Картотека подвижных игр в старшей группе
картотека (старшая группа)

Шупыро Светлана Власовна

Подвижная игра — мощный инструмент формирования жизненных навыков, средство физического, умственного и творческого совершенствования. Задачи и формы её проведения значительно изменились, но цель осталась прежней: дать маленькому человеку комплекс знаний, умений и навыков, необходимый для успешной адаптации в нашем сложном, быстро меняющемся мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_p.igry_.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №7» города Сосновоборска

                        Картотека

    подвижных игр в старшей группе

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Подвижная игра «Передай – встань»

Подвижная игра «Найди мяч»

Подвижная игра «Карусель»

Подвижная игра «Мышеловка»

Подвижная игра «Угадай, кого поймали»

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Подвижная игра «Стадо и волк»

Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Подвижная игра «Свободное место»

Подвижная игра «Волк во рву»

Подвижная игра «Лягушки и цапли»

подвижная игра «Водяной»

Подвижная игра «Космонавты»

Подвижная игра «Сокол и голуби»

Подвижная игра «Птички и клетка»

Подвижная игра «Самолеты»

Подвижная игра «У кого мяч»

Подвижная игра «Совушка»

Подвижная игра «Бездомный заяц»

                       Картотека

             подвижных игр зимой

Снежная королева

Мороз - Красный нос.

Снежная карусель.

Мы - веселые ребята.

Ловишки парами

Метелица.

Чья пара скорей?

Эстафеты: Воротца, Санный городок , Эстафета на санках  , Черепашки , Санные перетягушки , Обменяйся флажками , Синие и желтые палочки , "Котел" или "Мяч из круга", Мячом по булаве ,

Сани-тачки , На одной лыже , Лыжная упряжка , Встречная эстафета с лыжной палкой "Кто быстрее".

Конкурсы

                                                                                                                        Составила

                                                                  воспитатель: Шупыро Светлана Власовна

                                                                    Высшей квалификационной категории

                                   Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет: «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: выбираются 2 лисы.

                        Подвижная игра «Передай – встань»

Цель: воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

                                  Подвижная игра «Найди мяч»

Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

                                  Подвижная игра «Карусель»

Цель: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!».

                                      Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

                              Подвижная игра «Угадай, кого поймали»

Цель: развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

Правила: возвращаться по сигналу «Пора домой».

Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).

                            Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

                              Подвижная игра «Стадо и волк»

Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

Описание: на одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.

Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.

Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.

                               Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Описание: на одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

                                  Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»

Описание: на площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне. Правила: бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны. Варианты: поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.

                        Подвижная игра «Быстрей по местам»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят: «Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»

Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».

Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

                           Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты: выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

                               Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость, быстроту.

Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

                               Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Цель: совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.

Разделение ролей: выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».

Ход игры.
Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).
На слова воспитателя:
Зайчик прыг-скок. прыг-скок
В зеленый лесок
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».

Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.

                           Подвижная игра «Свободное место»

Цель: развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.

Указания. Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга.

                              Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий — волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

                              Подвижная игра «Лягушки и цапли»

Цель: развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.

Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре могут быть и 2 цапли.

                                       Подвижная игра «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.

                             Подвижная игра «Космонавты»

Цель: развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.
По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты. На такую полетим!
Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:
На какую захотим, Опоздавшим места нет.
С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

                           Подвижная игра «Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.

                            Подвижная игра «Птички и клетка»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.

                                 Подвижная игра «Самолеты»

Цели: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.

I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2-3 мин.

II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

                             Подвижная игра «У кого мяч»

Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.
Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.

                            Подвижная игра «Совушка»

Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» — все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.

                               Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.

Подвижные игры зимой для детей:

                                  Снежная королева

 Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

 Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева»

в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а

Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она

коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

                                  Мороз - Красный нос.

Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два

дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине

площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный

нос. Он произносит:

Я Мороз — Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом,

Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой).

Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг

Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз

подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом

учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или

оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными.

После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце

игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил

больше играющих.

                               Снежная карусель.

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и

изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут

сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут.

После того как играющие пробегут по кругу несколько раз,

взрослый предлагает им изменить направление движения,

говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону».

Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают

двигаться в противоположном направлении. Сперва они

двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока

взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно

падают на землю». Движение снежной карусели замедляется,

дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого

отдыха игра возобновляется.

                              Мы - веселые ребята.

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по

словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному

направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Дети становятся на одной стороне площадки за

воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки

сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих,

располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают

дети). Играющие хором произносят:

Мы — веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три — лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и

прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им

отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих,

которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает

пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек

подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке

и выбирают нового.

