Игрология для дошкольников
материал (старшая группа)

Едомских Наталья Ивановна

ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД К ПРЕЗЕНТАЦИИ

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития социальной адаптации «Игрология для дошкольников»

СТРАНИЦА 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

История из жизни:

Девочка 3-х лет «сварила кашку» из песка с камушками и «угостила» своего папу. Папа, незаметно для дочки выбросил на землю еѐ «угощенье» и с благодарностью возвратил пустую формочку.

– Как, ты по-правде всѐ это съел? - испуганно спрашивает девочка.

Желая успокоить малышку, папа говорит: – Конечно, нет, разве можно есть такую гадость?

– Ты что, это не гадость, это же вкусная каша! - возмутилась девочка.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно волнующие его. В последнее время для большинства взрослых (родители, педагоги, специалисты) раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий все более вытесняет игру из жизни детей. В результате дети теряют навык игры, разучиваются играть. Конечно, в современной дошкольной педагогике значение игры ни в коем случае не отрицается, однако оно рассматривается как прикладное, дидактическое. Игра начала выступать не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Игра начинает подменяться игровыми приемами или игровыми методами обучения.

СТРАНИЦА 2

ОБ АВТОРАХ

В основу «Дополнительной общеобразовательной общеразвивающой программы развития социальной адаптации «Игрология для дошкольников» легло изучение классических теорий игры, современных теорий игры и многолетний профессиональный опыт коллектива педагогов МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска»

  • Едомских Наталья Ивановна(визитная карточка)
  • Лунева Тамара Дмитриевна(визитная карточка)
  • Воробьева Оксана Павловна(визитная карточка)

Наблюдая за поведением детей в свободной игровой деятельности, в процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий нами были отмечены следующие моменты:

  • «затухание» реакции детей на игровое воздействие. Постановка одной только игровой задачи (Давай испечём кукле оладушки) не предполагало устойчивого интереса к дальнейшему самостоятельному развитию сюжета игры. Педагогу необходимо иметь картотеку приемов для оказания помощи в осуществлении игровых замыслов;
  • особенности проявления инициативы дошкольников. Дети в большинстве не проявляют творческую активность в игре. Педагогу необходимо иметь картотеку приемов, направленных на мотивировании активности в играх, и реализацию творческого процесса создание и реализацию игрового сюжета.

СТРАНИЦА 3

О ПРОГРАММЕ

Все чаще педагоги сталкиваются с феноменом пассивного ожидания детьми указаний взрослого, а на предложение поиграть садятся за стол с пазлами или дидактическими игрушками, с одной стороны. С другой стороны, анализ собственного опыта и анализ образовательной деятельности в детском саду показывают, что воспитатель, как правило, испытывают большие трудности в самостоятельной разработке мероприятий по поддержке игровой деятельности у детей. На первый взгляд кажется, что создать игровые приемы и организовать игровую среду несложно, но в действительности осуществление замыслов организовать деятельность с опорой на инициативу детей, используя при проведении педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности не просто, а зачастую и очень сложно. Образовательная среда получается однообразная, и так сказать, без огонька. К ним можно отнести любой прием, вызывающий у детей эмоциональный отклик: песенки, потешки, применение наглядности…

При разработке программы мы ставили перед собой следующие цели:

  • развить устойчивый навык к самостоятельной деятельности детей через игру;
  • сформировать игровой опыт у детей, их умение играть;
  • сформировать правила для педагогического сопровождения игры у детей;
  • разработать для педагогов алгоритм спонтанного процесса составления сюжета и мотива игры.

Вопросы, на которые мы попытались ответить в процессе нашего исследования при подготовке материалов для программы:

  • Можно ли четко и однозначно отделить игру от не игры? (где заканчивается свободная игра и начинается игровая технология) Как определить полноту условий для игровой деятельности? (поддержание интереса и мотивации к игре и дальнейшая самостоятельная импровизация игры);
  • Как оценить степень владения игрой у воспитателей?  

Результатом наших исследований, наблюдений и изучения различных теорий игры стала «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития социальной адаптации  «Игрология для дошкольников», которая является программой социально-гуманитарной направленности.

Системный способ рассмотрения функции игры определил новизну программы, которая состоит в последовательности применения игровых приемов для развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.

