Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
методическая разработка (старшая группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tiko_gorshkova.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

         Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

       В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.

Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.  

                                 

                                                  АКТУАЛЬНОСТЬ

             Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

    1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей: - познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; - речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; - физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

    2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;

 3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

 4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

 Программа кружковой деятельности «ТИКО страна» имеет:

 • обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: Развитие конструктивного мышления у детей дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования

 Задачи:

Обучающие 

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие 

- расширять представления об окружающем мире;

 - развивать психические процессы (мышление, воображение);

 - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки);

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие 

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

                      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года   дети должны знать:

плоские геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);

различные виды многоугольников;

различные виды призм и пирамид;

различные виды многогранников;

По окончании дети должны уметь:

Уметь скреплять детали конструктора;

сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;

конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.

конструировать и исследовать многогранники;

сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

выделять целое и части;

создавать собственные ТИКО-изобретения, обыгрывать их.

                              

                        ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с детьми подготовительной к школе группы (6-7лет) во вторую половину дня. Данная программа реализуется вне основной образовательной деятельности в помещении дошкольного учреждения. Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 1 год.

Основные формы работы

- работа в парах, индивидуально;

- коллективная работа;

-познавательные игры;

-рефлексия.

                                       Содержание программы:

                                      КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Плоскостное моделирование

18

9

9

1.1

Исследование форм и свойств многоугольников

2

1

1

1.2

Сравнение и классификация

4

2

2

1.3

Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов

2

1

1

1.4

Пространственное ориентирование

4

2

2

1.5

Комбинаторика

2

1

1

1.6

Периметр

2

1

1

1.7

Выделение частей и целого

2

1

1

2

Объемное моделирование

18

9

9

2.1

Исследование и конструирование сложных многогранников

5

2.5

2.5

2.2

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы

5

2.5

2.5

2.3

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

4

2

2

2.4

Тематическое конструирование

4

2

2

Итого

36

36

36

         

занятия

Тема

Программное содержание

Методические

Приемы

 1,2 занятие

Мониторинг

3 занятие

Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование)

Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать.

Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей.

ТИКО-поделки:  Кот «Пушок»; мышь; собака.

- Игровая мотивация;

- Чтение произведения,

-физминутка;

 разгадывание загадки

Изучение схем

-гимнастика для глаз;

Конструирование

-итог занятия.

 

4 занятие

«Летнее путешествие Зайчонка ТИКО»

Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору.

Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур

ТИКО-поделки: парусник, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка).

- Игровая мотивация;

-  разгадывание загадок

Изучение схем

гимнастика для глаз;

конструирование

- -итог занятия.

5 занятие

 

Занятие «Почему осенью опадают листья с деревьев?»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить определять формы многоугольников.

Учить конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями.  

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

  - Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания    

 физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

6 занятие

 

Занятие «Осенние хлопоты»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер).

Учить конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязи в природе.  

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: лесные животные, корзиночка с орешками и грибочками.

- Игровая мотивация;

Чтение произведения «Лес».

  Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая».

-гимнастика для глаз;

Конструирование

 -итог занятия

7 занятие

Занятие «Многогранники.

Пятиугольная пирамида»

.  

Учиться анализировать многогранники и делать вывод.

Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.

Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.

Учить конструировать пятиугольную пирамиду по представлению.

ТИКО-поделки: пятиугольная пирамида, яблочко на тарелочке.

-игровая мотивация

 -изучение схем.

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

-конструирование,

 -итог занятия.

8 занятие

Занятие  

«Геометрический лес»

Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: корзинка, гриб.

-    

 -игровая мотивация

 -дидактические игры «один-много», «найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

-конструирование,

 -итог занятия.

9 занятие

Занятие «Многогранники. Восьмиугольная пирамида»

Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам.

Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России).

ТИКО-поделки: заяц, лиса.

  игровая мотивация

 -дидактические игры «один-много», «найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-просмотр презентации «Наш край»

-гимнастика для глаз;

-конструирование,

 -итог занятия.

