Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
методическая разработка (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей: - познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; - речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; - физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа кружковой деятельности «ТИКО страна» имеет:
• обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;
• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие конструктивного мышления у детей дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования
Задачи:
Обучающие
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
Развивающие
- расширять представления об окружающем мире;
- развивать психические процессы (мышление, воображение);
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки);
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года дети должны знать:
плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
различные виды многоугольников;
различные виды призм и пирамид;
различные виды многогранников;
По окончании дети должны уметь:
Уметь скреплять детали конструктора;
сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;
конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.
конструировать и исследовать многогранники;
сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;
выделять целое и части;
создавать собственные ТИКО-изобретения, обыгрывать их.
ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с детьми подготовительной к школе группы (6-7лет) во вторую половину дня. Данная программа реализуется вне основной образовательной деятельности в помещении дошкольного учреждения. Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 1 год.
Основные формы работы
- работа в парах, индивидуально;
- коллективная работа;
-познавательные игры;
-рефлексия.
Содержание программы:
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Плоскостное моделирование | 18 | 9 | 9 |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Сравнение и классификация | 4 | 2 | 2 |
1.3 | Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Пространственное ориентирование | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Комбинаторика | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Периметр | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Выделение частей и целого | 2 | 1 | 1 |
2 | Объемное моделирование | 18 | 9 | 9 |
2.1 | Исследование и конструирование сложных многогранников | 5 | 2.5 | 2.5 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 5 | 2.5 | 2.5 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Тематическое конструирование | 4 | 2 | 2 |
Итого | 36 | 36 | 36 |
занятия | Тема | Программное содержание | Методические Приемы |
1,2 занятие | Мониторинг | ||
3 занятие | Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование) | Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать. Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей. ТИКО-поделки: Кот «Пушок»; мышь; собака. | - Игровая мотивация; - Чтение произведения, -физминутка; разгадывание загадки Изучение схем -гимнастика для глаз; Конструирование -итог занятия.
|
4 занятие | «Летнее путешествие Зайчонка ТИКО» | Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору. Развивать умение классифицировать. Учить делать выбор. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур ТИКО-поделки: парусник, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка). | - Игровая мотивация; - разгадывание загадок Изучение схем гимнастика для глаз; конструирование - -итог занятия. |
5 занятие
| Занятие «Почему осенью опадают листья с деревьев?» | Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Учить определять формы многоугольников. Учить конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. ТИКО-поделки: дерево, листья. | - Игровая мотивация; - Дидактические игры и задания физминутка; -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия. |
6 занятие
| Занятие «Осенние хлопоты» | Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер). Учить конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязи в природе. Развивать речь детей с помощью игрового общения. ТИКО-поделки: лесные животные, корзиночка с орешками и грибочками. | - Игровая мотивация; Чтение произведения «Лес». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая». -гимнастика для глаз; Конструирование -итог занятия |
7 занятие | Занятие «Многогранники. Пятиугольная пирамида» . | Учиться анализировать многогранники и делать вывод. Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки. Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания. Учить конструировать пятиугольную пирамиду по представлению. ТИКО-поделки: пятиугольная пирамида, яблочко на тарелочке. | -игровая мотивация -изучение схем. - физминутка. -гимнастика для глаз; -конструирование, -итог занятия. |
8 занятие | Занятие «Геометрический лес» | Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. ТИКО-поделки: корзинка, гриб. | - |
-игровая мотивация -дидактические игры «один-много», «найди по описанию», «на что похоже». - физминутка. -гимнастика для глаз; -конструирование, -итог занятия. | |||
9 занятие | Занятие «Многогранники. Восьмиугольная пирамида» | Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России). ТИКО-поделки: заяц, лиса. | игровая мотивация -дидактические игры «один-много», «найди по описанию», «на что похоже». - физминутка. -просмотр презентации «Наш край» -гимнастика для глаз; -конструирование, -итог занятия. |
10 занятие 11 занятие | Занятие «Многогранники. Четырёхугольная призма» | Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Исследовать четырёхугольную призму. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. ТИКО-поделки: моделирование спортивной игры «Хоккей с мячом» - поле, клюшка, мяч. | -Игровая мотивация; - просмотр сюжета «Хоккей» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
Занятие «Многогранники. Пятиугольная призма» | Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Исследовать пятиугольную призму. Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу. Развивать умение анализировать и делать выводы. ТИКО-поделки: пятиугольная башня | Игровая мотивация; - просмотр картин «Пирамиды» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. | |
