проект "Мир моря"
проект (старшая группа)

Богданова Оксана Александровна

Творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_morya.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Мир моря»

для детей старшей группы

                                                                        Подготовили: Луценко Е.Б.,Богданова О.А.

Паспорт проекта старшей группы «Мир моря».

Тема проекта

«Мир Моря»

Тип проекта

Информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели: Богданова О.А., Луцекно Е.Б..

Сроки реализации

2 недели

25.10-9.11.2021

Актуальность

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что они очень мало знают о флоре и фауне морей. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря». 

Проблема

Недостаточное знания детей о море, морских жителях.

Цель

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».

Детская цель проекта

Познакомить детей с жизнью морских обитателей и значения моря в жизни людей.

Задачи

1) Сформировать у детей представления о морских обитателях;
2) Совершенствовать навыки речевого общения;
3) Развивать творчество, воображение, фантазию;
4) Формировать желание пользоваться специальной терминологией; 
5) Формировать навыки поисковой деятельности;
6) Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу; 
7) Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

1) овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2) имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3) знают о взаимосвязи с другими обитателями; 
4) имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; 
5) сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

6) составляют описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы;

7) дети обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоемов.

Продукт проектной деятельности:

1) Картина «Мир моря»
2) Рисунки по теме «Мир моря»
3) Аппликации по теме «Мир моря»
4) Поделки из пластилина на тему «Мир моря»
5) Фотовыставка «Я на море». 
6) Открытое занятие на тему: «Путешествие в Морскую Академию».

Гипотеза проекта:

Много  вокруг нас  ещё  неизведанного и прекрасного. Хотелось бы  детей  познакомить  с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей   и океанов. Чувство любви к природе. Желание  беречь и охранять её.

Формы реализации проекта:

- познавательно-игровые занятия

- прогулки

- наблюдения

- чтение художественной литературы

- совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые игры)

- художественная и продуктивная деятельность

- музыкальная деятельность

- рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг

- самостоятельная игровая деятельность детей

Стратегия осуществления проектной  деятельности:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.

Этапы работы над проектом:

Этап первый:

1. Определение уровня знаний, детского опыта и возможностей детей в познании темы проекта.

2. Определение задач.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

Этап второй:

1. Определение структуры образовательной деятельности.

2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности, подборка детской художественной литературы, наглядного, иллюстративного и дидактического материала.

Этап третий:

1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

2. Выполнение проекта.

Этап четвёртый:

1. Презентация работы.

  • Выставка поделок, аппликаций, рисунков по теме «Мир моря»

  • занятие на тему: «Ах,море,море».

Результаты проекта:

1) Дети овладели понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2) Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3)Дети узнали о взаимосвязи с другими обитателями; 
4) Дети имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; 
5) У детей сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

6) Дети составляют описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

7) Дети обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоемов.

Перспективный план по ознакомлению детей с подводным миром

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Беседа «Вода Земли».

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание  иллюстраций (энциклопедий « Море  и его мир», «Рыбы которые  светятся»;

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие  в  зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи».  

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание  картин  художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;    

Опытно-экспериментальная деятельность

«Вода земли». (Вода на глобусе обозначена голубым цветом. На земном шаре воды больше, чем суши. Природа создала разную воду: морскую, речную, озёрную, дождевую, талую. Всякой воде свое применение, в жизни человека, растений и животных. Бережное отношение к воде поможет сохранить водные ресурсы для бедующего и нашего здоровья.)

Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

2

Словесные игры:  «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?».

Настольно-печатные игры:  «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Лото», «Соедини точки».

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Дидактические игры:  «Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Угадай звук животного»,

«Чья тень?», «Собери Дельфина»,  «Укрась аквариум», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»,   «О ком расскажу», «Что есть у рыбки?», «Кто я?»

Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Закрепить представление о строении рыб и их предназначении

6

Рисование «Осьминог», Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластилинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование «Волшебный подводный мир»

Роспись камней

Рисование «Я рисую море»

Лепка «Рыбка  клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна.

Учить рисовать по мокрому листу. Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Создание образа моря  различными нетрадиционными техниками, экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами.

7

Чтение художественной литературы Х.-К. Андерсен "Русалочка»,  Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины»,

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

8

П/И «Море волнуется раз», «Дельфины», «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Водяной», «Водолаз»

Эстафеты:

«Рыбалка» (перенос мешочков с песком двумя палочками), «Пингвины» (с мячом), «По кочкам» (с двумя дощечками).

