Конспекты ООД
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

НАЗИЛЯ НАЗИПОВНА ХАЙРУЛЛИНА

Конспекты ООД для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93 «Эллюки»

Конспект ООД по татарскому языку в средней группе

“Фиксик-Симка бездә кунакта”

                                                           

                                       Воспитатель

по татарскому и русскому языкам:

                                                                    Хайруллина Назиля Назиповна

1 валификационная категория

г. Нижнекамск

2022 г.

Тема:

«Фиксики» мультфильмындагы Симканы татар телендә сөйләшергә өйрәтәбез”

Интегрируемые образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Вид:

Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники

 Игровая: сюжетно-ролевая игра, пальчиковая игра; коммуникативная, познавательная, музыкальная деятельность; беседа.

Цель:

закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаилә», “Ашамлыклар”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные:

- активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

- способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.

2. Развивающие:

- продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

- развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;

- воспитывать интерес к изучению татарского языка,

Оборудование и материалы:

Иллюстрации на тему: “Гаилә”, “Ашамлыклар”;

Песочная коробка;

Диск с мультфильмом «Фиксиләр»;

Раскраски.

Предварительная работа

создание языковой среды, составление конспекта, изучение с детьми лексического материала и подвижную игру  «Туп».

Создание песочной коробки;

Подбор музыкального сопровождения;

Актуализация знаний детей по теме: «Гаилә» и «Ашамлыклар».

Последующая работа

Продолжение ознакомления и закрепления знаний детей по темам «Гаилә” и “Ашамлыклар”.

Ход занятия

І. Организационный момент

Воспитатель: Исәнмесез!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләрегез ничек?

Воспитатель: Әйбәт, рәхмәт.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они узнали что вы хорошо говорите по-татарски и хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними и спросим, как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт, рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались.

ІІ. Основная часть.

1. Сюрпризный момент. Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто же стучится в дверь, может кто-то из гостей опоздал?.. Кто там? Давайте спросим: кем анда?

Дети: Кем анда?

Входит Симка из мультфильма «Фиксики» (музыкальное сопровождение). Светлана Александровна!

Симка: Здравствуйте, ребята! Я из мультика «Фиксики». Меня зовут – Симка. Я слышала, что в вашем детском саду, все дети умеют разговаривать на татарском языке!.. Я тоже хочу научиться!.. Все мои друзья: и Нолик, и Файер, и         Шпуля теперь умеют разговаривать на татарском языке. А я нет… (плачет).

Воспитатель: Ребята, научим разговаривать Симку на татарском языке? Симканы татарча сөйләшергә өйрәтәбезме? 

Дети: Да. Әйе.

Воспитатель: Конечно, научим. Әлбәттә, өйрәтәбез. Ребята, посмотрите, какая интересная песочная коробка!.. Давайте, посмотрим, что же там. Бу нәрсә?

2. Игра “Бу өйдә кем яши?” (“Кто в доме живет?”)

Дети: дом, өй.

Воспитатель: А кто в доме живет? Бу кем? Это кто?

Дети: әти, әни, әби, бабай, малай, кыз, Акбай, Мияу.

Воспитатель: Правильно. Дөрес. Ребята, а как Акбай и Мияу песню поют?

3. Дети поют песню.

Дети: Мияу-мияу, мин – песи, мияу-мияу, мин – песи (девочки).

           Вау-вау, мин – эт, вау-вау, мин – эт (мальчики).

4. Игра “Кем юк - Кого нет? ”

Воспитатель: Ребята, Симка, отгадайте кем юк? - кого нет?

Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай).

Воспитатель: Кем юк?

Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.

Воспитатель: А давайте, теперь отрехнем ручки и поиграем в пальчиковую игру. Бармак уенын уйныйбыз!

5. Бармак уены “Гаилә”

(Пальчиковая игра “Семья”)

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак малай (уң кулда – на правой руке).

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак кыз (сул кулда – на левой руке).

Воспитатель: Ребята, похоже наша Симка проголодалась. Давайте угостим гостя. Симка, кил монда, утыр.

6. Сюжетно-ролевая игра “Кунак сыйла”

1  ребенок: Мә, чәй (сөт) эч

Симка: Рәхмәт. Чәй (сөт) тәмле.

