушать стихотворение и запоминать его по мнемотаблице.

Развивающая интерактивная игра «Право - лево». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве с

Развивающие карточки «Какая картинка лишняя». Цель: закреплять счёт в пределах 5, развивать логическое мышление с

Д/и «Жизненный цикл рыбы»

Прогулка

Наблюдение за деревьями. 

По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев),  ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,

               А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

               Но зимние метели в меха его одели.      (Дерево зимой

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.

Цели;

  • приучать к чистоте и порядку;
  • закреплять умение трудиться в коллективе;

—        воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры

«Попади в коробку».

Цель; тренировать меткость бросков.

«Золотые ворота».

Цель: развивать внимательность.

Индивидуальная работа

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).

Цель: развивать чувство равновесия.

II половина дня

15.05 – 15.30 Развитие речи

Беседа «Такие разные животные». Рассматривание иллюстраций из альбома: «Подводные обитатели»

Чтение М. Яснов. «Подводная считалка».

15.45 – 16.15

Социально-коммуникативное развитие (Ребенок в семье и сообществе)(1,3 неделя)

Д/и «Какой цифры не стало?». Цель: упражнять детей в порядковом счете от 1 до 10. с

Прогулка

Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели:

~~ продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);

—        формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

  • Какие виды транспорта вы знаете?
  • Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?
  • Что спереди у автомобиля? (Фары.)
  • Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)
  • Кто управляет машиной? (Водитель.)
  • Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются ... (автомобили).

П/игры «Рыбак и рыбы», «Салки – догонялки», «Позвони в колокольчик».

Работа с родителями: Индивидуальные беседы внешний вид ребёнка в дет.саду.

Чтение художественной литературы: Чтение басни И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "РЕЧНЫЕ АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ" (старшая группа)

ЗадачиЗакрепить знания детей о речных и аквариумных рыбах;Учить употреблять существительные множественного числа родительного падежа;Развивать связную речь;Закрепить  навык наматывания на основу ...

Календарное планирование на тему "Морские , речные, аквариумные рыбы" ( подготовительная группа)

Календарное планирование работы группы Светлячок на тему «Морские, речные и аквариумные рыбы» с 21 января по 25 января 2019г.Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых с...

Конспект ОД по ФЦКМ в подготовительной группе на тему "Речные, морские, аквариумные обитатели"

Данный конспект занятия по ФЦКМ поможет детям расширить и уточнить представления о рыбах...

рекомендации родителям по лексической теме" Подводное царство (морские, речные и аквариумные "

Сегодня, когда детские сады закрыты, дети вынуждены целыми днями оставаться дома. В жизни ребенка важную роль играет взаимодействие со сверстниками – детский сад, игры во дворе, дни рождени...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему "Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"

Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему " Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"...