Дистанционный мастер-класс «Приобщаем детей к детской художественной литературе»
методическая разработка

Саликова Аделя Рафаэльевна

Дистанционный мастер-класс

«Приобщаем детей к детской художественной литературе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnyy_master_klass.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 59»

Дистанционный мастер-класс

«Приобщаем детей к детской художественной литературе»

Подготовила:

Саликова Аделя Рафаэльевна,

воспитатель,

1 кв. категория

Оренбург

2020 г.

Дистанционный мастер-класс

 «Приобщаем детей к детской художественной литературе»

Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось обсудить с Вами проблему приобщения детей к художественной литературе; обосновать позиции, поделиться практическими находками.

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Каким он будет на закате XXI века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Об этом мы задумываемся сейчас. Ведь будущее закладывается уже сегодня.

Как развить способность видеть, переживать, оценивать красоту?

Началом всех начал должно быть приобщение ребенка к произведениям художественной литературы и, прежде всего, осознание ими богатства и красоты литературного языка художественных произведений.

Важно помочь ребенку увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ними, а иногда и поплакать над судьбой.

Педагог формирует круг детского чтения. Я стараюсь, чтобы литература была интересна ребенку, высокохудожественна, разнообразна.

Сегодня нужна грамотная систематическая работа с ребенком, основанная на научных принципах формирования круга детского чтения, на иных критериях отбора книг для детского чтения, отношении к самой детской литературе. Главная цель приобщения ребенка к самой художественной литературе - воспитание грамотного читателя.

Если люди перестанут читать, они перестанут думать»

В своей работе я опираюсь на литературоведческие принципы.

Подбираю для детей различные виды литературных произведений: поэзию, прозу, драматургию. Изучаю с детьми произведения разных жанров: сказки, поговорки, скороговорки, рассказы, повести, стихи, загадки и т. д. Важно обращать внимание на тематический подбор произведений.

В моей работе с детьми я выделяю 2 этапа.

На первом этапе мы учимся воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу, понимать смысл, характерные особенности. Мы учимся анализировать художественное произведение (сравнивать героев, их поступки, понимать художественные особенности и художественные приемы, высказывать свое отношение к прочитанному, размышлять, оценивать, делать выводы.

Каждый раз ребенок воспринимает одно и тоже художественное произведение по-разному.

Так, например, дети каждый раз понимают сказку «Колобок» по-разному. После рассказывания детям сказки «Колобок» один мальчик сказал: «Колобок был глупым и бестолковым, не мог повстречать молодую лису». У него спросили: «Почему колобок глупый? Зачем нужна ему молодая лиса?». Ребёнок в ответ: «Если бы он повстречал молодую лису, то она бы все хорошо слышала, и Колобок не стал бы прыгать ей на язычок и петь песню еще разок. Она бы его не съела»

А в следующий раз он решил, что лиса была хитрее Колобка.

Сухомлинский В. А. утверждал: «Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»

На втором этапе работы мы учимся применять полученные знания, переносить их в различные ситуации: в игру, в беседу, воплощать их в рисунке, в поделке, в других видах деятельности. Мы придерживаемся деятельностного подхода, способствующего развитию личности.

На примере русских народных сказок мы покажем вам, как дети применяют полученные ранее знания при выполнении заданий. И попрошу вас быть активными участниками при проведении игр.

Практическая часть для воспитателей

Посмотрите внимательно, у нас с вами сегодня необычное занятие. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по сказкам. Но для этого нам надо немного стать детьми. Попробуем? И еще нам надо разделиться на две команды. Посмотрите, на столе лежат волшебные круги. Они доставят Вас в команду. Надо выбрать цвет этого круга. Если он желтый тогда милости просим Вас за этот стол, если синий - Вам сюда. (На двух столах лежат таблички с цветными кругами). Давайте отправляться в путь. Начнем с того, дадим название командам. У Вас есть две минуты, чтобы выбрать себе «Имя».