2 ребенок: Мә, алма (ипи) аша.

Симка: Рәхмәт. Алма (ипи) тәмле.

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети: Туп.

Воспитатель: Туп нинди?

Дети: Зур, матур, чиста.

Воспитатель: А давайте, ребята мы с вами поиграем в игру «Туп»   И позовем с нами играть Симку.

Дети: Симка, кил монда.

7. Игра “Туп”

                    Туп-туп

                    Зур туп

                    Сикер-сикер

                    Зур туп

                    1, 2, 3, 4, 5

                    Сикер-сикер, зур туп.                                

                                               Туп-туп

                                               Кечкенэ туп

                                               Сикер-сикер

                                               Кечкенэ туп.

                                               1, 2, 3, 4, 5

                                               Сикер-сикер, кечкенә туп.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Молодец, Симка! Симка, ты научилась говорить на татарском языке? Татарча сөйләшергә өйрәндеңме?

Симка: Әйе, мин татар телендә сөйләшергә өйрәндем! Рәхмәт сезгә, балалар! Мин сезгә “Фиксиләр” дип аталган мультфильмнар дискын группада карарга бирәсем килә. Анда минем барлык дусларым да татар телендә сөйләшә. Рәхәтләнеп карагыз!

Воспитатель: Ребята, а я вам хочу подарить раскраски из мультфильма «Фиксики». Сау булыгыз! До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 «Эллюки»

Творческий отчет

Конспект СОД по речевой и поисково-познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе: 

«Волшебница-Вода»

Воспитатель:

Хайруллина Назиля Назиповна,

первая квалификационная категория

МАДОУ «Детский сад № 93 «Эллюки»

Дата: 29.05.2019

Возрастная группа: №12, старшая

Тема: «Волшебница-Вода»

Интегрируемые образовательные области: «Развитие речи», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Познание»

Ведущая образовательная деятельность: Речевое развитие

Вид: совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: игровая, речевая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, экспериментальная

Цель: обогащение и пополнение речи детей о свойствах воды;

Программные задачи: 

Образовательные:

1. Уточнить и расширить знания детей о воде; познакомить со свойствами воды (не имеет формы; не имеет запаха; не имеет вкуса; вода-растворитель, воду надо очищать)

2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с прозрачными пластмассовыми стаканчиками, палочками;

- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

1. Активизировать и обогатить словарь,  за счет слов: вода - жидкость, вода - лед, вода - пар, вода не имеет формы, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода – растворитель, фильтр.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

2. Прививать бережное отношение к воде.

Методические приемы, в том числе приемы, стимулирующие детскую инициативу и самостоятельность: моделирование игровой ситуации, с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование наглядного материала, ИКТ, физкультминутки

Оборудование и материалы: иллюстрации по теме «Вода», мяч, голубое ведерко с капельками по количеству детей, маска Тучка, магнитофон, аудиозапись «Дождь», «Ручеёк», «Река», «Море», аудиозапись Angelight «Тепло дождя»; ноутбук, схемы свойств воды, фото с изображением системы очистки на очистных сооружениях; большие капли – 5 шт., указатели центров, игрушки – сюрпризы,  показ презентации «Волшебница-Вода»; для опытов: стаканчики, посуда, палочки, лейка, вода, стол, клеенка, салфетки, перчатки, молоко, сахар, соль, блюдца

Предварительная работа:

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Дидактические игры: Какая бывает вода». «Разрезные картинки»,

4. Проведение экспериментов на тему « Превращения воды».

5. Наблюдения за водой на прогулке.

Структура и примерный хронометраж: I вводная часть – 3-5  минут, II основная часть – 20-25 минут, III заключительная часть - 5 минут

Последующая работа:

- чтение «Русалочка» Г. Х. Андерсен и др.;

- отгадывание загадок о воде,

- поддерживать интерес к труду, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Изобразительная деятельность:

- лепка «Морское царство»;

- рисование «Золотая рыбка», «История Капельки»;

- аппликация «Аквариум».

Ход совместной образовательной деятельности:

Этапы работы

Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

- описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Воспитатель: Ребята, мы снова вместе. Я очень рада.