Упражнения на расслабление:

«Шум прибоя», «Водоросли»

Совершенствовать двигательные умения и навыки,

Развивать ловкость, быстроту реакции

9

Прослушивание  песен о море;  песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;

Слушание  музыки: «Звуки моря», « Звуки  дельфина»;  Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

Музыкальные игры: «Веселые рыбки»;  «Русалочки»;, «Рыболовы»;    

Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Устойчивость внимания,   точное выполнение словесных инструкций;    Двигательно-слуховая   координация;  Распределение  внимания;  Ритмизированная речь,  дикция;  Слуховое внимание

10

Беседа «Правила поведения на воде», «правила поведения у водоема»

Формировать правила безопасного поведения на  воде и у водоема

11

Рассматривание энциклопедий, ярко иллюстрированных книг

Показать детям, что подводный мир очень красив и разнообразен

12

Просмотр видеофильмов и слайдов

Расширение знаний об обитателях водоемов

  1. Тематическое занятие «Ах море, море…» старшая группа.

Программное содержание:

Формировать познавательный интерес к морским обитателям.

Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира.

Расширить словарный запас детей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с морскими животными, синяя ткань, бумага, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Направо вода и налево вода,

Плывут здесь суда и туда и сюда,

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

Правильно, это море. Я хочу предложить вам совершить увлекательное морское путешествие. А отправляемся мы на великолепном корабле. Я буду капитаном, а вы мои помощники. Ну что готовы? Тогда в путь. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесём, сразу окажемся в морском царстве.

Под музыку звуки моря. Встаем в круг, беремся за руки, все вместе произносим слова.

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете? Ребята, посмотрите мимо нас проплывает какое-то морское животное. Кто это, угадайте?

Эта рыба ловко скачет,

Ловит обруч, ловит мячик.

Есть вопрос у нас один:

Как зовут её? (дельфин)

Воспитатель: Дельфины – не рыбы, а млекопитающие, живущие в воде. Они дышат воздухом и кормят детенышей своим молоком. Дельфины никогда не бросают друг друга в беде. Если они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи – они выбрасываются на сушу, при этом погибая. Известно также много случаев, когда дельфины помогали человеку, выталкивая его наверх из воды и направляя в сторону берега.

Воспитатель: Ой, ребята, а это кто приближается к нашему кораблю?

Чёрный хвост мелькнул в воде.

Осторожно быть беде!

В море чуть не затянула

Нас зубастая … (акула)

Воспитатель: Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости.

Воспитатель: Ребята, давайте причалим к острову и немного отдохнём.

Игра «Море волнуется…»

Пока объясняются правила игры, дети водят руками по воде, делая волны.

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура, на месте замри!»

После фразы «Морская фигура на месте замри!» дети выполняют любую знакомую им фигуру (например, «звезда», «медуза» и т. д.)

Воспитатель:

Продолжаем путешествие, достанем бинокли и внимательно посмотрим, кто это плывёт?

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый. (кит)

Это самое крупное морское животное на планете. Тело стройное, сильно вытянутое. Окраска тела темно-серая с голубоватым оттенком, на голове несколько темнее, на боках и брюхе светлее. Кит занесен в Красную книгу России.

Воспитатель: Давайте оденем акваланги и погрузимся в глубины подводного царства. Ребята, а это что за странное животное?

Ты со мной уже знаком,

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я (осьминог).

У каждого из них 8 длинных щупалец, они очень гибкие. На каждой нижней части щупальца располагаются присоски. У осьминогов очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая. Обычная пища осьминогов это крабы, рыбы и другие морские животные, которых он захватывает присосками. Вы наблюдаете за их движениями. Они передвигаются очень быстро. Путешествуя по морю, осьминог осторожно и поочередно передвигает свои щупальца – ноги.

Воспитатель: В нашем подводном мире случилось настоящее бедствие: шторм на море, набежала большая волна. Нам нужно срочно подняться на корабль.

(Берём большой кусок ткани синего цвета, взялись за край и делаем волны. Вначале сильные волны. А потом всё тише и тише.)

Шторм успокоился. Путешествие наше подошло к концу. Пора нам возвращаться домой.

Воспитатель: Как прекрасен подводный мир! Вам понравилось наше путешествие? А чем понравилось? Каких морских обитателей мы встретили? А давайте, нарисуем подводный мир.

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

О, море, море!

В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"

Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста  с  использованием ИКТ...