СТРАНИЦА 5

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Что такое игрология?

Начать, вероятно, необходимо с терминологии.

Термины

  1. Время игры – это момент спонтанной инициативы детей, которая дает возможность искать, пробовать себя, приносящая позитивные эмоции и уверенность в себе.
  2. Игровые технологии - это группа методов, приемов и средств организации педагогического процесса в форме игр, сопровождающих учебно-познавательную деятельность.
  3. Место игры – это игровое безопасное пространство для свободного самовыражения детей, с возможностью выбора самостоятельных занятий.
  4. Мотив игры – это побудительные силы такие как внутренние влечения, переживания и наслаждения
  5. Сюжет игры – это  действительность, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка.
  6. Педагогическое сопровождение игры – это умение педагога создать свою игровую позицию в совместной игре с детьми, быть игроком и партнером.
  7. Свободная игра – это игра ребенка одного или в группе без побуждений со стороны взрослых.
  8. Творческий процесс в игре – умение ребенка ответить на внешний стимул разными видами игр, самостоятельно придумывать, преобразовать сюжет в зависимости от меняющихся внешних и внутренних обстоятельств, включая игровую среду и коммуникативные отношения с другими детьми и взрослыми.

В нашем понимании педагогическое сопровождение игры – это скорее партнерство для получения нового опыта, нежели процесс обучения. Самый важный и тонкий момент в педагогическом сопровождении игры – это возможность и форма непосредственного участия воспитателя в игре детей. На наш взгляд возможное участие это:

  • участие по просьбе детей;
  • участие при возникновении серьезных конфликтов, рисков для жизни и здоровья детей.

Но как решить вопрос с мотивацией к игре? Какие создать условия для ребенка, чтобы у него не возникало вопроса: Мне скучно, чем заняться? Во что поиграть?

В своей разработке мы ставим перед собой два вопроса:

  1. Как создать игровой опыт у детей?  
  2. Какое должно быть организационно-педагогическое сопровождение детей, чтобы научить их играть в разные игры?

Учитывая, что к игре нельзя отнести любую деятельность, предполагающую руководство взрослого, даже если при этом используются игрушки и сказочные сюжеты, мы определяем два важных условия для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей – это время и место. 

СТРАНИЦА 6, 7

Когда игра у ребенка – это привычка.

Опираясь на анализ литературы, а также на собственный опыт, нами были выделены:

  • виды поведения детей, которые мы попытались соотнести с различными видами игр
  • также разделили игры по характеру возникновения игры.

СТРАНИЦА 8, 9

ТАБЛИЦА 1 – Виды поведения в соответствии с видом игры (вид игры согласно предложенного перечня Центром игры и игрушки МГППУ)

ВИДЫ ПОВЕДЕНИЯ

ВИДЫ ИГРЫ

ПРЕДМЕТНОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ.

Ребенок назначает один предмет быть другим или использует его необычным образом.  

Символическая игра.

Игровое, эмоционально-практическое взаимодействие .

Социальная игра-драматизация.

Продуктивная игра.

Игра-общение.

Игра-драматизация.

Глубокая игра.

Исследовательская игра.

Игра-фантазирование.

Воображаемая игра.

Подвижная игра.

Игра-освоение.

Предметная игра.

Ролевая игра.

ВООБРАЖАЕМАЯ ИГРА — действия  с воображаемыми объектами. Ребенок создает предметы или людей, не существующие в непосредственном окружении.

ОДУШЕВЛЕНИЕ ИГРУШКИ. Ребенок приписывает реальные свойства неодушевленному объекту, например, разговаривает за куклу или с куклой, как будто ожидая ее ответа.

ПРИНЯТИЕ ИЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ.

Ребенок словесно определяет свою игровую роль или роль предмета (например, куклы) или роль своего родителя (например, «ты будешь Бэтмэном»). При этом сам ребенок может не участвовать в игре и не реализовывать свою роль.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Ребенок берёт определенную роль. Для осуществления роли вовсе не обязательно её вербальное обозначение.

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, предложение присоединиться к общей̆ игре, когда ребенок связывает себя, родителя или других детей̆ в одной̆ «сцене» (например, «Вы должны налить мне чай»; «Давайте теперь обедать»).