- Я предлагаю начать день с приветствия. (Вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с нами.

Основная часть

- изложение основных положений нового материала;

- описание методов, способствующих решению поставленных задач;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

- постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

- определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;

- описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных  особенностей воспитанников.

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, нужно отгадать загадку:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда -

Руби хоть топором!

Нагрей ее - и к небесам она

Взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее … (вода).

Дети: Вода

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Сегодня мы продолжим разговор о воде.

Давайте вспомним, какой бывает вода на нашей планете?

У меня в руках волшебный мяч. Я бросаю мяч одному из вас, задаю вопрос: «Какая бывает вода?», вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и возвращаете мяч мне. Правило такое, никто никому не подсказывает, только я могу помочь тому, у кого волшебный мяч.

Дети: море, речка, из водопроводного крана, снег, лед, туман, роса, дождь, айсберг, холодная, горячая…

Воспитатель: Правильно, дети. Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях. Вода падает на землю в виде дождя. При нагревании вода превращается в пар. Вода бывает в замерзшем виде - снег, лед. Все это разные формы воды. Но в любом виде она необходима человеку.

Воспитатель: Давайте поиграем, представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Возьмите из голубого ведерка капельки воды, которые вам понравились.

- Вот теперь мы настоящая семья.

- Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки.) звучит аудиозапись ручейка.

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) звучит аудиозапись речки.

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) звучит аудиозапись моря.

Плавали, плавали капельки в море. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (руки вверх потянули.) Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и затем возвращаются к воспитателю.

- Капельки, я сегодня предлагаю отправиться в путешествие по разным уголкам Земли! Вас ждет много интересного.

1. В гостях у Синей Капельки вы познакомитесь со свойствами воды, научитесь очищать воду (вывешиваю на доску картинку с проведением опытов).

2. В гостях у Желтой Капельки вы сможете помочь Раку найти друзей. Рисовать вы будете не кисточками, а зубочистками.

3. В гостях у Зеленой Капельки вы сможете сделать кораблики и спустить их на воду. Кораблики будете делать из бумаги (фото кораблика).

Воспитатель: Капельки, посмотрите на фотографии и выберите то место, где вам хотелось бы побывать. Капельки, счастливого пути! (Дети расходятся по центрам).(Работа на центрах)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти фотографии помогут вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлых занятиях (презентация «Вода»)

Воспитатель: Дети, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?

Дети: Это плохо, потому что засохли бы растения, от жажды умерли бы люди, рыбы.

Воспитатель: Правильно, ребята. А кому нужна вода?

Дети: 1. Вода нужна растениям, животным, рыбам - всему живому на Земле.

2. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам, в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.

3. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.

Воспитатель: Мы видим, что без воды жизнь на Земле была бы невозможна.

Вода - одна из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.

Воспитатель: Дети, слушайте внимательно загадку:

Круглое, румяное, для детей желанное? Что это?

Дети: Яблоко

Воспитатель: Молодцы, правильно - это яблоко. А какой формы яблоко?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А как вы думаете, какую форму имеет вода?

Дети: круглую, треугольную, квадратную.

Воспитатель:

А вот сейчас мы и выясним, какую же форму имеет вода. Но сначала вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать при проведении опытов.

Дети:

1. Нельзя без разрешения пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться).

2. Нюхать вещества и растворы нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути).

3. Выполнять указания воспитателя.

ОПЫТ 1: (дети встают возле стола)

Воспитатель: У меня на подносе лежат разные предметы. Амир  берет резиновую перчатку, Наргиза - стакан, Азалия -  пластмассовую бутылку, Алия В. - блюдце, Самир – пластмассовую банку, Раиль -  железную кружку.

Воспитатель: Я наливаю воду в ваши сосуды, какой формы вода?

Дети: как стакан, как перчатка…

Воспитатель: Да, дети, у Амира вода приняла форму перчатки, у Наргизы – форму стакана, у Азалии - форму бутылки, у Алия В.-  форму блюдца. Почему вода приняла разные формы?

Дети: Вода жидкая, текучая.

Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая, принимает форму того предмета, в который её наливают.

