Проект на тему "Прикладное искусство в старшей группе в детском саду"
проект (старшая группа)

Прыжкова Екатерина Анатольевна

Данный  проект поможет познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; историей быта и предметами старины, с декоративно-прикладным искусством- дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью; научить детей ориентироваться в различных видах росписи; воспитывать интерес к народной культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор воспитатель д /с «Орленок» г.Порхова Прыжкова Екатерина

Слайд 2

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, Создать условия для активного использования знаний и умений детей в их творческой деятельности. Способствовать накоплению информации, опыту ручного труда ,связанные с укладом русского народа, предметами быта, а также культурой и традициями нашей страны.

Слайд 3

1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; 2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством- дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью; 3.Познакомить с элементами узора в различных видах росписи; 4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей; 5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.

Слайд 4

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Слайд 5

Этапы реализации проекта: •Подготовительный •Основной •Заключительный

Слайд 6

1этап-подготовительный. 1.Постановка цели и задач. 2.Определение методов исследования. 3.Подбор наглядно-иллюстративного материала. 4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи). 5.Подбор материала для продуктивной деятельности. 6.Изготовление папок –передвижек, консультаций по теме для родителей . 2этап-основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Включает в себя: 1.Работа с детьми. 2.Работа с родителями 3.Экскурсия в краеведческий музей. 3этап- заключительный Выставка выполненных работ

Слайд 7

Содержание основного этапа: 1. Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Русский быт, предметы старины», «Сказочная гжель», «Народные промыслы», «Русские народные игрушки».

Слайд 8

2. НОД. Познание «Русский быт, предметы старины», «Умелые мастера», «Русские народные игрушки», «Русский народный костюм»

Слайд 9

3. Мастер класс « Изготовление нитяной куколки»

Слайд 10

4. Знакомство с основными видами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоновская игрушка (рисование). Элементы рисунка.

Слайд 11

5. НОД. Рисование «Расписной горшочек. Хохлома».

Слайд 12

6. Раскраски по теме (Раскрась по образцу, акварель.)

Слайд 13

7. Изготовление дидактических игр « Назови лишний предмет», «Составь узор», лото, игра «Найди пару» .

Слайд 14

8.Пластилинография «Сказочная гжель. Тарелочки»

Слайд 15

9. Экскурсия с детьми в краеведческий музей. Мастер класс сотрудниками музея по изготовлению народной игрушки

Слайд 16

10.Проведение открытого мероприятия в детском саду «Прикладное искусство в детском саду. В гостях у домового». 11.Чаепитие в русских традициях. ( по итогам занятия «В гостях у домового»).

Слайд 17

В работе с родителями : Консультации «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Выставка работ «Мы- мастера своего дела»

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют интерес к истории своего народа, его прошлому, быту, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; стараются передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Слайд 19

Вывод: Для того, чтобы развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу, необходимо восстанавливать связь времен, возвращать утраченные ценности. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, педагогическую идею данного проекта можно и нужно использовать во всех возрастных группах детских садов.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей»


Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Одним из способов развития творческих способностей ребенка – декоративно - прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей»
Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
В процессе работы с различными материалами дети познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах.
В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия:
• Развивать творческие способности необходимо с раннего возраста.
• Поощрять любые интересы ребенка, это может помочь в дальнейшем с выбором профессии.
• Использовать различные виды декоративно – прикладного искусства: аппликация, лепка, рисование, музыка, изготовление поделок из природного материала и бросового,
• Создать обстановку, которая будет способствовать развитию творческих способностей.
• Снабдить необходимыми материалами.
• Радоваться успеху ребенка.
Включение ребенка в разные виды народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1281761-1539424639.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе « Быт и предметы утвари русской избы».

 Цель:

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
  • Закреплять знания детей о русском  фольклоре.

Задачи:

  • Закрепить знания  детей  о понятиях, связанных с русской избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками,  словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам старины , обычаям гостеприимства.
  • Развивать умение использования различных приемов  лепки (налепа, пластилинографии) , развитие творческих способностей   при  изготовлении оберегов.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок,  хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол,  старинная посуда, прялка и др.), проектор, слайды с изображением деревни,  дидактическая игра «Что было, чем стало».

По конспекту НОД присутствует герой- Домовой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель вместе с детьми приходят в зал по ниточке от клубка. Клубочек приводит детей в зал.)

Воспитатель: Дети, нас с вами привел сюда клубочек, зачем же он нас сюда привел? Странно, ведь нас здесь  никто не ждет, никто не встречает! Видно кто-то озорничал.

 А где же мы с вами оказались? Как вы думаете?(Ответы детей). Правильно .Раньше люди жили в рубленых деревянных домах. Такой дом назывался избой. Вот и мы оказались в русской избе, в горнице. Горница большая, светлая! Да красивая какая!  Хозяев дома нет! (воспитатель удивлен.) Зачем тогда нас сюда привел клубочек?

