Конспект интегрированного занятия по экологии "Зимнее путешествие на летний луг"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васильева Дарья Сергеевна

Цель: Знакомство детей с лекарственными растениями.
Задачи: 

-        Тренировать умения детей узнавать и называть лекарственные растения. Дать представления о месте их произрастания и сроках сбора;

  • Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений, и умение их рационально использовать для здорового образа жизни;
  • Воспитывать желание беречь и защищать природу.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zimnee_puteshestvie_na_letniy_lug.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия  «Зимнее путешествие на летний луг»
(старший дошкольный возраст)

Цель: Знакомство детей с лекарственными растениями.
Задачи: 

  • Тренировать умения детей узнавать и называть лекарственные растения. Дать представления о месте их произрастания и сроках сбора;
  • Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений, и умение их рационально использовать для здорового образа жизни;
  • Воспитывать желание беречь и защищать природу.

Методические приёмы: загадки, проблемные ситуации, исследовательская деятельность, беседа, физминутка, игровые упражнения, аудиотренинг.

Словарная работа: тысячелистник, валериана, бессмертник, лекарственные растения.

Оборудование: мультимедийная установка, ватные диски с эфирными маслами мяты, череды, чабреца, клевера, иллюстрации с изображением лекарственных растений, травы: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валерьянка, ромашка; мольберт, засушенные растения.

Предварительная работа: наблюдения в природе, познавательные минутки, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гуси-лебеди», дидактическая игра, загадки, стихотворения, пересказ произведения К. Д. Ушинского «Лекарство»

Ход занятия:
В зале звучат звуки леса, слышны ароматы лекарственных растений. Дети входят в зал. Воспитатель просит детей закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и рассказать о звуках и ароматах, которые они услышали.

Воспитатель: Что нарисовало вам ваше воображение, когда вы сидели с закрытыми глазами?

Предполагаемые ответы детей: Пение птиц, шум ветра и трав, журчание ручейков…

Воспитатель: Как вам показалось, в каком месте вы очутились?

Предполагаемые ответы детей: В лесу, на лугу…

Воспитатель: Какое время года сейчас? Месяц?

Предполагаемые ответы детей: Зима. Январь

Проблемная ситуация

Воспитатель: Зима – прекрасна, но хотелось бы вам, хоть не на долго очутиться на летнем лугу?

Предполагаемые ответы детей: Да!

Воспитатель: Вот бы попасть туда, погреться на солнышке, вдохнуть аромат цветов и насобирать полезных растений, которые очень нам пригодятся в холодное время года, при помощи каких слов можно сотворить чудо?

Предполагаемые ответы детей: Волшебных.

Дети придумывают волшебные слова, закрывают глаза, произносят их 3 раза и оказываются на воображаемом лугу, на экране луг.


 Воспитатель: Ребята, посмотрите где мы с вами очутились? Вы ощущаете каким ярким стал аромат? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки и послушав стихотворения.

Ах, не трогайте меня, 

Обожгу и без огня. (Крапива) Крапива выглядит красиво, 
А поступает не красиво: 
Чем к ней нежнее прикасаться 
Тем хитрая больней кусается


Рос шар бел, 

Дунул ветер – шар улетел. (Одуванчик) 

Одуванчик золотой 
Был красивый молодой, 
Не боялся никого, 
Даже ветра самого. 

Одуванчик золотой 
Постарел и стал седой 
И как только постарел 
Вместе с ветром улетел.


Нарядные платьица, желтые брюшки, 

Ни пятнышка нет на красивой одёжке, 
Если случится тебе простудиться: 
Привяжется кашель, поднимется жар – 
Подвинь к себе кружку, в которой дымится 
Слегка горьковатый, душистый отвар. 

– Что же это за чудесный Цветок? (Ромашка)
- Ребята, а как называются эти растения? Почему они так называются?

Издавна люди замечали, что животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненных лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.

Хотите побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

II. Основная часть. 

Исследовательская деятельность.

Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (ответы детей). Да, каждый лист состоит из множества крохотных листочков, и у каждого листочка ажурные края.

Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, а так же для улучшения аппетита.

Используют у тысячелистника соцветия – корзинку.
А чем хорошо лечить, если разобьёшь коленки?

Зелёным бинтом, который называется… (подорожник). Почему это растение так называется? Да, ребята, мы иногда топчем его. Оно плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надёжно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которых так страдают многие другие растения. Подорожник – великий путешественник. Известна история его появления. Очень давно европейцы стали заселять новую для них землю – Северную Америку. А с ними и поселился подорожник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебрался через океан. И там, где проходили европейцы, стал расти. Индейцы дали ему название «След бледнолицых».

Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе? Листья подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

Отгадайте. О каком растении говорят, что оно жжёт.