10 занятие

11 занятие

Занятие «Многогранники. Четырёхугольная призма»

 Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать четырёхугольную призму.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: моделирование спортивной игры «Хоккей с мячом» - поле, клюшка, мяч.

-Игровая мотивация;

-  просмотр сюжета «Хоккей»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

Занятие «Многогранники. Пятиугольная призма»

Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать пятиугольную призму.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: пятиугольная башня

Игровая мотивация;

-  просмотр картин «Пирамиды»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

12 занятие

Занятие « Башни нашего Кремля…»»

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: крепость с башнями.

 Игровая мотивация;

-  просмотр картин «Крепость»,

-просмотр презентации «Стены Кремля»

- физминутка;

Чтение Цветаевой «Башни Кремля»

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

13 занятие

Занятие «Конструирование детской площадки»

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Продолжать учить ориентироваться на плоскости, располагать детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ракета».

ТИКО-поделки: песочница с грибком, горка, карусель.

 Игровая мотивация;

- просмотр картин «Игровая площадка»

-беседа «Мой двор»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

14 занятие

Занятие «Знакомство со сложными многогранникам»

Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора.

Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

ТИКО-поделки: коробка  с новогодними шарами.

Игровая мотивация;

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

15 занятие

 

Занятие «Конструирование новогоднего символа»

Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: символ 2020 года

Игровая мотивация;

- упражнения на интонирование диалогов;

-Рассказывание сказки с показом

-гимнастика для глаз;

 -итог занятия.

 

16 занятие

Занятие «Конструирование ёлочки»

 Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка.

Игровая мотивация;

-  чтение произведения «Елочка»;

-Конструирование,

- гимнастика для глаз;

-Рассказывание сказки с показом.

 -итог занятия.

17 занятие

 

Занятие «Конструирование снежной крепости»

Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр.

Учить конструировать многогранник с помощью развёртки.

Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого.

Знакомить с многогранником – додекаэдр.

Развивать фантазию, воображение.

ТИКО-поделки: снежная крепость.

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

-Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

18 занятие

Занятие «Зимние забавы»

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево).

Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат).

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

ТИКО-поделки: снежинка, санки.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания «найди по описанию», «назови правильно»

-  беседа и просмотр презентации «Зимние забавы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

19 занятие

 

Занятие «Моделирование ручного вооружения: автомат»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: автомат.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания,  

-  изучение схем,

-просмотр картин «оружие»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

20 занятие

Занятие «Мой дом»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

 Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки:  мебель в детской комнате.

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания,  

-  изучение схем,

-просмотр картин «мебель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

21 занятие

Конструирование сказки «Колобок»(Плоскостное моделирование

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

 Закрепить знания о русских народных произведениях.

Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».

Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Учить конструировать по контурной схеме.

ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк.

-  Игровая мотивация;

- Дидактические задания,  

-  изучение схем,

- просмотр сюжета сказки «Колобок»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

22 занятие

Занятие «Военная техника»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.

Знакомить с различными видами военной техники.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: военная техника

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания,  

-  изучение схем,

-просмотр презентации «военная техника»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

23 занятие

Занятие «Аттракционы»

Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Учить делать выбор конструкции.

Знакомить с различными видами развлекательных антракционов.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: аттракционы: карусели «Ветерок», «Паровозик», «Ромашка» горки аквапарка.

-  Игровая мотивация;

- Дидактические задания,  

-  изучение схем,

- просмотр картин «карусель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

24 занятие

Занятие «Подарок маме»

Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущих растений.  

Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании.

ТИКО-поделки: цветок, ваза.

 -  Игровая мотивация;

- Дидактические задания,  

-  изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

25 занятие

 

Занятие «Наши пернатые друзья!»

Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи.

ТИКО-поделки: птица, кормушка.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Птицы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

26 занятие

Занятие  «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте)

Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого.

Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте.

ТИКО-поделки: звездолёт

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Космос»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

27 занятие

Занятие «Транспорт: водный транспорт»

Учить сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Научить различать различные виды треугольников и четырёхугольников.

Знакомство с логическим квадратом.

учить достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме.

Познакомить с различными видами водного транспорта.