-

Воспитатель предлагает детям аккуратно , ничего не трогая , рассмотреть убранство горницы.  Спрашивает  у детей как называются предметы обихода, которые видят дети.

-Давайте подойдем  поближе к печи. Ведь это главный предмет быта. Здесь в старину усаживали дорогих гостей, а непрошенных оставляли возле порога.(Вопрос к детям- кто такие непрошенные гости?)

Ребята, для чего нужна печка? Ответы детей. Воспитатель уточняет:  .

Давайте вспомним, как же ласково  называли  печь, что о ней говорили? Предполагаемые ответы  печь.

. А из чего они пили чай? (предполагаемые ответы детей).Правильно, из самовара .

Прялка.

Дети рассматривают ухват, лапти, сундук, коромысло, горшки, кринки и т.д.Называют их значение в жизни людей.

Воспитатель хвалит детей за их внимательность и ответы.

(появление домового из-за печки)

Вдруг дети слышат как кто-то чихает за печкой. Выходит домовой.

Говорит: « Что это я, никак проспал? Ко мне гости пришли, а я спал себе за печкой! Ай-ай-ай. (Приветствует своих гостей руками).

-Гость на порог — хозяину радость. Милости просим, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель спрашивает у хозяина кто же он такой? Домовой отвечает:

-А неужто не узнали? (Ответы детей)

-Я домовой! Второй по важности хозяин дома!

Короткий рассказ о том, кто такие домовые.

Домовой: В старину верили, что домовые  живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех бед, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся  с уважением.  Выглядит он по-разному: бывает похожим на  хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется. Любит жить за печкой. ( Картинки разных домовых)

         Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озорничали, чтобы уютно и тепло было в доме.

- А вы не озорничали  в моем доме, пока я спал?

Дети отвечают. Воспитатель говорит домовому, что дети вели себя очень хорошо и даже успели рассмотреть предметы убранства его дома.

-Ребята, вам нравится эта горница? (ответы детей)

Домовой предлагает детям игру

-Раз вы уже все предметы моего дома уже знаете, тогда сыграем с вами в игру «Что было раньше,  чем стало» (показывает детям картинки с изображением предметов быта старины, а дети должны назвать чем их заменили сейчас.)

Воспитатель:

-Теперь нам понятно ,что домовой очень хорошо все  знает про  свой дом, охраняет и оберегает свое жилище.

   Домовой спрашивает у детей, знают ли они, что такое оберег? (ответы детей).

Воспитатель: приглашает детей пройти к мольберту, на котором изображены изображения с оберегами.

Н в старину очень любили. Показывает картинки оберегов.

Домовой: -Дети, а у вас дома есть обереги? Домовой показывает детям какую подкову вешали в избах. Это подкова-оберег, который всегда вешали над входом в дом. Если подкову повесить рожками вверх, то придет успех и везенье, а если рожками вниз- она будет защищать дом от плохих людей и ссор.

Воспитатель предлагает детям изготовить подковы- обереги для своих домов.

Демонстрирует готовый образец.

  Далее воспитатель обьясняет детям ход работы.

 Давайте ее рассмотрим.ЧПравильно,  красными яблоками с зелеными листочками.Подумайте, как можно с Скатывать и приплющивать.Пять. и любого другого цвета, который вам понравится.

 Как будем делать листики? ответы детей.Отщипываю омочек пластилина,зцилиндрик (столбик)епим может быть вы захотите добавить и свои элементы украшения. Например, усики, завитки.

Для того, чтобы наша работа получилась красивой, давайте наши руки немного подготовим .

Пальчиковая гимгастика

Избушка

Что за чудо перед нами?
Стоит избушка расписная.
(Дети имитируют крышу над головой.)
Здесь на ставенках — цветочки,
(Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в 
стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.)
А на крыше — кренделёчки,
(Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.)
Из трубы идёт дымок.
(Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.)
Вот так чудо-теремок!
(Дети показывают большой палец).

Работа детей.

Подведение итогов работы.

Домовой хвалит детей за проделанную работу, говорит, что теперь дома детей под надежной защитой.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали?

С кем познакомились? Кто такой домовой? Какие предметы быта из горницы домового вы запомнили? Что такое оберег? (Предполагаемые ответы детей).

Правильно, молодцы.

Воспитатель обращается к Домовому:

-Милый Домовой, спасибо за гостеприимство, нам было очень интересно с тобой познакомиться, но детям пора возвращаться в группу.

Угощает детей баранками и предлагает в группе всем вместе попить чай, как это делали в старину. Фото на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

коллективная работа детей старшей группы № 91 детского сада № 189 "Спутник АНО ДО "Планета детства Лада" " Наш любимый снеговик Тоша"

коллективная работа детей группы № 91 старшего дошкольного возраста "Наш любимый снеговик Тоша"...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»

Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»...

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада по теме: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского садаТема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»Программные задачи.Образовательные: I...

Краткосрочный проект "Развитие коммуникативной деятельности у детей старших групп логопедического детского сада".

В данном проекте представлена диагностика сформированности коммуникативной деятельности у детей старших групп; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме....

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...