Правильно, это крапива. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Важно и другое, о чем писали очень давно русские врачи. «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества убивающие микробов, а так же она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы; из неё делают бумагу. Да, да, из крапивы можно получить бумагу, а так же мешковину и верёвки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Вспомните сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди», именно из крапивы пришлось сестрице связать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

Полезна крапива и бабочкам – адмиралу, павлиньему глазу, крапивнице, гусеницы которых едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы.

Но почему всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца, внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.

– А что это за растение?

Отгадайте.
Стоит в поле кудряшка –Белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?

Предполагаемые ответы детей: Это ромашка.

Воспитатель: Если горло болит, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте её научимся отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповкой.

Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки – листья рассечены на много мелких цветков; у половины листья цельные, на каждом стебельке один цветок. А если разрезать цветоложе (серединку) ромашки аптечной вдоль, то оно будет полое, в то время у поповки – нет. Есть ещё один признак – запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный.

Лекарственная ромашка любит солнце – в тёмных влажных местах она не растёт.

- А теперь посмотрите не это растение. Кто знает, как оно называется? Золотисто – желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладает удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название – бессмертник. Эта особенность растения используется для составления «зимних букетов». Бессмертник довольно не прихотливое растение, хорошо переносит засуху в степных районах. Растет преимущественно тем, что растение укрыто специальными волосками, надежно защищающими растение от испарения. (Дети рассматривают растение).

С незапамятных времен растение это использовалось в лекарственных целях. Из него изготавливали «грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешенный животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны, еще бессмертник используется для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справится с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.

- А вот еще один врачеватель из нашей аптечки – что это за растение?

Определите по запаху.

- Корень валерианы. В переводе с латинского языка «валере» означает «быть здоровым».

Это одно из самых пахнущих лекарственных растений. Рассмотрите корневище и определите его (рассказы детей). Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства при бессоннице. Еще царь Петр I повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «аптечных огородах». Растет валериана на заболоченном и влажном, иногда засоленным лугам, по берегам водоёмов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках. 

Все эти растения (лекарственные) произрастают во многих районах ставропольского края и в нашем крае тоже, но не все.

Физ. Минутка.

На берегу стояла ива,
Ветер ветками качал.
То налево, 
То направо,
То листочками играл.
Посчитаем да подумаем.

- Кто соседи ромашки?
- Какая по счету валериана?
- На котором месте находится бессмертник?
- Сколько лекарственных растений мы «встретили» на этом занятии?

Правило сбора лекарственных растений.

  1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
  2. Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей).
  3. При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем (Ответы детей).
  4. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
  5. Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах. Почему? Как вы думаете?
  6. Запрещён сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу. Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. (Что важно для возобновления зарослей).



Аутотренинг: звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра под рук. П. Мориа.

…ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух.
Колышутся травы луга,
Над нами гордо кружат птицы
Нам хорошо и приятно.
Мы очень рады, что встретились 
С чувственным миром лекарственных растений.
Мы хотим жить в мире с природой.
Мы будем другом и защитником всему живому.

Самостоятельная деятельность.
- Зарисовка и подготовка выставки «Лекарственные растения».
- «Узнай по описанию» работа с тетрадью в рисунках.
- Приготовление витаминного чая:
Крапива, черная смородина, шиповник. 3 – 1 – 1

Воспитатель: Как щедро наградил нас луг за наше путешествие, садитесь ребята на травку.

Рефлексия:

Вам понравилось на лугу?

Что запомнилось?

Чему научились?

Какие эмоции испытали?

За что можно поблагодарить луг?

Воспитатель, пора нам возвращаться в свой детский сад, в январь – месяц! Идти с горки кататься, а после, пить целебный чай, который мы приготовили!



- Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по физкультуре "Путешествие к звездам"

Конспект непосредственной образовательной деятельтности  в области "Здоровье"   "Путешествие к звездам"...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП "Путешествие по королевству математики"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:  «Познание, формирование элементарных математических представлений»Тема: Путешествие в страну матем...

Конспект интегрированного занятия по теме «Путешествие в осенний лес»

Занятие разработано для решения следующих задач: развивать внимание и память; формировать навыки позитивной коммуникации; создать психологический комфорт; воспитывать интерес и бережное отношение к пр...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Путешествие на паровозике» во второй младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Путешествие на паровозике» во второй младшей группе. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №252»Конспект интегрированного заня...

Конспект Интегрированного занятия (физкультура + математика) «Путешествие в лес за подарками»

Программное содержание:Упражнять в сравнении предметов по длине. Обозначать результаты сравнения словами.Закрепить понятия «один», «много»Закреплять знания геометрических фигур, уметь их классифициров...

Конспект интегрированного занятия по математике «Путешествие с Лунтиком» в средней группе

Занятие в средней группе по математике: знакомство с цифрой 6...