ТАБЛИЦА 2 – Чем отличается игровая технология и свободная игра

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

СВОБОДНАЯ ИГРА

  • место и время определено педагогом
  • запускает образовательный процесс
  • имеет цели и задачи
  • стимул для начала - игровая задача
  • заранее подготовленная  игровая среда и сценарий
  • алгоритм проведения: вход-развитие-рефлексия

  • место и время определено ребенком или группой детей
  • запускает творческий процесс перенесения мысли в действительность
  • цель: положительные эмоции; задача: изобразить то, чего не в реальной жизни (Л.С. Выгодский)
  • стимул для начала – интерес
  •  игровая среда создается самостоятельно в процессе игры

Поэтому нашей задачей в процессе образовательной деятельности является показать детям вариативность выбора вида игры, не зависимо от места и времени, то есть, другими словами, научить детей спонтанному творческому процессу, как предпосылке развития творческого мышления.    

СОВРЕМЕНЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИГРЫ

Разработку различных методов, форм, приемов, средств организации деятельности обучающихся при освоении общеобразовательной программы мы производили на основании классических и современных теорий игры. Классические теории игры появились в 19 в. И пытались объяснить существование и цель игры, современные теории были созданы после 1920 г. и пытались объяснить роль игры в развитии ребенка.

На слайде приведены основные теории игры.

Теории игры

Характеристика подхода к пониманию и функции игры

Классические теории

Теория избытка сил
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Игра как выход свободной̆ энергии. Она возникает, потому что у детей̆ есть лишняя энергия

Теория восстановления сил https://ru.wikipedia.org/wiki/

Игра как способ восстановления сил. Ребенку необходимо восстановить энергию или уменьшить стрессовые реакции, и он это делает посредством игры

Теория упражнения или самовоспитания
https://www.detki-mama.ru/gross

Игра — продукт эволюционного биологического процесса. Она возникает из инстинктов и их упражнений. Игра служит адаптивной̆ цели, посредством игры ребенок тренирует навыки, которые потребуются в дальнейшей̆ жизни

Теория рекапитуляции https://vikent.ru/enc/2209/

https://vk.com/wall-81526971_2090

Игра — продукт эволюционного биологического процесса. Посредством игры примитивные инстинкты ослабляются. Развитие игры следует за эволюционным развитием человеческого рода

Современные теории

Теории мотивационной модуляции игры https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_ABC

Игра связана с исследованием. Игра понимается как стимуляция поискового поведения. Различия между исследованием и игрой̆: исследование происходит в новых ситуациях, где ребенок спрашивает: «Что может сделать этот объект?»; игра происходит в знакомых ситуациях, где ребенок спрашивает: «Что я могу сделать с этим объектом?»

Психодинамическая теория игры https://ru.wikipedia.org/wiki/

Эти теории объясняют роль игры в эмоциональном развитии детей̆. Посредством игры дети могут проигрывать свои желания и отыгрывать травмирующие события своей̆ жизни

Когнитивно-развивающие теории игры https://blog.wikium.ru/osobennosti-i-etapy-kognitivnogo-razvitiya-po-teorii-zhana-piazhe.html

Игра — это когнитивный̆ процесс. Это свободная активность, которая вносит вклад в когнитивное развитие, в решение проблем и творческое мышление. Она развивает творческие способности, гибкость, улучшает способность к решению проблем и адаптацию

Метакоммуникативная теория https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

Игра — это обучение обучению. Сама игра требует функционирования в реальной̆ жизни. Дети сами создают роли, которые определяются контекстом, в котором она происходит. Дети показывают, что они играют, и игра не средство социализации, которое развивает навыки для взрослой̆ жизни

Двухчастная теория С. Сэйфера https://www.studmed.ru/seyfer-s-vysokorazvitaya-igra-i-ee-rol-v-razvitii-i-obuchenii_af4412864a1.html

Предполагает дифференциацию игр на высокоразвитую игру с одной̆ стороны, и игру – отработку навыков – с другой̆. Както первая часть предложения не стыкуется со второй …

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ВОРКШОПА «УПРАВЛЯЕМАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГА В ОБЛАКЕ РЕСУРСОВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...