Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе «Русские богатыри»
план-конспект занятия (старшая группа)

Педагогические цели:

Воспитывать любовь к своей родине, интерес к истории своей страны, чувство сопричастности культуре своего; воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус у детей.

Формировать патриотические чувства; представления о великих русских богатырях-защитниках земли русской; положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности на развлечении.

Развивать двигательную активность; интерес к работам художника В. М. Васнецова творческие способности детей в рисовании акварелью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия

в старшей группе «Русские богатыри»

Музыкальный руководитель Мешалкина С.В.

Педагог дополнительного образования Богатая И.Н.

Инструктор по физкультуре Шуровская Т.Е.

Воспитатели: Храпина И.А., Ильюшенко Р.Г.

Педагогические цели: 

Воспитывать любовь к своей родине, интерес к истории своей страны, чувство сопричастности культуре своего; воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус у детей.

Формировать патриотические чувства; представления о великих русских богатырях-защитниках земли русской; положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности на развлечении.

Развивать двигательную активность; интерес к работам художника В. М. Васнецова творческие способности детей в рисовании акварелью.

Целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):

Знаком с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведение искусства, информационные материалы; знает, как и когда жили русские богатыри да красны девицы; использует в речи старинные слова: палица, меч и ножны, копьё и другие; ясно и точно выражает свои мысли; умеет совместно с другими детьми раскрашивать акварельными красками, выполняя коллективную работу.

Содержание наполнения образовательной деятельности в разных образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.

Билингвальный компонент: картина-раскраска В.М.Васнецова «Богатыри»

Средства реализации: репродукция картины В.М.Васнецова "Богатыри", подбор загадок (сундучок), спортивный инвентарь, акварельные краски.

Предварительная работа: рассматривание картин К.Васильева "Настасья Микулишна", В.Васнецова "Три богатыря"; рассматривание иллюстраций с изображением русских богатырей, с изображением быта русского народа, народного творчества; чтение отрывков былин "Илья Муромец", "Илья Муромец и соловей-разбойник", "Добрыня и змей", загадок, разучивание стихов.

Словарная работа: обогащать словарный запас определениями, словами, обозначающими снаряжение богатырей- кольчуга, латы, шлем, Меч, палица и другие, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Педагог: Ой, вы, гой еси Добры молодцы, добрый Молодцы Да красной девицы. Собрались Мы сегодня все вместе на разговор Добрый, да на беседу складную. А беседовать мы будем, а славных богатырях русских. Красный девицы нас послушают свои умения покажут. Велика наша Матушка Россия, широки её просторы! Поляк пшеничные, берёза стройные, реки широкие. Давным-давно на месте городов, которых мы сейчас живём были леса, полный зверей птиц. На этой земле И жили наши предки славяне. Наше государство называлось в те времена Русь.

Дети слушают и смотрят

Организационно-поисковый

Педагог: - а, как сейчас называется наше государство?

 Людей, живших на Руси, называли русичами. Славились Они силушкой Богатырской да храбростью. Ребята, подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, в сказках, но и в творчестве художников и музыкантов.

Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри". А великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский сочинил музыкальные произведения "Богатырские ворота". И сегодня мы с вами познакомимся с этими великими произведениями искусства.

Звучит запись "Богатырские ворота" Мусоргского.

Три защитника, Три брата, Три богатыря! Русь на воинов богата! С поля боя нет возврата, за спиною-Русь, мать-земля, родные хаты...-эй, смелее в бой, ребята! Меч и лук, копьё, Булава, Щит и верный конь... враг! Не тронь родной державы! Охраняет Русь по праву Богатырь родной!

- Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы: кто изображён на картине художника Васнецова? Кто находится в центре картины? Как вы догадались, что это Илья Муромец? Кто слева от Ильи Муромца? Расскажите о нём. Кто справа от Ильи Муромца? Какими качествами обладал Алёша Попович? Куда смотрит каждый из богатырей? Что охраняют богатыри?

Главным другом богатырей был конь.

Зачем она нужна богатырям? Что надето на голову богатырей?

Шлем точка на Руси его называли шлемом точка шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором., а кто был побогаче, украшал шлем с позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются богатырей?

Меч был главным оружием воинов-богатырей и воинов-ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булатный. Меч был русским оружием точка на мечах давали клятву, меч почитали точка он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Вещь носили в ножнах чтобы он не ржавел. Рукоятка Меча и нужно украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятки меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Педагог: какой пейзаж окружает богатырей?

Правильно, всё красиво, но обратите внимание, Какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Педагог: правильно Ребята вы всё верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович-самый любимые и известные русские богатыри. Как стражи Святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит.

У богатырей одна цель-не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами Раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Васнецов утверждает свои картины, что Богатыри земли русской всегда готовы:

Встать за честь Родины против недруга, да отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные Богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. В.Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство гордости за Родину.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете старинные и современное оружие и военную технику. Подгруппа выбирает карточки с изображением современного оружия и техники, а вторая подгруппа-со старинными предметами.

Дидактическая игра в "старинное и современное оружие".

- Ребята, а теперь давайте послушаем песню А.Пахмутовой "Богатырская наша сила".

Танец по показу.

- Какие чувства вызывают у вас эта музыка?