(Вывешиваю схему «Вода не имеет формы»).

ОПЫТ 2: А теперь садимся за столы.

Перед вами стоят 3 стакана: 1 стакан с водой, 1 стакан с соком (Эльза, Амир М.)

Воспитатель: Дети, возьмите соломинку и попробуйте воду из стакана. Имеет ли вода вкус?

Дети: нет, не имеет.

Воспитатель: А теперь попробуйте сок. Имеет ли он вкус?

Дети: Да имеет, вкус вишни.

Вывод: Вода не имеет вкуса, но бывает, когда человек хочет пить, то он с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса он не чувствует.

(Вывешиваю схему «Вода не имеет вкуса).

ОПЫТ 3:

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? (Самир, Алия Г.)

Дети: ничем не пахнет.

Воспитатель: Понюхайте ещё.

Вывод: Вода не имеет запаха, однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

(Вывешиваю схему «Вода не имеет запаха).

ОПЫТ 4:

Воспитатель: Ещё одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом.

Возьмите маленькие стаканчики и поставьте их перед собой. Содержимое стаканчиков у каждого из вас разное. Постарайтесь определить, что это за вещества? Их можно понюхать, попробовать на ощупь. (У детей находятся разные вещества)

Амир М.: сахарный песок.

Наргиза: соль

Камиль: мука

Эльза: масло растительное

Самир.: рисовая крупа

Алия Г.: гуашь красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно определили, какие вещества находятся на ваших столах.

Воспитатель: Дети, возьмите ложку вашего вещества и растворите её в стакане воды. Что вы видите?

Амир М.: Сахар растворился в воде.

Наргиза: соль растворилась в воде

ВЫВОД Воспитатель: Да, дети, сахар и соль растворились в воде, вода при этом осталась прозрачной.

Камиль: мука растворилась в воде, но вода остается мутной.

ВЫВОД Воспитатель: Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, после того как стаканчик с водой немного постоит, мука осядет на дно, но растворы продолжают оставаться мутными.

Алия Г.: гуашь красного цвета растворилась в воде и изменила ее цвет. Вода стала красного цвета.

ВЫВОД Воспитатель: Некоторые вещества растворяются в воде быстро и при этом изменяют свой цвет.

Эльза: масло растительное не растворилось в воде, растекается пленкой по поверхности.

ВЫВОД Воспитатель: Масло не растворяется в воде, оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

Самир: рис не растворился в воде

ВЫВОД Воспитатель: Рис не растворился в воде.

ВЫВОД Воспитататель: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые не растворяются.

(Вывешиваю схему «Вода – растворитель).

Воспитатель: Дети, все вы устали, выходите в круг, немножко отдохнём.

Физкультминутка «Дождик» 

Дождь зелёный лес полил (прыжки на месте)

Все деревья напоил (ладошки лодочкой, показать, как мы пьем воду)

Кустики умыл, цветочки (движение умывания)

Все поля, луга и кочки

И под каплями дождя (руки внизу, ладошки в стороны, покачиваемся)

Улыбается Земля (улыбаемся)

Дождику поставь ладошки (ладошки вверх)

Пусть помоет их немножко (движения ладошками)

С капельками подружись (повернулись друг к другу «Горячие ладошки)

Поиграй (хлопаем в ладоши друг другу)

И покружись (кружимся)

Воспитатель: Дети, мы немножко отдохнули и теперь можем приступить к работе.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете воду из ваших стаканчиков можно пить?

Дети: нет, она грязная.

Воспитатель: А теперь мы нашу воду попробуем очистить.

Это можно сделать с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.

- Возьмем салфетку, поместим в воронку. Воронку поместим в пустой стакан. Давайте посмотрим, как работают наши фильтры.

- Каждый из вас берет раствор воды и выливает его в стакан с фильтром?

- Что мы видим? (вода очищается)

Очистилась вода от растительного масла (да)

Воспитатель: Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла.

- Очистилась вода от крупинок риса? (да)

Воспитатель: рисовую крупу удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что он не растворился в воде; на фильтре хорошо видна крупа.

- Очистилась вода от муки? (не очень)

Воспитатель: После фильтрования раствора муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички муки, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на самом фильтре.

