Подготовка к школе
материал (старшая группа)

Клейменова Галина Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole.docx113.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка детей к школе»

из опыта работы

Подготовила воспитатель

   МКДОУ «Детский сад №7

                                                                                 п. Первоавгустовский»

                                                                            Клейменова Галина

                                                                Анатольевна

                                                    «Ребенок не готовиться стать школьником.

                                                      Он просто растёт, играет, развивается».

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.

Выделяют общую готовность и специальную готовность к обучению в школе.                ОБЩАЯ ГОТОВНОСТЬ

В содержание понятия входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка

В структуре психологической готовности к школе
принято выделять следующие компоненты

1.Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2.Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3.Социально-психологическая готовность. Данный компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4.Эмоционально-волевая готовность. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

5.Психомоторная (функциональная) готовность. Преобразования, происходящие в детском организме, способствующие повышению его работоспособности и выносливости.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

 Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир)

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

 1.Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова.

2.Умение различать гласные и согласные звуки.

3.Умение членить слова на слоги.

4.Умение строить простые предложения из 4 и более слов.

5.Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

 6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах и событиях.

Развитие элементарных математических представлений

1.Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.

2.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

3.Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

4.Умение соотносить цифру и число предметов.

5.Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка

 1.Уметь называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей, состав семьи.

2.Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.

3.Знать правила поведения в общественных местах.

4.Знать правила безопасного поведения на улице.

 5.Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.

6.Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

7.Знать названия частей суток и их название

                МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА.

 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Т.е. умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 9.Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел  подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте. Для этого я использую задания различной степени сложности. Я обнаружила, что большинство детей не достаточно хорошо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому я постаралась подобрать максимально эффективные методы и средства для развития детей и подготовки их к школе.

Эту работу я провожу  регулярно, стараюсь, чтобы задания, предложенные мной, приносили ребенку радость, не допускаю скуки и переутомления, стараюсь вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Важной частью моей  работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Детям я предлагаю с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук играть с карандашами или ручками.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо - песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений  у детей  развивается  творческое воображение.

В своей работе я использую такой прием, как выкладывание из липучки различные фигуры, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурков я учу детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается.

Еще в работе я часто использую крупы и семена, учу детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, цифры; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. 

Работа с крупами развивает у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками.

Аппликация как вид изобразительной деятельности тоже является средством развития творческих способностей детей

Также провожу интересные игры с пластилином, которые дают возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки (комкать листы бумаги).

Много времени уделяю самостоятельной деятельности детей в развивающей среде.

В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозаика»,

 « Конструкторы»

 «Пазлы» и т. д.,  которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Веду работу в тетрадях в крупную клетку и на печатной основе, в которых дети учатся видеть строчку, открывать нужную страницу, пишут и обводят клетки. Предлагаю ребятам также штриховать различные фигурки.

Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей

- Рекомендации  и консультации в папках-передвижках;

- Проведение бесед;

- Организация совместных мероприятий.

     - Консультация о подборе развивающих игр для ребенка

  - Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

   Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.

Самое главное в моей работе, помнить: не перегружать память непонятной для ребенка информацией, слишком сложными текстами, недоступными возрасту ребенка заданиями. Все хорошо в своё время.

Я  буду дальше продолжать применять в своей работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Подготовкак и празднование Дня Флага в старшей группе

Подготовка и празднование Дня Флага в старшей группе «Дюймовочка»Здравствуйте коллеги. 22 августа в нашей стране празднуется День Флага. Наша группа активно участвовала в подготовке и праз...