12 занятие | Занятие « Башни нашего Кремля…»» | Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России». Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: крепость с башнями. | Игровая мотивация; - просмотр картин «Крепость», -просмотр презентации «Стены Кремля» - физминутка; Чтение Цветаевой «Башни Кремля» -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
13 занятие | Занятие «Конструирование детской площадки» | Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). Продолжать учить ориентироваться на плоскости, располагать детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ракета». ТИКО-поделки: песочница с грибком, горка, карусель. | Игровая мотивация; - просмотр картин «Игровая площадка» -беседа «Мой двор» - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
14 занятие | Занятие «Знакомство со сложными многогранникам» | Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр. Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора. Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр. Учить конструировать многогранники с помощью развёртки. ТИКО-поделки: коробка с новогодними шарами. | Игровая мотивация; - физминутка; -гимнастика для глаз; -Изучение схем -Конструирование -итог занятия. |
15 занятие
| Занятие «Конструирование новогоднего символа» | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. ТИКО-поделки: символ 2020 года | Игровая мотивация; - упражнения на интонирование диалогов; -Рассказывание сказки с показом -гимнастика для глаз; -итог занятия.
|
16 занятие | Занятие «Конструирование ёлочки» | Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. ТИКО-поделки: ёлочка. | Игровая мотивация; - чтение произведения «Елочка»; -Конструирование, - гимнастика для глаз; -Рассказывание сказки с показом. -итог занятия. |
17 занятие
| Занятие «Конструирование снежной крепости» | Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр. Учить конструировать многогранник с помощью развёртки. Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого. Знакомить с многогранником – додекаэдр. Развивать фантазию, воображение. ТИКО-поделки: снежная крепость. | Игровая мотивация; - Дидактические задания «Лабиринт», -Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
18 занятие | Занятие «Зимние забавы» | Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево). Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок. ТИКО-поделки: снежинка, санки. | Игровая мотивация; - Дидактические задания «найди по описанию», «назови правильно» - беседа и просмотр презентации «Зимние забавы» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
19 занятие
| Занятие «Моделирование ручного вооружения: автомат» | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: автомат. | Игровая мотивация; - Дидактические задания, - изучение схем, -просмотр картин «оружие» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
20 занятие | Занятие «Мой дом» | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: мебель в детской комнате. | Игровая мотивация; - Дидактические задания, - изучение схем, -просмотр картин «мебель» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
21 занятие | Конструирование сказки «Колобок»(Плоскостное моделирование | Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Закрепить знания о русских народных произведениях. Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький». Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Учить конструировать по контурной схеме. ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания, - изучение схем, - просмотр сюжета сказки «Колобок» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
22 занятие | Занятие «Военная техника» | Учить конструировать на слух. Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Знакомить с различными видами военной техники. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: военная техника | Игровая мотивация; - Дидактические задания, - изучение схем, -просмотр презентации «военная техника» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
23 занятие | Занятие «Аттракционы» | Учить конструировать сложные конструкции по образцу. Учить делать выбор конструкции. Знакомить с различными видами развлекательных антракционов. Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность. ТИКО-поделки: аттракционы: карусели «Ветерок», «Паровозик», «Ромашка» горки аквапарка. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания, - изучение схем, - просмотр картин «карусель» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
24 занятие | Занятие «Подарок маме» | Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений. Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании. ТИКО-поделки: цветок, ваза. | - Игровая мотивация; - Дидактические задания, - изучение схем, -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
25 занятие
| Занятие «Наши пернатые друзья!» | Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме. Учить сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи. ТИКО-поделки: птица, кормушка. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Птицы» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
26 занятие | Занятие «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте) | Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте. ТИКО-поделки: звездолёт | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Космос» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
27 занятие | Занятие «Транспорт: водный транспорт» | Учить сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме. Научить различать различные виды треугольников и четырёхугольников. Знакомство с логическим квадратом. учить достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме. Познакомить с различными видами водного транспорта. ТИКО-поделки: парусник, лодка | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Водный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