Педагог: дети, а с кем боролись герои-богатырей?

Инструктор по ФИЗО:

- давайте мы ребятки, с вами помиримся силушкой Богатырской (дети делятся на две команды)

Разминка «Мы-богатыри»

Дружно встанем раз, два, три,

мы теперь Богатыри

мы ладонь глазам приставим,

ноги крепкие и расставим,

поворачиваешь вправо-оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Наклонились влево – вправо

Получается на славу

Шагает на месте,

 руки согнуты в локтях, показывают силу,

Руку правую подносят козырьком глазам,

ноги в стороны,

поворот вправо,

руку левую подносят козырьком глазам,

поворот налево, руки на поясе, наклон влево-справа,

Руки вверх

«Меткий стрелок» (бросают мячи в корзину)

Молодцы ребята, вы очень дружные и меткие, как настоящие богатыри!

Педагог обращает внимание детей на то, что появился волшебный сундучок. - Ребята, давайте откроем его и посмотрим, что там внутри! Посмотрите ребята, это берестяная грамота, а на ней письмена интересные. Прочитаем? Педагог загадывает детям загадки.

1.Знают взрослые и дети, нет его сильней на свете. Одного напомню я - Это Муромец Илья.

2.Ильи Муромца жена

И красива, и стройна, да, к тому же журналистка, и совсем не скандалистка - Славная лебедушка, звать ее…

3.Ладно скроен, Крепко сшит, Землю русскую стоит.

4.Рубашку такую не вяжут, не шьют. Ее из колечек железных плетут.

5.Оружие это, не просто поднять. Не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же…

6.Чтобы грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит Тяжелый, блестящий и кругленький...

Педагог:

Молодцы ребята, все загадки отгадали!

Инструктор ФИЗО: Ребята, кто лучший друг богатыря? Правильно, конь. Следующее наше состязание – Эстафета «Проскачи на коне» (дети разбиваются на 2 команды и скачут на фитболах.

Инструктор ФИЗО:

Богатыри наши устали, отдохнут немного, а красны де «Варим обед». (Девочки по очереди идут к кастрюля стоящим на столах и готовят по командам суп и компот, складываем в несоответствующие продукты. Затем, все вместе, проверяют правильность приготовления супа и компота.)

- умницы, девицы, добрый обед приготовили!

Педагог:

Русские Богатыри оставили нам, своим потомкам, мудрый Завет: защищать свою родину, беречь её точка быть сильным, храбрым, мужественным и отважным точкам любить свою Родину, беречь её. Быть сильным, храбрым, мужественным и отважным. Любить свою родную землю матушку, свой народ!

Воспитатель:

-Вот детки, мы рассмотрели с вами репродукцию В.Васнецова "Богатыри", а теперь давайте мы вместе раскрасим эту большую картину-раскраску.

- а, чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два - всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки.

Пальцы - два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Дети отвечают - Россия

Дети отвечают:

Три богатыря. Илья Муромец. Он самый старший, могучий, мудрый и опытный Богатырь. Добрыня Никитич. Рассказывают о нём. Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Отличается хитростью, смекалкой, дерзостью. Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов. Землю русскую, её границы. На тело надето кольчуга-железная рубашка. Она защищала богатырей от ударов как я, стрел и меча. Хочу довесила 7 кг. Шлем., лук, колчан со стрелами, кисть, палица, булатный меч.

Здесь всё красиво нарисовано-и облака, и небо, и даже ёлочки под ногами коней. Здесь всё, как настоящее.

Природа спокойна, когда у неё есть такие защитники.

Играют в дидактическую игру

Слушают песню

Танцуют

Отвечают на вопрос

Боролись с соловьём-разбойником, змеем Горынычем, Кощеем бессмертным, Тугариным змеем.

Выполняют разминку

Бросают мяч в корзину

Разгадывают загадки

отвечают:

Богатырь.

Алёнушка.

Богатырь.

Кольчуга.

Меч.

Щит.

Дети отвечают: лучший друг богатыря - это конь

Дети разбиваются на две команды и скачут на фитболах.

Дети выполняют эстафету "варим обед" муляжи продуктов на фрукты и овощи складывают в разные кастрюльки

Дети читают стихи

Выполняет пальчиковую гимнастику

Дети садятся за столы самостоятельно выбирают краски. Самостоятельная работа детей.

Рефлексивно-корригирующий

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые, сильные богатыри у вас получились. С ними нам не страшны никакие враги! Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.

Вот и встречи нашей Конец, всему делу Венец. Люди добрые, до свидания! Приходите снова к нам.

Рады мы всегда в гостях!

Всем, кто нас видел,

Всем, кто нас слышал...

Все: доброго здоровья!

По окончанию рисования дети вместе рассматривают свою картину и делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия старший дошкольный возраст «Подательница вкусной еды»

Занятие посвященно русской  кормилице  - корове. Дети узнают о молочных продуктах, технологии их приготовления....

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»

Технологическая карта интегрированного занятия  в старшей группе  с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА музыкального занятия.. Старшая группа.

Схема календарного планирования рассчитана На 2 месяца - 15 занятий. 16й - утренник.8 е – музыкальное занятие (тематическое, комплексное, доминантное, интегрированное)....

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе на тему «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Предоставить возможность проявить свои творческие спос...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....