-  Очистилась вода от соли? (нет, не осталось следов на фильтре.)

- Очистилась вода от сахарного песка? (нет)

- Очистилась вода от раствора краски? (нет, фильтр изменил цвет, стал красный и отфильтрованная вода цвет не изменила.)

Воспитатель: Хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор краски (после фильтрования раствора краски цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался красным.

- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Великой. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встретиться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только после этого она попадает в водопровод (фото системы очистки). Но даже такую воду пить нельзя. Воду нужно кипятить. И только после это ее можно пить.

Воспитатель: Ребята, всем нужна чистая вода, как мы можем этому помочь?

Дети:

1. Не бросать мусор в водоёмы.

2. Не тратить воду зря.

3. Закрывать кран после пользования.

4. На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо занимались.

Заключительная часть

- Подведение итогов занятия;

- описание положительных действий воспитанников,

 - определение перспективы полученных знаний.

Воспитатель: Дети-капельки, возвращайтесь все ко мне и расскажите, что вы делали?

Воспитатель: Капельки, чем вы занимались в гостях у Синей Капельки

Дети: Мы познакомились со свойствами воды, учились очищать воду.

Воспитатель: Капельки, чем вы занимались в гостях у Желтой Капельки?

Дети: мы смогли помочь Раку найти друзей (показывают работы).

Воспитатель: Капельки, чем вы занимались в гостях у Зеленой Капельки?

Дети: Мы построили кораблики и пустили их в плавание.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все сегодня активно работали, на память о нашем путешествии я хочу вам подарить необычные игрушки. Если их положить в воду, они начинают расти! Дома вы проведете эксперимент и увидите, что произойдет!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93 «Эллюки

Түбән Кама – газиз калам.

   

                                                                      Хәйруллина Нәзилә Нәҗип кызы

1 нче квалификацион категория

Түбән Кама шәһәре

2022 ел

Түбән Камам – газиз калам.

Мәктәпкә әзерлек төркеме балалары белән үткәрелгән шөгыль.

Максат:

1. Балаларның туган шәһәребез Түбән Кама турындагы белемнәрен киңәйтү .

2. Туган илне, туган җирне ярату хисләре тәрбияләү эшен дәвам итү.

3. Игътибарлылык, күзәтүчәнлек, табигатькә сак караш тәрбияләү.

4. Балаларның сөйләм телен үстерү.

Сүзлек өстендә эш: сәяхәт, кала, мәчет, завод, станок, каучук.

Җиһазлар: татар милли киемендәге курчак, шәһәр күренешләре төшкән рәсемнәр, урындыкка кигертү өчен автобус төшерелгән тышлык, руль, уенчыклар, зәңгәр тукыма.

Алдан эшләнгән эш: “Түбән Кама– туган калам” альбомын карау, шигырьләр уку, шәһәрнең истәлекле урыннары, урамнары турында әңгәмә.

Шин һәм химия заводларында чыгарылган продукцияләр белән таныштыру.

Түбән Кама шәһәре урамнары буйлап экскурсия.

Методик алымнар: курчак кертү, әңгәмә, санамыш әйтү, шигырь сөйләү, рәсемнәр карау, сораулар, җыр җырлау, физкультминут, уен уйнау, чүпләр җыю.

Шөгыль төзелеше:

1. Кереш өлеш.

  1. Оештыру.
  2. Курчак кертү.
  3. Сәяхәткә әзерлек.
  4. Санамыш әйтү.

2. Төп өлеш.

  1. Шәһәр буйлап сәяхәт оештыру.
  2. Тубән Кама турында шигырь сөйләү.
  3. Шәһәрнең төрле урыннары төшкән рәсемнәр карау.
  4. Сәяхәт барышында тукталышлар ясау.
  5. Җыр җырлау “Кояшлы ил”
  6. Заводлар турында әңгәмә, рәсемнәр карау.
  7. Физкультминут “Заводлар”.
  8. Чулман елгасы буен чистарту.
  9. Уен “Күңелле туп”.

3. Йомгаклау өлеше.

  1. Сәяхәтне тәмамлау.
  2. Курчак белән саубуллашу.