28 занятие | Занятие «Транспорт: воздушный транспорт» | Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу. Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Закрепить умение конструировать логический квадрат. Познакомить с различными видами воздушного транспорта. Развивать координацию движений. ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Воздушный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
29 занятие | Занятие «Транспорт: наземный транспорт» | Учить конструировать с помощью словесной инструкции. Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Познакомить с различными видами наземного транспорта. Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. ТИКО-поделки: автомобиль (объёмная фигура), светофор, пешеход, пешеходный переход. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Наземный транспорт» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка работы по теме «Транспорт» |
30 занятие | Занятие «Насекомые: откуда появляются бабочки?» ( Объемное моделирование) | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра. Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. ТИКО-поделки: гусеница, куколка, бабочка, цветок. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Насекомые» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
31 занятие | Занятие «Насекомые: жуки» (Объемное моделирование) | Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить с различными видами жуков. Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. ТИКО-поделки: жук, лист. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций «Насекомые» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Насекомые» |
32 занятие | Занятие «Путешествие на Марс» (объемное моделирование) | Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах) ТИКО-поделки: «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит». | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, -просмотр презентаций « Космические аппараты» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка « Путешествие на Марс» |
33 занятие | Занятие «Сладкий стол»(объемное моделирование) | Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах) Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом. Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды. ТИКО-поделки: «ваза», «посуда». | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, - просмотр посуды разных мастеров -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия
|
34 занятие | Занятие «Правила безопасного поведения на детской площадке»(Конструирование детской площадки – объемное моделирование) | Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану. Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: дом, горка, карусель | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, - просмотр презентации «Безопасность в нашем дворе» -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия |
35 занятие | Занятие «Зоопарк» (Комбинирование многогранников – объемное моделирование) | Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). ТИКО-поделки: верблюд, жираф и др. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, - диктант по схемам -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия
|
36 занятие | Занятие «Мой любимый город» (объемное моделирование) (мониторинг) | Выявить уровень знаний и умений воспитанников. Продолжать учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники. Развивать умение конструировать комбинируя многогранники. Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). Обогащать знания о инфраструктуре городов. ТИКО-поделки: «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. | Игровая мотивация Дидактическое задание - изучение схем, - просмотр схем, дополнение недостающих деталей -гимнастика для глаз; -конструирование -итог занятия Выставка «Мой любимый город». |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется в помещении группы № 1. Помещение оснащено доской для размещения наглядностей, мольберт, отдельными столами для работы детей, наборами ТИКО-конструктора.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией И.В.Логиновой.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков.
Виды мониторинга: на начало учебного года с заполнением диагностической карты; итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ воспитанников, выполненных в течение учебного года.
№ | Имя , фамилия ребенка | Знает и называет детали конструктора | Умеет скреплять детали конструктора | Работает по схемам | Сравнивает и классифицирует многоугольники | Строит по творческому замыслу | Строит по образцу | Ориентируется в понятиях (Вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали | Конструирует и исследует многогранники | Строит по инструкции педагога | Работает в команде | Умеет обыгрывать постройки | Констр объем фигур по технол. карте | Сравнивать и анализировать объемы различных геом.фигур | Выделяет целое и части | Количество баллов |
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.
Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.
Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Уровни освоения программы:
высокий уровень – 9 – 12б, средний уровень – 4 – 8б, низкий уровень – 1 – 3б.
Условные обозначения:2 – высокий уровень развития,1 – средний уровень развития, 0 – низкий уровень развития
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Форма работы |
сентябрь | «Знакомство с конструктором» Консультация Родительские собрания «Преимущества ДОП «ТИКО страна» |
октябрь | «Использование технологии ТИКО- моделирования при моделировании объектов» консультация |
ноябрь | «Плоскостное моделирование» Открытое занятие |
декабрь | Презентация ДОП «ТИКО- моделирование» Открытое занятие |
январь | «Играем дома» Консультация |
февраль | «Домашняя игротека» Консультация |
март | «Какие игровые упражнения можно выполнять дома» консультация |
апрель | Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворенности родителей |
май | Проведение выставки «Наши достижения» |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
- Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-621744-1477307006.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...