                                       Затейники

 Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идутпо кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем ... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник

показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу

конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой

или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие,

характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны

повторить это действие и назвать его. После нескольких

повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь

другого из играющих. Затейники должны стараться

                               Ловишки парами.

Цель: научиться бегать в паре.

Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2-

3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого

первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки,

стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При

повторении игры дети меняются ролями.

                                     Метелица.

Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым

стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает

между снежными постройками, валами, санками змейкой или

обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку

и не натыкаться на предметы.

                                   Чья пара скорей?

Дети образуют два звена, в каждом из них распределяются

на пары, становясь друг за другом. По сигналу взрослого две

первые пары детей, взявшись за руки, быстро бегут в сторону

снеговика, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары

возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие

пары.

                                      Эстафеты:

Воротца

Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции

20–30 м установлены "воротца" (лыжные палки, связанные вверху).

По сигналу первый участник должен пробежать в "воротца", добежать

до конечной остановки и вернуться обратно в команду.

Санный городок

1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг

напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить

правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до

девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок

уходит в конец колонны.

2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–

20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды

находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй

участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в

обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда

участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.

Эстафета на санках

Команды строятся лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него.

Участник каждой команды имеет свой цветной флажок.

Один участник садится в санки на колени, держа флажок в руке, а

второй участник везет его до конечной остановки, где они меняются

местами.

Черепашки

Участники игры строятся попарно.

По команде участники садятся на санки спиной друг к другу.

Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20

м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Санные перетягушки

Санки ставят носами в противоположные стороны, сидящие на них

игроки держат в руках канат. Каждый участник старается перетянуть

соперника и уехать дальше вперед.

Обменяйся флажками

Для игры нужны флажки 2 цветов (палочки, кубики) по количеству

участников и площадка квадратной формы. Каждый игрок одной

команды получает 2 флажка разного цвета.

Разделившись на 2 группы, игроки этой команды располагаются у

противоположных сторон площадки.

Игроки другой команды, также разделившись на 2 группы, занимают

другие стороны квадрата.

По сигналу обе команды устремляются вперед. Задача первой

команды – обменяться флажками с таким расчетом, чтобы у каждого

игрока оказалось два флажка одного цвета.

Задача второй команды, которая без флажков, помешать этому.

Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды,

последний выходит из игры.

Первая команда считается победительницей в том случае, если

больше половины игроков успели обменяться флажками. В

противном случае – побеждает вторая команда.

При повторении игры участники меняются местами.

Синие и желтые палочки

На снежном холмике лежат синие и желтые палочки по числу

игроков. По команде "Марш!" все выбегают из-за общей черты.

Каждый старается взять палочку цвета своей команды и вернуться

обратно. Побеждает команда, игроки которой прибегут с палочками за

черту дальше.

"Котел" или "Мяч из круга"

На утрамбованной площадке чертится большой круг диаметром 5–10

м. В центре круга – еще один диаметром 1 м. Этот маленький круг

называется "Котел".

Чертятся 2–3 круга по количеству команд.

В центре круга – игрок противоположной команды. За кругом игроки

одной команды. Все с клюшками.

Задача: команда забивает мяч в "котел".

Водящий: старается не пропустить мяч в "котел".

Игра идет на время.

Выигрывает та команда, которая забьет больше голов.

Мячом по булаве

Команды выстраиваются в колонну и поочередно бросают мяч

клюшкой, стараясь сбить булаву, расположенную на расстоянии 8–10

метров от линии.

Для игры иметь несколько комплектов мячей или булав, быстро

передавать следующему игроку. При наличии инвентаря задание

могут выполнять все игроки сразу, постепенно меняясь с теми, кто

подает инвентарь.

Сани-тачки

Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись

за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются

местами.

На одной лыже

Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки

движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает

команда, которая быстрее поменялась местами.

Лыжная упряжка

Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет

на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и

обратно.

Встречная эстафета с лыжной палкой "Кто быстрее".

Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один

участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной

палки, а другой конец палки держит участник на санках. По сигналу

судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за

лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку

другой паре играющих. Эстафета заканчивается, когда команда

вернется на то место, откуда начинала старт.

                                               Конкурсы

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.

2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.

3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или

отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.

4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м.

Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.

Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.

5. "Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию.

Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии

выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На

второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем

на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут

до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает

соревнование; те участники, которым не достались флажки,

возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот,

кто возьмет последний флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...