ТИКО-поделки: парусник, лодка

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Водный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

28 занятие

Занятие «Транспорт: воздушный транспорт»

Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Закрепить умение конструировать логический квадрат.

Познакомить с различными видами воздушного транспорта.

Развивать координацию движений.

ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Воздушный  транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

29 занятие

Занятие «Транспорт: наземный транспорт»

Учить конструировать с помощью словесной инструкции.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Познакомить с различными видами наземного транспорта.

Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. ТИКО-поделки: автомобиль (объёмная фигура), светофор, пешеход, пешеходный переход.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Наземный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка работы по теме «Транспорт»

30 занятие

Занятие «Насекомые: откуда появляются бабочки?»

( Объемное моделирование)

 Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: гусеница, куколка, бабочка, цветок.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

31 занятие

Занятие «Насекомые: жуки»

(Объемное моделирование)

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей.

Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить с различными видами жуков.

Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: жук, лист.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Насекомые»

32 занятие

Занятие «Путешествие на Марс» (объемное моделирование)

Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности  (работа в парах)

 ТИКО-поделки: «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Космические аппараты»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка « Путешествие на Марс»

33 занятие

Занятие  «Сладкий стол»(объемное моделирование)

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах)

Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.

Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.

ТИКО-поделки: «ваза», «посуда».

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- просмотр посуды разных мастеров

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

 

34 занятие

Занятие «Правила безопасного поведения на детской площадке»(Конструирование детской площадки – объемное моделирование)

 Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности  (работа в парах).

ТИКО-поделки: дом, горка, карусель

  Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-  просмотр презентации «Безопасность в нашем дворе»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

35 занятие

Занятие «Зоопарк» (Комбинирование многогранников – объемное моделирование)

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: верблюд, жираф и др.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-  диктант по схемам

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

 

36 занятие

Занятие «Мой любимый город»

(объемное моделирование)

(мониторинг)

  Выявить уровень знаний и умений воспитанников. Продолжать учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

 Обогащать знания о инфраструктуре городов.

  ТИКО-поделки:  

 «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- просмотр схем, дополнение недостающих деталей

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Мой любимый город».

                 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

      Программа реализуется в помещении группы № 1. Помещение оснащено доской для размещения наглядностей, мольберт, отдельными столами для работы детей, наборами ТИКО-конструктора.

                   

                         ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

       Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией И.В.Логиновой.

  Результативность программы отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков.

Виды мониторинга: на начало учебного года с заполнением диагностической карты; итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ воспитанников, выполненных в течение учебного года.

Имя , фамилия ребенка

Знает и называет

 детали конструктора

Умеет скреплять

 детали конструктора

Работает по схемам

Сравнивает и классифицирует многоугольники

Строит по

творческому замыслу

Строит по образцу

Ориентируется в понятиях

(Вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали

Конструирует и исследует многогранники

Строит по

 инструкции педагога

Работает в команде

Умеет  обыгрывать

постройки

Констр объем

фигур по технол. карте

Сравнивать и анализировать

объемы различных геом.фигур

Выделяет целое и части

Количество баллов

Критерии уровня развития умений и навыков

 Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

 Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

 Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Умение проектировать по образцу

 Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по схеме 

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

 высокий уровень – 9 – 12б, средний уровень – 4 – 8б, низкий уровень – 1 – 3б.

Условные обозначения:2 – высокий уровень развития,1 – средний уровень развития, 0 – низкий уровень развития

                          ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Форма работы

сентябрь

«Знакомство с конструктором» Консультация

Родительские собрания «Преимущества ДОП «ТИКО страна»

октябрь

«Использование технологии ТИКО- моделирования при моделировании объектов» консультация  

ноябрь

«Плоскостное моделирование» Открытое занятие

декабрь

Презентация ДОП «ТИКО- моделирование»

 Открытое занятие

январь

«Играем дома» Консультация

февраль

 «Домашняя игротека» Консультация  

март

«Какие игровые упражнения можно выполнять дома» консультация

апрель

Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворенности родителей

май

Проведение выставки «Наши достижения»

                                  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
  3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
  4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
  5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по реализации вариативной части  основной образовательной программы  дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...