Оценивание деятельности детей дошкольного возраста в процессе их развития
статья (подготовительная группа)

Ростиславская Елена Викторовна

Опыт работы воспитателя подготовительной группы компенсирующей направленности детей с ОНР (ТНР)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание деятельности детей дошкольного возраста

в процессе их развития

Опыт работы воспитателя

подготовительной группы компенсирующей направленности

детей с ОНР (ТНР)

Ростиславской Елены Викторовны

Нашу группу посещают дети, которые приходят из разных детских садов района.

Это очень не простой коллектив. Свою работу мы начинаем с выявления особенностей развития каждого воспитанника. Какой ребенок по характеру, что он любит делать, какие его увлечения, на какой ступени развития он находится.

Результаты оформляем в форме «Карты достижений ребенка» в начале года и в конце.

Часто видим из результатов, что дети приходят с разной самооценкой, с разной культурой общения, с разными представлениями об окружающем мире. Дети, которые  не приучены заниматься, узнавать новое.

Таким образом, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, мы планировали, каким образом стимулировать детей к инициативности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе, к сверстникам, к своей деятельности.

В этом нам помогли разные виды оценивания.

Одно из условий успеха нашей работы являлось создание коллектива, доброжелательной атмосферы в группе, уважительное отношение к детям, осознание детьми правил поведения в группе.

В этом мне помогают социоигровые технологии, которые позволяют решать много задач, например умение детей разрешать конфликты и споры, считаться с мнением других.

На практике это может происходить следующим образом.

Сначала мы используем метод разъяснения, т.е. предлагаем правила поведения, которые нужно соблюдать в командах. Говорим: «В командах надо поступать так».

Капитаны с командой выполняют задания и получают похвалу. Капитаны при выполнении следующих заданий меняются. Таким образом, оценку в виде похвалы  получает не один ребенок в роли капитана, а несколько или все дети, если команды малочисленные. Это помогает неактивным детям проявить себя, стать более уверенными, повысить свой авторитет среди других детей, проявлять в будущем больше инициативы.

Так же оценивается, соблюдение правил в команде.  

Систематическая работа привела к тому, что  уже дети сами оценивают свои действия или  действия других детей в команде.

Метод похвалы используем в течение всего дня. Например, вместо коротких слов «Молодец», «Здорово», «Плохо» стараемся использовать развернутые фразы: «Мне нравится, как ты это делаешь?», «Давай посоветуемся с другими», «Подумай еще раз», «Я уверена ты это знаешь».

Хороший результат дают методы поручения (приучаем к положительным поступкам) и поощрения (закрепляет полезные навыки, повышает чувство ответственности, вселяет уверенность).

Например, можно дать ребенку поручение выучить стихотворение. Ребенок получает поощрение в виде смайлика, далее он готовит  другое стихотворение. За месяц ребенок собирает 5 смайликов, которые можно поменять на сюрприз в мешочке. В данном случае используется еще и похвала, когда можно сказать: «Сегодня у тебя получилось рассказать стихотворение лучше, чем в прошлый раз!»

Поручения могут быть разные: «Трудовые, например дежурство», «Помощь другим детям», «Принести из дома книгу определенного содержания».

С помощью поручений  развиваются  необходимые качества, такие как самостоятельность, ответственность,  аккуратность.

Для развития способности у детей анализировать различные ситуации и находить их решение нам помогла Кейс-технология. 

Кейс-иллюстрации. Оцениваем разные поступки детей через иллюстрации. Например, «Мальчик обижает девочку», «Девочка не уступила игрушку подруге».

Кейс-стади (ситуации). Ситуации, которые произошли в данный момент. Например  «Мальчик не уступил место девочке». Мы разбираем, анализируем действия и решаем проблему, даем оценку.

В результате эта технология  дает возможность детям применять свой опыт, проявлять желание повысить культуру поведения, получать одобрение со стороны взрослых.

При оценивании поступков детей помогает  художественная литература. Например, рассказы Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Сторож», «Просто старушка», Носова «Замазка», «Огурцы», Драгунского «Друг детства», Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». У нас есть любимая настольная книга для детей под названием «Правила поведения для воспитанных детей». Она написана в стихотворной форме. Совместно с детьми  оцениваем поступки героев этой книги.

В дальнейшем дети используют правила поведения в повседневной жизни, тем самым получают словесное одобрение, что вызывает положительные эмоции.

Чтобы побороть страх, стеснительность, неуверенность нам помогла систематическая работа с технологией «Интеллект-карта».

Суть состоит в том, чтобы с помощью символов или схематических рисунков ребенку нужно пересказать, например рассказ, сказку. Дается установка «Необходимо рассказать выразительно, последовательно, близко к тексту».

Далее, мы положительно оцениваем высказывания ребенком, например: «Ты сегодня выразительно, последовательно и интересно рассказал свой рассказ», «Ты сегодня рассказал еще лучше, чем в прошлый раз». При этом осторожно уточняются и те моменты, которые не совсем получились.

 Теперь даже стеснительные дети стали более инициативными, чаще выражают желание поделиться своими мыслями.

Есть дети, которые испытывают страх при рисовании, считают, что у них не получится, будет хуже, чем у других или думают, что будут смеяться. В таком случае эмоциональной речью проявляем заинтересованность и говорим: «Ты сегодня сделал лучше, чем я, ты нарисовал, как художник», повышая заниженную самооценку, вызывая положительные эмоции к своей работе и желании творить дальше.

Бывает дети расстраиваются, если не получается работа, тогда можно использовать фразы: «Художник умеет прятать свои ошибки», «Художник может превращать ошибки во что-нибудь интересное», осуществляется индивидуальный подход к ребенку. Находим интересные моменты в рисунках каждого ребенка и побуждаем детей радоваться, не только своим успехам, но и успехам других. Например: «Посмотрите, какие интересные дома получились у Максима», «Посмотрите, какие тоненькие стволы деревьев нарисовала Аня»

Мы активно поддерживаем инициативу детей в свободной деятельности. В группе созданы условия для свободного развития, самовыражения детей. Часто дети рисуют индивидуальный рисунок и дарят воспитателю. Мы благодарим ребенка словесно. Это стимулирует других детей нарисовать рисунок, чтобы их оценили.

Вывод:

И так, нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом? Конечно, да, так как это имеет стимулирующее и ориентирующее воздействие на ребенка, тем самым способствует развитию его.

Но оценка  должна быть продуманной и осторожной, так как она может повлиять  на переживания детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности в детском саду, в школе.

Закончу свою речь словами Максима Горького «Если  вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".

обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Брошюра "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе изучения природы. Эксперименты и опыты"

В брошуре собраны и описаны опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и т.д....

Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений»

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на форми...