Шөгыль барышы:

Балалар кереп урындыклар алдына басалар һәм хәерле иртә телиләр:

Хәерле иртә сиңа!

Хәерле иртә миңа!

Хәерле иртә, туган калам!

Хәерле иртә, Түбән Камам!

Тәрбияче: Рәхмәт, балалар, утырыгыз. (курчак кертү)

Тәрбияче: Балалар, бүген безгә кунак кызы килде. Аның исеме Алсу. Алсу авылда яши. Бүген ул шәһәр күрергә килгән һәм мин аны сезнең белән сәяхәткә чакырдым. Без Алсуны шәһәребез белән таныштырабыз.

Тәрбияче: Балалар, без кайда яшибез?

Балалар: Без шәһәрдә яшибез.

Тәрбияче: Шәһәрнең исеме ничек?

Балалар: Шәһәрнең исеме Түбән Кама.

Тәрбияче: Әйе, безнең шәһәребез Түбән Кама. Ул туган өебез кебек. Сез шәһәребезне яратасызмы?

Балалар: Әйе, без шәһәребезне яратабыз.

Тәрбияче: Балалар, буген без сезнең белән шәһәр буйлап сәяхәткә чыгабыз. Автобуста бару өчен безгә шофер сайларга кирәк. (Санамыш әйтеп, шофер сайлана)

Балалар:

Алатыр, булатыр

Тау ягыннан таң атыр.

Аны көтеп торганчы

Алга таба бара тор!

Тәрбияче: Самат безне автобуста шәһәр буйлап алып барыр. (Урындыклар автобустагы кебек куела. Беренче урындыкка автобусның алгы ягы төшерелгән тышлык кигерелә, балалар утыралар. Шофер руль тотып утыра.)

Тәрбияче: Әйдәгез, балалар, сәяхәтне башлыйк.

Бала Түбән Кама шәһәренә багышлап шигырь сөйли:

Түбән Кама - гүзәл калам.

Зур һәм биек йортларың.

Нурлар сибә, бәхет бөрки

Тәрәзәдән утларың.

Үсә зифа каеннарың

Йортлар белән ярышып.

Алмагачларың һәр язда

Ак күлмәктән барысы.

   (Тәрбияче Түбән Кама шәһәренең төрле урыннары төшкән рәсемнәр күрсәтә. Рәсемдә кайсы урын булуы әйтелә.)

(Балалар шәһәрне тәрәзәдән караган булып кыланалар)

Тәрбияче: Балалар, безнең шәһәребез матурмы?

Балалар: Безнең шәһәребез матур.

Тәрбияче: Шәһәр тагын нинди? (Балалар үз фикерләрен әйтәләр.)

Тәрбияче: Сез тәрәзәдән нәрсәләр күрәсез?

Балалар: Без тәрәзәдән йортлар, агачлар һ.б. күрәбез.

Тәрбияче: Менә без сезнең белән Химиклар проспекты буйлап барабыз.(кабатлыйлар) Күрәсезме, уенчыклар кибете. Әйдәгез әле кибеткә керик. (Балалар уенчыклар куелган өстәл янына киләләр.)

Тәрбияче: Балалар, сез нәрсәләр күрәсез?

Балалар: Без уенчыклар күрәбез.

Тәрбияче: Алия, син нинди уенчык күрәсең?

Бала: Мин зур курчак күрәм. (Балалар уенчакларны атыйлар.)

Тәрбияче: Балалар, Алсуга зур, матур туп ошады. Тупны алабызмы?

Балалар: Әйе, тупны алабыз.

Тәрбияче: Туп та алдык, әйдәгез, сәяхәтне дәвам итик. Утырыгыз автобуска. (Балалар урыннарына утыралар.)

“Кояшлы ил” җыры башкарыла.

Тәрбияче: Балалар, менә бу биек, матур бина “мәчет” дип атала.

(Балаларга завод рәсемнәре күрсәтелә.)

Тәрбияче: Болар нәрсәләр?

Балалар: Болар заводлар.

Тәрбияче: Балалар, бу нинди завод?

Балалар: Бу Шин заводы.

Тәрбияче: Кем әйтер, Шин заводында нәрсәләр ясыйлар?