(В последствии команды называю по имени)

Вот теперь можно начинать. Это будет разминка. Отгадайте загадку: «Знайте, вот

«Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут»

Вы правы это белочка. Из какой сказки появилась белка?

(из сказки «О царе Салтане»)

Какая белочка?

(шустрая, красивая, добрая, ласковая, серенькая и т. д.)

Посмотрите, кто это появился? Похожа она на ту, о которой мы с Вами говорили только что?

(Да)

Что это за предмет? (выкладываю дудочку).

(ответы детей)

Как вы думаете, что общего у белочки и дудочки?

(шустрая дудочка, для веселья, для услады, на радость людям и т. д.)

Перед Вами появляются герои одной очень известной сказки. Узнали?

(Герои из сказки «Репка»)

Молодцы, правильно! Как вы думаете, что будет, если в сказку ввести нового героя. Например, (появляется дудочка). Подумайте вместе с командой, и через 3 минуты ответьте. (Пока звучит мелодия, команды переговариваются.)

Дети очень любят играть в игру «Расскажи сказку по-другому».

Цель игры: научить детей рассказывать сказку от лица другого героя сказки или предмета.

Например, сказка «Колобок от лица тропинки», проходящей рядом с домом: «Я тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, как-то раз, Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягенький, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик.» и так далее. Таким образом, ребенок рассказывает сказку до конца, применяя полученные знания о произведениях художественной литературы в практической деятельности.

Задание творческим группам.

Расскажите сказку от лица лисы. (Тянут карточки)

Расскажите сказку от лица медведя. (Тянут карточки)

Устали? Давайте порисуем. А рисовать мы будем (показываю). .Кто это?

(корова)

Из какой сказки эта прекрасная героиня. Абсолютно верно. Мне нужен один человек, который будет Вас ориентировать на листе бумаги. Остальные будут рисовать с завязанными глазами по очереди. Начнем. Очень симпатичные коровы получились. Молодцы. Спасибо.

Продолжение практической части.

[Задание творческим группам]

Задание следующее. Через три минуты вы должны ответить на следующий вопрос. В каких сказках встречаются предметы или сказочные персонажи из металла. (Буратино - золотые монеты, Железный Дровосек - «Волшебник Изумрудного города», меч Ильи Муромца, «Курочка Ряба» - золотое яичко, «Федорино горе» - посуда, «Двенадцать месяцев» - золотое колечко, «Сказка о царе Салтане» - скорлупки золотые у орешек, поэма «Руслан Людмила» - у сказочных рыцарей были железные кольчуги).

Продолжение практической части.

И, наконец, конкурс. Строим волшебный замок из этого конструктора. У каждой команды по одинаковому количеству деталей. Чья команда соберет красивее и главное быстрее, та команда и победит.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Теперь можно и превратиться во взрослых.

Вам понравилось? Что Вы почувствовали, став на время детьми?

(рефлексия - ответы воспитателей)

Эти задания можно использовать и как по отдельности, так и на разных занятиях.

Все эти задания способствуют закреплению знаний о художественных произведениях; развивают умение применять художественные приемы, знакомые ребенку; способствуют созданию своих героев, помогают ощутить глубину литературных произведений в ходе практических действий.

Приобщение ребенка к книге способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью. Благодаря произведениям художественной литературы ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Из литературных произведений черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Дискуссия

Я поделилась своим опытом. Если у Вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

Закончить нашу встречу хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: «Достижения человеческой мысли безграничны. Человек, например, создал множество книг. Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок полюбил чтение, был готов выйти в самостоятельное плавание по книжному морю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Приобщаем детей к чтению художественной литературы"

Книга - наш друг и помошник! Как рассказать об этом детям? Как привить им любовь к книге и чтению! На эти вопросы я постаралась ответить в дпнной статье. ...

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

Мастер-класс «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности....

Приобщение родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности

quot;Приобщение  родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности» Реализация единого подхода к воспитанию ...

Консультация для родителей " Приобщаем детей к чтению художественной литературы"

Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение понастоящему читать книги. Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными...

Мастер – класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»

Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ре...