Бала: Шин заводында тәгәрмәчләр ясыйлар.

Тәрбияче: Бу нинди завод, ничек уйлыйсыз?

Балалар: Бу Химия заводы.

Тәрбияче: Химия заводында нәрсәләр чыгаралар?

Балалар: Химия заводында бензин, каучук һ.б. чыгаралар.

Тәрбияче: Балалар, бу заводларда кемнәр эшлиләр?

Балалар: Бу заводларда әтиләр, әниләр, апалар, абыйлар эшлиләр.

               Физкультминут “Заводлар”.

Эре-эре заводлар,            (аяк очларына басып, куллар янга сузыла.)

Заводта станоклар.          (куллар белән станокларның әйләнү хәрәкәте ясала.)

Тиздән үсеп җитәрбез,   (куллар югары күтәрелә, аяк очларына басыла.)

Шунда эшкә китәрбез.   (урында горур рәвештә атлау хәрәкәтләре ясала.)

Тәрбияче: Балалар, утырыгыз сәяхәтне дәвам итәбез. (Балалар утыралар.)

Балалар, Алсуга әйтегез әле, шәһәребездә тагын нәрсәләр бар?

Балалар: Шәһәрдә кибетләр, мәктәпләр, даруханәләр һ.б. бар.

Тәрбияче: Балалар, менә бу мәктәп янында китапхәнә бар. Әйдәгез керәбез.

(Балалар китаплар куелган киштә янына киләләр, китаплар карыйлар.)

Тәрбияче: Китапхәнәдә китап алып укырга була. Шулай ук өйгә дә биреп торалар. Шәһәребез турында да китаплар бар, алабызмы? (Шәһәр турындагы бер китап сайлап алына..) Китап та алдык, әйдәгез автобуска утырабыз.

(Утыргач китаптан берничә рәсем карала, кайсы урын булуы әйтелә.)

Тәрбияче: Балалар, китапны бакчага кайткач карарбыз һәм укырбыз.

(Балалар алдына зәңгәр тукыма сузып җәелә, кырына чупләр куела.)

Тәрбияче: Балалар, без кая килеп җиттек? Бу нәрсә?

Балалар: Бу елга.

Тәрбияче: Әйе, бу елга. Безнең шәһәр нинди елга буена урнашкан?

Балалар: Безнең шәһәр Чулман елгасы буена урнашкан.

Тәрбияче: Балалар, карагыз әле елга буен ничек чүпләгәннәр. Әйдәгез чүпләрне җыеп китик. (Балалар пакетка чүпләрне җыялар.)

Тәрбияче: Эшләгәннән соң ял итеп алырга кирәк, уйныйбызмы?        

Балалар: Уйныйбыз. (Балалар түгәрәккә басалар, көй ишетелә.)

Уен “Күңелле туп”.

Күңелле туп, әйдә-әйдә

Кулдан кулга тәгәрә.

Күңелле туп кемдә кала

Шул хәзер биеп ала.

Тәрбияче: Балалар, әйдәгез автобуска утырабыз. Бакчага кайтырга вакыт җитте. (Балалар утыралар.)

Тәрбияче: Балалар, без нинди шәһәрдә яшибез?

Бала: Без Түбән Кама шәһәрендә яшибез.

Тәрбияче: Безнең шәһәр зурмы?

Бала: Безнең шәһәр зур.

Тәрбияче: Шәһәребез матурмы?

Бала: Шәһәр матур.

Тәрбияче: Шәһәр чистамы?

Бала: Шәһәр чиста.

Тәрбияче: Марат, син шәһәрне яратасыңмы?

Бала: Мин шәһәрне яратам.

Тәрбияче: Балалар, шәһәребез һәрвакытта шулай чиста, матур һәм бай булсын өчен без нәрсәләр эшли алабыз?

Балалар: (Балалар үз фикерләрен әйтәләр. )

Тәрбияче: Без булган әйберләрне ватмаска, агачларны сындырмаска, урамнарны, елга буйларын чүпләмәскә тиешбез. Балалар, бүгенге сәяхәтебез Алсуга да бик ошады. Ул рәхмәт әйтә.

(Балалар курчак белән саубуллашалар)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....